УО АМР «Княжпогостский»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Емвы
Республики Коми
Использование метода проектов
во внеурочной деятельности в рамках биологического кружка.
Материалы на V дистанционный
Фестиваль педагогического
мастерства по проектной и
исследовательской деятельности
Автор: Кучменева
Надежда Александровна
2017-2018 учебный год.
Введение.
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, что необходимо воспитывать с ранних лет.
В современном мире происходит интенсивное изменение окружающей жизни, научно-технический прогресс активно проникает во все сферы, и все это диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.
В своей проектной работе я раскрываю тему: «Красная Книга Республики Коми».
Вид проекта: познавательно - образовательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: учащиеся 5-6 классов.
Цель проекта:
1. Расширять знания детей об экологии, охране природы;
·Обобщить знания учащихся о значении растений и животных в жизни человека;
·Ознакомить детей со структурой Красной книги, растениями и животными, которые в неё внесены;
·Познакомить с заповедниками и животными, находящимися под охраной;
·Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
2. Развивать логическое мышление, память, умение наблюдать, анализировать, обобщать;
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
4. Познакомить с охраняемыми видами животных и растений Республики Коми.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Актуальность: Изучая природу, человек познает ее законы и гармонию. К большому сожалению, зачастую люди сами оказывают отрицательное воздействие на природу, когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнезда, оставляют в лесу не затушенный костер. Много диких животных погибает на наших дорогах!
Учащиеся имеют недостаточные представления о живой природе.
Прежде всего, мы должны изучать права и обязанности в отношении охраны природы, закрепленные основными Законами России.
Предполагаемые результаты.
Личностные результаты:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
· развитие интереса к познанию мира природы;
· осознание места и роли человека в биосфере;
· расширение сферы социально-нравственных представлений;
· экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
· эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
· освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со сверстниками;
· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
· адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
· концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
· стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
· ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
· ставить и формулировать проблемы;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
· узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
· установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты:
· овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
· умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества.
Реализация проекта
«Рождение проблемы»
В беседах с детьми на кружковых занятиях выяснилось, что ребятам известно мало о Красной книге, о её назначении и содержании. Современные дети мало знают о таких вещах, как заповедник, заказник. Какие есть заповедники в Республике Коми и их обитателях.
Но в тоже время у всех детей проявился эмоциональный интерес к этой теме.
Содержание проекта
I этап - Подготовительный
1. Приобрести «Красную книгу».
2. Подготовить иллюстрации и краткое описание животных, занесенных в «Красную книгу».
3. Подготовить материал о заказниках, заповедниках, которые есть на территории Республики Коми.
4. Подготовить материал по художественному творчеству (картон, бумагу, ножницы, клей, фломастеры, карандаши).
5. Подобрать художественную литературу для чтения.
6. Акция: «Принести книгу о животном или растении и расскажи о нем всем детям»
II этап - Реализация проекта.
2.1. Познание:
Рассказы учителя: «Что такое Красная книга», «Исчезающие растения и животные родного края», «Природа в опасности», «Заповедный мир России».
Знакомство с пословицами и поговорками о живой природе, загадывание загадок.
2.2. Коммуникация:
-рассматривание картин, иллюстраций,
- экскурсия в парк «Осень в нашем поселке»,
-беседы «Путешествие в мир живой природы», «Как вести себя в природе», «Будь природе другом».
2.3. Социализация:
Игра «Узнай – кто Я?»
2.4. Художественное развитие:
Рисование: «Дикие животные лесов Республики Коми», «Мое любимое животное или растение».
2.5. Взаимодействие со специалистами:
Консультация для учителей «Заповедники Республики Коми».
III Этап - Заключительный
1. Оформление школьного стенда: «По страницам Красной Книги»;
2. Выступление учащихся в рамках общешкольного проекта «Заповедный мир»;
3. Обобщение опыта работы по данному проекту и по экологическому воспитанию.
План реализации проекта
Дата |
Содержание работы |
Участники |
Подготовительный этап |
||
Сентябрь - ноябрь 2016г |
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта (кружковое занятие «Год Экологии- 2017» анкетирование…. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). 3. Организация развивающей среды в группе учащихся (размещение репродукций картин, плакатов). |
учитель
учитель, учащиеся
учитель |
Основной этап |
||
В течение всего года |
1. Рассмотрение картин и плакатов на заданную тематику, знакомство с Красной Книгой |
учитель, учащиеся |
В течение всего года |
2. Просмотр презентации «Заповедный мир России» |
учитель, учащиеся
|
В течение всего года |
3. Подготовка иллюстраций и краткое описание животных, занесенных в «Красную книгу» |
учитель, учащиеся
|
март 2017 г. |
4. Создание стенда «По страницам Красной Книги» |
учитель, учащиеся |
март-май 2017 г. |
5. Подготовка цветочной рассады для школьной клумбы |
учитель, учащиеся |
Итоговый этап |
||
Цель - определение эффективности проектной деятельности, подведение итогов. |
Содержание |
Формы работы |
Сроки реализации |
Анализ уровня знаний об экологии. |
Педагогическая диагностика учащихся. |
Апрель 2017 |
Оценка результативности реализации проекта |
Составление отчета о реализации проекта. Создание презентации по итогам реализации проекта. |
Апрель 2017 |
Презентация проектной деятельности учащихся на школьной конференции «Заповедный мир» |
Подготовка участников конференции
|
Апрель 2017 |
Участие в республиканских творческих конкурсах по теме проекта |
Беседы с учащимися, подготовка творческих работ (рисунки, плакаты) |
сентябрь-ноябрь 2017 |
Итог работы
Учащиеся много узнали о редких животных и растениях, которые занесены в Красную книгу.
1. Какое значение имеют заповедники для животных.
2. Учащиеся стали более заботливо и бережно относится к окружающей среде.
3. Учащиеся пополнили свои знания новыми фактами.
4. Создали стенд «По страницам Красной книги».
5. Выступили на школьной конференции «Заповедный мир», посвященной году экологии -2017.
6. Приняли участие в республиканском творческом конкурсе плакатов среди школьников на тему «Охрана диких животных»
7. Конспект занятия по экологии, тема «Красная книга»
Внеклассное мероприятие
«По страницам Красной книги Республики Коми»
Цель:
1. Расширять знания детей об экологии, охране природы;
·Обобщить знания учащихся о значении растений и животных в жизни человека;
·Ознакомить детей со структурой Красной книги, растениями и животными, которые в неё внесены;
·Познакомить с заповедниками и животными, находящимися под охраной;
·Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
2. Развивать логическое мышление, память, умение наблюдать, анализировать, обобщать;
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
4. Познакомить с охраняемыми видами животных и растений Республики Коми.
Учитель: Что такое Красная книга? Для чего она нужна? (ответы детей) СЛАЙД 3
После Второй мировой войны люди впервые осознали, что видовое разнообразие животного и растительного мира находится под угрозой. Благодаря многочисленным исследованиям ученые выяснили, что с начала 17 века с лица земли исчезло множество представителей флоры и фауны.
Ученые мира в 1966 году создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее Красная книга. СЛАЙД 4
«Красная книга» — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. СЛАЙД 5
«Красная книга» —
список редких и находящихся под
угрозой исчезновения животных,
растений и грибов. СЛАЙД 6
Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. СЛАЙД 7
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни! СЛАЙД 8
Красная книга животных и растений республики Коми разделила на виды, каждой группе присвоив собственный статус. Такое разделение отобразилось в цифрах от 0 до 5, где 0 – это виды, которые, вероятно, навсегда исчезли с территории республики. Далее, по порядку: СЛАЙД 9
1 – Находящиеся под угрозой исчезновения. Виды (подвиды, популяции), численность особей которых уменьшилась до критического уровня или число их местообитаний настолько сократилось, что в ближайшее время они могут исчезнуть. СЛАЙД 10
2 – Сокращающиеся в численности. Виды (подвиды, популяции) с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в коротки сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения. СЛАЙД 11
3 – Редкие. Виды (подвиды, популяции) с естественно низкой численностью, распространенные на ограниченной территории (акватории) или спорадически встречающиеся на значительных территориях (акваториях).СЛАЙД 12
4 – Неопределенные по статусу. Виды (подвиды, популяции) неопределенные по статусу, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий, но нуждаются в специальных мерах охраны. СЛАЙД 13
5 – Восстановленные и восстанавливающиеся. Виды (подвиды, популяции), численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться, и приближаться к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению. СЛАЙД 14
Под СЛАЙД 15. Презентация проекта.
Ученики: Все больше узнавая о животных и растениях Красной книги, мы захотели поделиться своими знаниями с остальными ребятами и решили оформить школьный стенд.
Листая страницы Красной книги, нас заинтересовали разные виды животных и растений. Мы принялись за работу. Сначала подобрали информацию, оформили сообщения.
Вот как у нас получилось…
СЛАЙД 16. Заяц-Русак млекопитающее рода зайцев отряда зайцеобразных.
СЛАЙД 17. Астра альпийская охраняется в национальном парке «Югыд ва», Печоро-Илычском заповеднике. Статус Красной книги Республики Коми -3
СЛАЙД 18. Крупка снежная необходим контроль состояния популяций вида.
СЛАЙД 19. Малый лебедь охраняется в Печоро-Илычском заповеднике. Статус КК РК – 5
СЛАЙД 20. Мнемозина охраняется на территории Печоро-Илычского заповедника
СЛАЙД 21. Перепел охраняется в Печоро-Илычском заповеднике
СЛАЙД 22. Серый гусь точных сведений о его численности нет
Немного фото о том, как это было… СЛАЙД 23-25
И вот, что у нас получилось СЛАЙД 26
Наша
планета СЛАЙД 27
Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно...
Береги свою планету - ведь другой, похожей, нету!
Яков Аким
СЛАЙД 28. И напоследок:
Вспомним правила поведения в природе:
Правило 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Правило 4. Убирайте за собой мусор!
Правило 5. Берегите почву!
Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!
Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
СЛАЙД 29. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
СЛАЙД 30 Список использованной литературы:
Красная книга Республики Коми
1. http://www.myshared.ru/slide/481058/
2. http://www.nbrkomi.ru/page/915/
3. http://ib.komisc.ru/add/rb/introduction/
4. http://fb.ru/article/233627/krasnaya-kniga-jivotnyih-respubliki-komi-jivotnyie-i-rasteniya-krasnoy-knigi-respubliki-komi-nazvaniya-foto
5. http://baby-news.net/verses/%C0/16/128.html
6. http://boomerangclub.ru/up/images/informaciya/priroda-sakhalina-i-kuril/multemediinie-diski/red%20book/histori.htm
7. http://ib.komisc.ru/add/rb/
Список литературы:
1. Красная книга Республики Коми
2. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
3. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
4. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
6. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
7. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985
8. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
9. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.
Интернет-ресурсы.
1. http://scheglenko.school04.smoladmin.ru/index.php/dlya-druzej-kolleg/10-proektnye-metody-obucheniya
2. https://infourok.ru/priemi-i-metodi-organizacii-vneurochnoy-deyatelnosti-2315333.html
3. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-krasnaja-kniga-cheljabinskoi-oblasti.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.