Введение в астрономию
Оценка 4.7

Введение в астрономию

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
астрономия
07.03.2020
Введение в астрономию
Урок 01 Введение в астрономию.docx

Урок №1

Тема урока: «Введение в астрономию».

 

Цели урока:

 

Предметные: воспроизводить определения терминов и понятий «звезда», «световой год», «галактика», «астрономические наблюдения», «астрономическая единица»; «виды оптических телескопов» пространственно-временные масштабы;

 

Метапредметные:

 

·        Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

·        Регулятивные: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового, фиксировать результаты наблюдения и делать выводы, умение планировать и регулировать свою деятельность, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

·        Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 

Личностные: самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично, принятие социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 

ТСО (оборудование): Ноутбук, проектор, доска

 

Средства ИКТ: презентация «Введение в астрономию», видео «219 секунд, после которых Ваши проблемы покажутся ничтожными» https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=JKjrl6aB8uM

 

Ход урока.

 

      I.            Организационный этап.

 

 

 

 

 

 

 

   II.            Изучение нового материала.

 

Сегодня мы начинаем изучать с вами новую науку – астрономия. Астрономия - это одна из древнейших и самых увлекательных наук, которая изучает объекты и явления, наблюдаемые во Вселенной. Её истоки относятся к далёкому каменному веку.

На протяжении всей своей истории, человечество стремилось понять природу наблюдаемых объектов и явлений, разгадать тайны окружающего мира и определить своё место в нём.

У многих народов ещё на заре цивилизации существовали особые - космологические мифы, в которых рассказывалось о том, как из первоначального хаоса постепенно возникает космос, что в переводе с греческого, означает «порядок». Появляются небо и земля, моря и реки, растения и животные, а также сам человек.

Астрономия исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мегамира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной.

Итак, как я уже сказала, мы начинаем изучать новый предмет – астрономия. И тема нашего первого урока, запишите, «Введение в астрономию». (слайд 1). А работать мы с вами будем по следующему плану:

·        Сначала мы выясним, что изучает астрономия,

·        затем познакомимся с современными представлениями о Вселенной

·        и с методами изучения астрономии

 

Итак, приступим. Во-первых, астрономия – одна из древнейших и самых увлекательных наук. (слайд 2).  Во-вторых, запишите, (слайд 3)

 

Астрономия - наука, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

 

В-третьих, слово «астрономия» происходит от двух греческих слов:

астрон - светило, звезда и номос – закон.

 

Следует отметить, что потребность в астрономических знаниях диктовалась, и собственно, как и сейчас диктуется, жизненной необходимостью. К таким потребностям относится: (слайд 4).  

 

·        Потребность счета времени, ведение календаря.

 

Так, например, с незапамятных времен люди занимаются скотоводством и земледелием. Скотоводу и земледельцу надо знать, когда наступит весна, когда она сменится летом, когда после лета явится дождливая осень. И человек следит за солнцем: начинает оно подниматься на небе и сильнее греть, значит, скоро зиме конец, скоро придут теплые, ясные весенние дни.

Особенно внимательно приходилось изучать движение солнца жителям Древнего Египта, Китая, Индии… В этих странах текут огромные реки; когда они разливаются, то покрывают поля плодородным илом.

Обитателям речных долин очень важно было в точности знать время, когда начинается наводнение: не только чтобы подготовиться к севу, но, и чтобы своевременно спасти имущество и жизнь от волн разбушевавшейся реки.

Науки тогда простому народу были недоступны. Ими занимались жрецы — служители церкви.

Жрецы были первыми астрономами. Изучая движение небесных светил, они умели предсказывать не только наступление разливов, но даже затмения Солнца и Луны. Знание астрономии давало жрецам огромную власть над народом. Обманывая простых людей, жрецы уверяли, что они разговаривают с богами, что боги передают свои повеления людям через них, жрецов. Власть жрецов была так сильна, что их слушались и цари.

За небесными светилами приходилось следить не только скотоводам и земледельцам. Мореходы и сухопутные путешественники находили дорогу днем по солнцу, а ночью — по звездам. Исходя из этого можно сформулировать вторую потребность в изучении астрономии, это

 

·        Ориентация на местности, находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям.

 

Кстати, астрономия помогла людям начертить первые карты древних стран.

Ну и наконец, как говориться третья причина или третья потребность – это

 

·        Любознательность – разобраться в происходящих явлениях.

 

А четвертая, кстати не маловажная потребность – это

 

 

·        Забота о своей судьбе, кстати эта забота и породила такую науку, как астрология.

 

Таким образом, еще раз повторюсь, эта «небесная наука» - астрономия тесно связана с потребностями людей.

(Слайд 5).  Первые попытки объяснить таинственные небесные явления были предприняты в Древнем Египте более 4000 лет назад и в Древней Греции еще до начала нашей эры.

Именно, египетские жрецы составили первые карты звездного неба, дали названия планетам.

(Слайд 6).  А великий древнегреческий философ и математик Пифагор в VI в. до н. э. выдвинул идею, что Земля имеет форму шара и «висит» в пространстве, ни на что не опираясь.

Астроном же Гиппарх во II в. до н. э. определил расстояние от Земли до Луны и открыл явление прецессии оси обращения Земли.

(Слайд 7).  Современная же астрономия связана с отказом от геоцентрической системы мира и заменой ее гелиоцентрической системой (Н. Коперник, сер. XVI в.), с началом телескопических исследований небесных тел (Г. Галилей, нач. XVII в.) и открытием закона всемирного тяготения (И. Ньютон, кон. XVII в.). 

(Слайд 8).  Велика заслуга и немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571-1630 гг.), открывшего кинематические законы движения планет.

(Слайд 9). XVIII-XIX вв. были периодом накопления данных о Солнечной системе, Галактике и физической природе звезд, Солнца и планет.

С середины XIX в. астрономия взяла на вооружение фотографию и спектральный анализ.

В XX в. был открыт мир галактик. Было обнаружено общее расширение Вселенной.

Создание оптических и радиотелескопов, ракет и искусственных спутников Земли привело к открытию целого ряда космических тел - источников рентгеновского излучения: квазаров, пульсаров, радиогалактик.

Посадка спускаемых аппаратов на поверхность Венеры и Марса, пролеты космических аппаратов вблизи Юпитера и Сатурна и их спутников - достижения, которые привели к революции в астрономических методах исследования Вселенной.

Современная астрономия тесно связана с математикой и физикой, с биологией и химией, с географией, геологией и с космонавтикой. Используя достижения других наук, она в свою очередь обогащает их, стимулирует их развитие, выдвигая перед ними все новые задачи. Астрономия изучает в космосе вещество в таких состояниях и масштабах, какие неосуществимы в лабораториях, и этим расширяет физическую картину мира, наши представления о материи.

Современная астрономия - чрезвычайно разветвленная наука, развитие которой напрямую связано с научно-техническим прогрессом человечества. Астрономия делится на отдельные направления, в которых используются присущие только им методы и средства исследования. Так, запишите (Слайд 10).

 

Астрометрия - раздел астрономии, изучающий положение и движение небесных тел и их систем.

 

Небесная механика - раздел астрономии, изучающий законы движения небесных тел.

 

Астрофизика - раздел астрономии, изучающий природу космических тел: их строение, химический состав, физические свойства.

 

Космология изучает строение и эволюцию Вселенной как единого целого.

 

Космогония - наука, изучающая происхождение и развитие космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы, включая Солнце, планет со спутниками, астероидов, комет, метеоритов.

Иногда астрономию отождествляют с астрологией, так как их названия похожи. На самом деле между астрономией и астрологией есть существенное отличие: астрономия — это наука, которая изучает происхождение и эволюцию космических тел, а астрология не имеет ничего общего с наукой, поскольку предполагает, что с помощью звезд можно предсказать будущее. Астрологи рисуют различные схемы расположения звезд и планет, составляют гороскопы (с греч. - заглянуть в будущее), при помощи которых предсказывают судьбу человека.

Итак, на первый вопрос, что изучает астрономия мы ответили, а теперь давайте поговорим о том, что представляет собой наша Вселенная. прежде всего, хотелось бы напомнить вам, что мы живем на планете Земля - одной из планет Солнечной системы. (Слайд 11).

 

(Слайд 12). А сейчас, давайте «выдадим паспорт» Солнечной системе! Вспомните, что Вам известно о Солнечной системе? Ну или воспользуйтесь услугами интернета.

 

(Слайд 13). Задание. Заполнить паспорт Солнечной системы.

 

Имя

Солнечная система

 

Возраст

 

 

Масса

 

 

Состав:

звезда(ы)

 

 

планеты земной группы

 

 

планеты-гиганты

 

 

планеты-карлики

 

 

спутники планет

 

 

малые тела

 

 

кометы

 

 

Космический адрес

 

 

 

Проверим, что получилось.

 

Имя

Солнечная система

 

Возраст

4,57млрд лет

 

Масса

1,0014 масс Солнца

 

Состав:

звезда(ы)

1 - Солнце

 

планеты земной группы

Меркурий, Венера, Земля, Марс

 

планеты-гиганты

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

 

планеты-карлики

Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида, Церера

 

спутники планет

172 у планет, 243 у малых тел

 

малые тела

Более 700000

 

кометы

3441

 

Космический адрес

Уточним…

 

*число малых тел и комет по данным на ноябрь 2016 года

 

Итак, подведу итог. Около 5 миллиардов лет назад из пылевого протозвёздного вещества образовалось Солнце, а вслед за ним планеты. В результате получилась планетная система.

Солнце, сосредоточило в себе 99,9% всей массы системы.

Солнце - главный энергетический источник Солнечной системы, чья мощная гравитация удерживает планеты на своих позициях. Солнечная энергия влияет на климатические условия объектов, а также возможность зарождения жизни.

Солнечная система разделена на два участка: внутренний и внешний. В первом проживают планеты земного типа (Меркурий, Венера, Земля и Марс).

За марсианским орбитальным путем находится Пояс астероидов, наполненный космическими обломками эпохи зарождения Солнечной системы.

Газовые гиганты представлены следующими планетами: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они находятся во внешнем участке, отделенном от внутреннего Поясом астероидов. Планеты земного типа представлены силикатной корой, мантией и ядром из металлов. Гиганты наполнены водородной и гелиевой смесью.

Пояс Койпера и облако Оорта скрываются за Нептуном. В первом проживают планеты карликового типа и крошечные небесные тела. В облаке Оорта находятся кометы. Эти участки расположены на большой отдаленности, поэтому информации о них достаточно мало.

Кометы – это комки из снега и грязи, наполненные замерзшим газом, скалами и пылью. Чем ближе подходят к Солнцу, тем сильнее нагреваются и выбрасывают пыль и газ, увеличивая свою яркость.

 А сейчас уточним наш космический адрес и пойдем поступательно от меньшего в большему.

Планетарная система (Слайд 14).

Земля находится в Солнечной системе. В центре системы расположена звезда Солнце, а все прочие космические объекты системы под действием гравитации вращаются вокруг нее. Это обусловлено тем, что масса звезды составляет 99,866% от массы всей системы. Под прочими космическими объектами подразумеваются планеты со спутниками, карликовые планеты и малые тела вроде астероидов.

Галактика. (Слайд 15).

 

Галактика - это связанная гравитацией система из звезд с их планетарными системами, межзвездного газа и пыли.

 

Все объекты в галактике движутся вокруг общего центра масс.

 

А Солнечная система входит в состав галактики Млечный Путь.

(Слайд 16). По типу (и форме) наша галактика - спиральная с перемычкой, поэтому выделяются так называемые галактические рукава. В Млечном Пути таких рукавов пять (в порядке удаленности от ядра галактики): Лебедя, Центавра, Стрельца, Ориона и Персея.

Солнечная система находиться в рукаве Ориона.

По существующим гипотезам, перемычки являются очагами звездообразования, поддерживающими рождение звёзд в своих центрах. Вероятно, перемычки являются временным явлением в жизни спиральных галактик. Постепенно перемычка разрушается, и галактика превращается из спиральной с перемычкой в обычную спираль. Долговечность перемычки определяется её массой.

(Слайд 17). Скопление галактик

Системы галактик тоже связаны гравитацией. Увеличиваются массы и расстояния, но принцип сохраняется.

Три крупные галактики (наш Млечный путь, а также Андромеда и Треугольник) и несколько десятков соседних карликовых галактик составляют Местную группу галактик.

(Слайд 18).

 

Галактика Андромеды - Ближайшая к Млечному Пути большая галактика. Содержит примерно 1 триллион звёзд, что в 2,5-5 раз больше Млечного Пути. Находится она в созвездии Андромеды.

 

Галактика Треугольника (в 5-10 раз меньше Млечного Пути по массе. По диаметру в 2 раза меньше Млечного Пути и в 4 раза меньше галактики Андромеды)

 

(Слайд 19). Сверхскопление галактик

 

Если сгруппировать скопления галактик, то получатся сверхскопления галактик!

Сверхскопления включают в себя множество скоплений и межзвездное пространство между ними.

Например, Сверхскопление Девы имеет размер около 200 миллионов световых лет и включает в себя порядка 100 групп и скоплений. Оно известно и под другим названием: как Местное сверхскопление галактик, потому что именно в него входит Местная группа галактик, а, значит, в конечном итоге и Земля.

(Слайд 20). Скопление Девы состоит не менее чем из 1300 (скорее всего, около2000) галактик.

В космическом пространстве есть область, где все притягивается. К огромному сожалению, она расположена на противоположной стороне нашей галактики, поэтому недоступна для наблюдения. Но что же это за объект?

Вселенная лишена статики, и все объекты куда-то стремятся. Мы совершаем обороты вокруг Солнца, а сама система мчится сквозь космос на скорости в 2.2 миллиона км/ч.

Наша и другие галактики движутся, но к конкретному месту. Оно находится в 150 миллионах световых лет. И хотя мы не видим, с чем имеем дело, но название у него есть – Великий Аттрактор. Почему его нельзя увидеть? Просто он скрывается в «зоне избегания». Это участок с большим количеством пыли и газа, что закрывает обзор. Но мы замечаем, что все объекты стремятся к этой точке, а значит, что-то там есть. Причем это должен быть массивный объект или нечто, с чем мы еще не сталкивались.

Впервые о Великом Аттракторе всерьез заговорили в 1970-х годах. Конечно, в видимом свете никто так и не мог ничего разглядеть. Но приборы, улавливающие инфракрасное и рентгеновское излучения, развивались. И что же в итоге нашли? Это было огромное сверхскопление галактик в области Великого Аттрактора. Сейчас его называют Скоплением Наугольника, чья масса достигает триллиона солнечной (вмещает тысячи галактик).

Хотя Скопление Наугольника массивное и к нему стремятся галактики, это все равно не описывает всей картинки. Масса Великого Аттрактора не достигает такой величины, чтобы также подкрепить подобную тягу. Если проследить за локальными галактиками и самим Аттрактором, то видно, что и они тянутся к чему-то еще. Это Сверхскопление Шепли, в пределах которого сожительствуют 8000 галактик, а по массе – 10 миллионов миллиардов солнечных. В пределах миллиарда световых лет это наиболее массивное галактическое скопление.

 (Слайд 21). Кстати, сверхскопление Девы притягивается к Великому Аттрактору, который выступает в роли гравитационного центра и обладает массой в десятки тысяч Млечных Путей.

повторюсь, Великий аттрактор (Великий центр притяжения, от англ. attract - «привлекать, притягивать, пленять») - гравитационная аномалия, расположенная в межгалактическом пространстве на расстоянии примерно 75 Мпк, или около 250 млн световых лет от Земли в созвездии Наугольник.

Этот объект, имеющий массу порядка 5·1016 солнечных масс или 105 масс Млечного Пути, является, скорее всего, огромным сверхскоплением галактик.

 

Ланиакея. (Слайд 22). Еще одно более крупное сверхскопление галактик – это Ланиакея.

 

Ланиакея (по-гавайски — «необъятные небеса») - сверхскопление галактик, в котором, в частности, содержатся Сверхскопление Девы (составной частью которого является Местная группа, содержащая   галактику Млечный Путь с Солнечной системой) и Великий аттрактор, в котором расположен центр тяжести Ланиакеи.

Диаметр Ланиакеи примерно равен 520 миллионам световых лет. Ланиакея состоит примерно из 100 тысяч галактик, движущихся совместно к некоторой области в космосе, а масса её примерно равна 1017 массам Солнца (примерно в 100 раз больше массы Сверхскопления Девы).

(Слайд 23). Если продолжить укрупнение, то Ланиакея - часть комплекса сверхскоплений Рыб-Кита.

 

Комплекс сверхскоплений Рыб-Кита – это скопление сверхскоплений галактик, или гиперскопление (галактическая нить), которое включает в себя, в частности, Ланиакею, содержащую сверхскопление Девы (сверхскопление, в котором находится наша галактика).

   Продолжаем укрупняться.

 

(Слайд 24). Галактическая нить

 

Галактическая нить - самое крупное структурное понятие во Вселенной.

 

Пустоты между галактическими нитями называются войдами, т.е. именно что пустотами, которые, как предполагается, заполнены темной материей.

 

Определены и найдены следующие галактические нити:

·        Нить Волосы Вероники,

·        Нить Персея-Пегаса,

·        Нить Большой Медведицы,

·        Нить Рыси-Большой Медведицы,

·        Великая стена CfA2 (Великая Северная Стена),

·        Стена Скульптора (Великая Южная Стена),

·        Великая стена Слоуна,

·        Великая стена Геркулес-Северная Корона,

·        Стена Журавль,

·        Стена Печь.

Общее количество открытых галактических нитей укладывается всего-навсего в полтора десятка, но можно ожидать скорые новые открытия.

А какая же из них - "родная" нам? (Слайд 25).

 

Нить Персея-Пегаса!

 

Она образуется из двух сверхскоплений галактик: нашего сверхскопления Рыб-Кита и соседнего Персея-Рыб.

(Слайд 26). Итак, «космический адрес» нашей планеты во Вселенной:

 

Галактическая Нить Персея-Пегаса,

комплекс сверхскоплений Рыб-Кита,

Ланиакея, сверхскопление Девы,

Местная группа галактик,

галактика Млечный Путь,

рукав Ориона,

Солнечная система, планета Земля.

 

До востребования!

И чтоб немного представить себе, где же мы всё-таки живем, давайте посмотрим небольшой видеоролик.

 

Просмотр видеоролика.

 

(Слайд 27). Для своих расчётов астрономы используют особые единицы измерения, которые не всегда ясны обычным людям. Оно и понятно, ведь если бы космические расстояния измерялись километрами, то от количества нулей рябило бы в глазах.

Поэтому для измерения космических расстояний принято использовать гораздо большие величины: астрономическую единицу, световой год и парсек.

(Слайд 28). Астрономическая единица довольно часто применяется для указания расстояний внутри нашей родной Солнечной системы.

Если расстояние до Луны еще можно выразить в километрах (384 000 км), то до Плутона самый близкий путь составляет примерно 4 250 миллионов км, а это уже для понимания будет сложно.

Для таких расстояний уже пора использовать астрономическую единицу (а.е.), равную среднему расстоянию от земной поверхности до Солнца.

 Теперь, если написать, что кратчайшее расстояние до Плутона равно 28 а.е., а самый долгий путь может составить 50 а.е., это намного легче себе представить

(Слайд 29).

 

Световой год равен расстоянию, которое проходит свет за один год.

 

Световой год - довольно удобная единица измерений расстояний в астрономии. Наибольшая скорость, с которой может распространяться информация в нашем мире - скорость света. Поэтому, расстояния, выраженные в световых годах, одновременно показывают, как быстро один космический объект может повлиять на другой.

(Слайд 30).

Так, например, звезда Бетельгейзе расположена от нас на расстоянии от 495 до 640 световых лет.

Если она взрывается прямо сейчас, то этот взрыв жители Земли увидят лишь через 500-600 лет.

А если вы видите взрыв сегодня, то помните, что на самом деле взрыв произошёл примерно во времена Ивана Грозного...

Из этого примера наглядно видно, как удобен световой год - он одновременно показывает и расстояние, и время.

(Слайд 31).

 

Для практических целей астрономы часто используют такую единицу расстояния как парсек

От Солнца до ближайшей звезды (это Проксима Центавра в системе Альфа Центавра) 1,3 парсека, до центра Галактики примерно 8 000 парсеков, до туманности Андромеды - 770 000 парсеков.

 

Один парсек равен 3,2612 св. лет. Таким образом, световой год чуть меньше третьей части парсека.

(Слайд 32).

 

Основным способом исследования небесных объектов и явлений служат астрономические наблюдения.

Астрономические наблюдения - это целенаправленная и активная регистрация информации о процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.

С древних времён и до настоящего времени сведения о том, что происходит за пределами Земли в космическом пространстве, учёные главным образом получают на основе приходящего от этих объектов света и других видов излучения. То есть наблюдения - это основной источник информации в астрономии. Эта первая особенность астрономии отличает её от других естественных наук (например, физики или химии), где главную роль играют опыты, эксперименты. Возможности проведения экспериментов за пределами Земли появились лишь благодаря космонавтике. Но и в этих случаях речь идёт о проведении экспериментальных исследований небольшого масштаба, таких, например, как изучение химического состава лунных или марсианских пород, изучение поверхности астероидов или комет. Ведь очень трудно представить себе эксперименты над планетой в целом, звездой или галактикой.

Второй особенностью астрономии является то, что большинство изучаемых явлений непосредственно наблюдать невозможно. Даже изменения, происходящие на Солнце, на Земле регистрируются лишь через 8 минут и 19 секунд (именно столько времени требуется свету, чтобы преодолеть расстояние от Солнца до Земли). Что же касается далёких галактик, то здесь речь уже идёт о миллиардах лет. То есть изучая далёкие звёздные системы — мы изучаем их прошлое.

А третья особенность астрономии обусловлена необходимостью указать положение небесных тел в пространстве (их координаты) и невозможностью различить, какое из них находится ближе, а какое дальше от нас. Нам, как и людям в древности, кажется, что все звёзды одинаково удалены от нас и располагаются на некой сферической поверхности неба - небесной сфере, - которая как единое целое вращается вокруг Земли.

 

(Слайд 33).

 

На протяжении тысячелетий астрономы изучали положения небесных объектов на звёздном небе и их взаимное перемещение с течением времени. Конечно же древним астрономам приходилось очень нелегко, так как они имели возможность наблюдать за звёздным небом лишь невооружённым глазом. И в основном благодаря лишь своей железной логике, силе мысли и математическому расчёту Николай Коперник сделал свои гениальные открытия.

Настоящий переворот в астрономии произошёл в 1608 году, после того как голландский мастер по изготовлению очков Иоанн Липперсгей обнаружил, что две линзы, расположенные на одной прямой, могут увеличивать предметы. Так была изобретена зрительная труба.

Этой идеей сразу же воспользовался Галилей. В 1609 году он сконструировал свою первую зрительную трубу с трёхкратным увеличением и направил её в небо. Так зрительная труба превратилась в телескоп.

Кстати, название «телескоп» происходит от двух греческих слов: «теле» — далеко, и «скопео» — смотреть. Оно было предложено в 1611 году греческим математиком Иоаннисом Димисианосом для одной из зрительных труб Галилея.

(Слайд 34).

 

Ключевым инструментом почти всей современной наблюдательной астрономии является телескоп.

Телескоп увеличивает угол зрения, под которым видны небесные тела (разрешающая способность), и собирает во много раз больше света, чем глаз наблюдателя (проникающая сила).

В телескоп можно рассмотреть невидимые невооруженным глазом поверхности ближайших к Земле небесных тел и увидеть множество слабых звезд. Все зависит от диаметра его объектива.

(Слайд 35).

 

Для наблюдений наилучшим местом расположением оптического телескопа является космическое пространство. В космосе телескопы могут выполнять наблюдения, свободные от воздействия атмосферы.

18 июля 2011 года был реализован масштабный международный проект с ведущим российским участием «Радиоастрон». На основе выведенного на околоземную орбиту радиотелескопа «Спектр-Р» (диаметр антенны - 10 метров) и радиотелескопов, расположенных на всех континентах земного шара, создаётся единая наземно-космическая система для изучения различных объектов Вселенной в радиодиапазоне. Двигаясь по вытянутой эллиптической орбите, «Спектр-Р» может удаляться от Земли на расстояние до 350 тысяч километров. Таким образом, создаваемая система по своим возможностям соответствует радиотелескопу с антенной такого колоссального размера.

(Слайд 36).

Однако, запуск телескопов в космосе остаётся дорогостоящей процедурой. После космоса вторым по качеству местом расположения телескопов являются некоторые горные пики, имеющие большое количество безоблачных дней и хорошие свойства атмосферы (условия видимости).

Очень Большой Телескоп - комплекс под управлением Южной европейской обсерватории. Он располагается на Черро Паранал в Пустыне Атакама, на севере Чили. VLT фактически состоит из четырех отдельных телескопов, которые обычно используются отдельно, но могут использоваться вместе, чтобы достигнуть очень высокого углового разрешения.

Обсерватория Мауна Кеа, Гавайи. Расположенная на Большом Острове Гавайев, на вершине горы Мауна-Кеа, MKO - обсерватория с самым большим в мире набором оптического, инфракрасного, и высокоточного астрономического оборудования. В здании обсерватории Мауна-Кеа больше телескопов, чем в какой-либо другой в мире.

(Слайд 37).

 

Астрономия - единственная наука, которая получила свою музу-покровительницу - Уранию.

 

(Слайд 38).

 

Итак, подведем итоги

 

1.     Астрономия - фундаментальная наука, изучающая физические тела, явления и процессы, происходящие во Вселенной.

 

2.     Астрономия состоит из ряда разделов, например, небесная механика, сравнительная планетология, астрофизика, космология и др.

 

(Слайд 39).

 

3.     Основной способ исследования небесных объектов - астрономические наблюдения, выполняемые с помощью современных наземных и космических телескопов.

 

4.    Основное назначение астрономии - формирование научного мировоззрения людей.

 

III.            Закрепление нового материала.

 

А сейчас выполните небольшой тест. Он один для всех.

 

1.     Астрономия – наука, изучающая … 

А. движение и происхождение небесных тел и их систем. 
Б. развитие небесных тел и их природу. 
В. движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

 

2.     В центре геоцентрической системы мира находится…

 

А. Солнце    Б. Юпитер      В. Луна     Г. Земля

 

3.     Гелиоцентрическую модель мира разработал …

 

А. Пифагор                                В. Галилео Галилей

Б. Николай Коперник               Г. Клавдий Птолемей

 

4.     Вокруг Солнца вращаются …

 

А. 6 планет    Б. 7 планет    В. 8 планет    Г. 9 планет

 

 

5.     К планетам земной группы относятся …

 

А. Меркурий, Венера, Уран, Земля

Б. Марс, Земля, Венера, Меркурий

В. Венера, Земля, Меркурий, Фобос

Г. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер

 

6.     Второй от Солнца планета называется …

 

А. Венера   Б. Меркурий   В. Земля      Г. Марс

 

7.     К планетам-гигантам относят планеты …

 

А. Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран

Б. Плутон, Нептун, Сатурн, Уран

В. Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер

Г. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран

 

8.     Структура нашей Галактики…

 

А. Эллиптическая    Б. Спиральная   В. Неправильная   Г. Шаровидная 

 

9.     Межзвездное пространство …

 

А. не заполнено ничем

Б. заполнено пылью и газом

В. заполнено обломками космических аппаратов

Г. заполнено невидимым эфиром

 

10. Телескоп необходим для того, чтобы …

 

А. собрать свет и создать изображение источника.

Б. собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.

В. получить увеличенное изображение небесного тела.

 

IV.            Взаимопроверка и выставление оценок:

 

Верные ответы

1.      

2.      

3.      

4.      

5.      

6.      

7.      

8.      

9.      

10.  

В

Г

Б

В

Б

А

В

Б

Б

Б

 

 

Верных ответов

Оценка

10

5

8-9

4

6-8

3

5 и меньше

надо поработать

 

   V.            Домашнее задание: §1; §2 (устно)

 

Вопросы (письменно).

 

1.          Что изучает астрономия? Перечислите важнейшие особенности астрономии.

2.          Как возникла наука астрономия? Охарактеризуйте основные периоды ее развития.

3.          Какие объекты и их системы изучает астрономия?

4.          Из каких разделов состоит астрономия? Кратко охарактеризуйте каждый из них.

5.          Что такое телескоп и для чего он предназначен?

6.          Каково значение астрономии для практической деятельности человечества?


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок №1 Тема урока: «Введение в астрономию»

Урок №1 Тема урока: «Введение в астрономию»

I. Изучение нового материала

I. Изучение нового материала

Особенно внимательно приходилось изучать движение солнца жителям

Особенно внимательно приходилось изучать движение солнца жителям

Коперник , сер. XVI в.), с началом телескопических исследований небесных тел (

Коперник , сер. XVI в.), с началом телескопических исследований небесных тел (

Иногда астрономию отождествляют с астрологией, так как их названия похожи

Иногда астрономию отождествляют с астрологией, так как их названия похожи

Космический адрес Уточним… * число малых тел и комет по данным на ноябрь 2016 года

Космический адрес Уточним… * число малых тел и комет по данным на ноябрь 2016 года

Слайд 16). По типу (и форме) наша галактика - спиральная с перемычкой , поэтому выделяются так называемые галактические рукава

Слайд 16). По типу (и форме) наша галактика - спиральная с перемычкой , поэтому выделяются так называемые галактические рукава

Вселенная лишена статики, и все объекты куда-то стремятся

Вселенная лишена статики, и все объекты куда-то стремятся

Солнца (примерно в 100 раз больше массы

Солнца (примерно в 100 раз больше массы

И чтоб немного представить себе, где же мы всё-таки живем, давайте посмотрим небольшой видеоролик

И чтоб немного представить себе, где же мы всё-таки живем, давайте посмотрим небольшой видеоролик

Один парсек равен 3,2612 св. лет

Один парсек равен 3,2612 св. лет

Настоящий переворот в астрономии произошёл в 1608 году, после того как голландский мастер по изготовлению очков

Настоящий переворот в астрономии произошёл в 1608 году, после того как голландский мастер по изготовлению очков

Обсерватория Мауна Кеа, Гавайи

Обсерватория Мауна Кеа, Гавайи

К планетам земной группы относятся …

К планетам земной группы относятся …

I. Домашнее задание: §1; §2 (устно)

I. Домашнее задание: §1; §2 (устно)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2020