Э
Э
направленности детского сада №1 «Ласточка»
по теме « Что такое вулкан»
Цели:
-Познакомить детей с природными явлением – Вулкан.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;
Развивающие:
- развивать речь, активизировать способность детей использовать в речи слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава;
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
- Поощрять детей за самостоятельные формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные представления;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность;
Предварительная работа:
-Рассматривание и чтение детских энциклопедий;
-Изготовление макета вулкана;
Индивидуальная работа:
-активизировать фразовую речь;
Совершенствовать звукопроизношение.
Ход занятия:
Слайд 1
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
-Проходите, присаживайтесь на стульчики. Для того, чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, вам нужно отгадать загадку:
Я плююсь огнем и лавой,
Я – опасный великан
Славен я недоброй славой
А зовут меня – (Вулкан)
Слайд 2
- Правильно. Сегодня мы поговорим о таком таинственном явлении, как вулкан. И я хочу рассказать вам одну легенду:
Слайд3
Жил на свете бог по имени Вулкан, что значит огонь. Странный это был бог: некрасивых, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Вулкан сумел подчинить себе огонь. Построил он себе кузнецу в высоченной горе и начал ковать оружие и делать украшения. И если над горой появлялся пар и огонь , люди со страхом говорили : «Вулкан работает» и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедыщащие горы люди стали называть вулканами.
-Вот такая легенда. Кто мне скажет, что такое вулкан?
Слайд 4. (Гора). Правильно, это гора. Но это необычная гора. Ведь вулкан в переводе означает «бог огня». А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего разговора.
Слайд 5
- А вы знаете Какой вулкан самый большой? Как называют эту сопку? (Ключевская сопка)
А на что похожа эта гора. (на конус, на треугольник).
- Когда вулканы спят, они мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» ( Слайд 6 картинка с извержением ), и тогда начинается сильный подземный гул, и их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток. Кто знает, как он называется? (Лава).
Слайд 7
- Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых, превращаются в жидкие. А когда лава застывает, получаются новые камни.(картинки с лавой, камнями, огонь).
Слайд 8
Вспомните, пожалуйста, что же вырывается из вулкана? (камни, пепел, огонь).
- А хотите узнать, как устроен вулкан?(Слайд 9, как устроен вулкан). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша, а на дне красновато-оранжевая пасть – это жерло вулкана или дыра, которая уходит глубоко в землю. Огненная жидкость выходящая из вулкана называется лавой.
- Есть ребята живые вулканы (действующие), есть спящие, а есть потухшие. А также вулканы бывают наземные и подводные . Живые вулканы извергаются. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок.(Слайд 10 с курящим вулканом) Такие вулканы называются спящими. Над вершиной спящего вулкана вьётся маленький дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь.
Слайд 11
Потухшие вулканы никогда не извергаются, молчат все время и признаков жизни не падают.
- Извержение вулканов угрожает жизни людей. Лава разрушает здания, перекрывает дороги. Пепел попадает в организм человека и животных, что очень вредно для здоровья, еще пепел представляет угрозу для воздушного и пассажирского транспорта.
Как вы думаете почему? Правильно. Давайте и мы укрепим свое здоровье и проведем разминку.
Физминутка:
Любим спортом заниматься
Будем очень мы стараться
Мяч бросать и принимать
Метко в даль его бросать
Ловко прыгать на скакалке
Ног своих совсем не жалко
Приседать и вновь вставать
Руки быстро поднимать
Наклоняться вправо, влево
Все мы делаем умело.
- Садитесь на стульчики. Продолжим наше исследования
Слайд 13
- Хотя вулканы всегда вселяли страх и ужас, люди жили и продолжают жить рядом с ними, ведь вулканы могут спать «Очень долго» .
Слайд 14
- Для того, чтобы узнать, когда вулкан проснется, за их состоянием следят ученые, которых называют вулканологи. С помощью специальных приборов, они узнают, когда вулкан «Спит», А когда он «проснется»
Вы очень много смотрели на картинки и ваши глаза устали. Пусть они немного отдохнут.
Гимнастика для глаз:
Покажите указательный пальчик, давайте с ним поиграем, надо следить за пальцем не поворачивая головы:
Раз – налево, два – направо
Три – наверх, четыре вниз;
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцы глаз
Видеть скоро будем лучше (моргаем)
Убедитесь вы сейчас.
- А вы бы хотели увидеть, как извергается вулкан?
Тогда давайте закрывайте ваши глазки и перенесёмся в нашу лабораторию и попробуем разбудить наш вулкан. Что нам для этого понадобится.( На доске вывешены картинки с подсказкой: сода, жидкость для мытья посуды, краска, уксус перечеркнутый красным крестом).
Проводим опыт. После завершения обобщающая беседа.
- Скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали?
- А давайте ответим на самый главный вопрос: почему же вулкан называют «Богом огня»?
Молодцы, вы сегодня были очень внимательны, правильно отвечали на все мои вопросы, и я вам предлагаю на следующем занятии зарисовать свои вулканы . Спасибо вам и давайте попрощайтесь с нашими гостями.
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
Итоговое занятие в средней группе комбинированной направленности №10 «Светлячки»
Тема: Что такое Вулкан?
Подготовила воспитатель: Пивовар Лидия Ивановна
г. Елизово
2016г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.