Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Введение в школьную жизнь» для 1 класса создана на основе:
· учебного пособия Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь»:- М., 2003г.
· материалов для психолого-педагогической диагностики первоклассников в сентябре (составитель Воронцов А.Б.);
· «Программы адаптационного этапа в первом классе» (разработчик Воронцов А.Б.).
Всего по учебному плану 27 часов
Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности). Таким образом, начало развертывания предметных линий определяется критериально (примерно 8-9 недель обучения) - наличием определенного опыта практических действий, необходимого для обнаружения противоречия между собственным действием и новой ситуацией, т.е. для постановки учебной задачи (исходной точки предметной линии).
В основе программы лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение отношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Цель модуля: успешная адаптация первоклассников.
Стартовый образовательный модуль задуман как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, который задает определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с данными детьми: неимитационное поведение, готовность к выработке своей (детской) позиции; умение запрашивать недостающую информацию и отказываться от решения нерешаемых задач; умение договариваться, не переводя логического разногласия в личностный конфликт; доверие к себе, движущемуся от не знания к знанию.
Данный модуль предполагает решение следующих основных задач:
1) адаптация детей к школе;
2) освоение основных норм и правил поведения и взаимодействия в школе;
3) компенсацию предметного опыта и опыта взаимодействия с людьми для каждого ребенка в своей области, выравнивание класса в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве;
4) накопление опыта содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками);
5) развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма (появление в расписании отдельных учебных предметов);
6) формирование поля содержательно оценочных взаимодействий в классе.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия |
Цель |
Планируемый результат |
Урок |
Дата |
1день |
||||
1урок Моя семья, моя школа, мой город |
Дать понятие «малая родина» |
Рисунок «Я, ты, он, она, мы – вместе наша страна» |
Литературное чтение |
01.09 |
2урок Детское сотрудничество. |
Формирование умения у учащихся слушать друг друга.
|
Формирование основ общения друг с другом |
Русский язык (письмо) |
01.09 |
3 урок Приветствие друг друга |
Познакомить с разными формами приветствия. |
Употреблять в речи разные формы приветствия |
Окружающий мир |
01.09 |
2день |
||||
1урок Знакомство. Введение знака «Я», «Хор». |
Познакомить детей между собой |
Первый знак «Я» на доске достижений класса |
Литературное чтение |
02.09 |
2урок Режим дня школьника. |
Ввести схему времени (режим дня школьника) |
Шкала времени – знак «Звонок» на доске достижений и открытий |
Математика |
02.09 |
3урок Схема класса. |
Познакомить детей со схемой класса и научить работать по ней |
Схема класса на доске достижений и открытий. |
Русский язык (письмо) |
02.09 |
3день |
||||
1урок Школьные правила вежливости |
Познакомить со школьными правилами вежливости;
|
Составить словарь вежливых слов |
Литературное чтение |
03.09 |
2урок Введение знака 2. Противопоставление его знаку 1 |
Учить различать содержание ответа и его форму |
Знак «Хор» на доске достижений |
Математика |
03.09 |
3урок Экскурсия по школе. Игра «Пешеходы» |
Познакомить со школой, использовать на практике правила вежливости |
Проект «Моя школа» |
Русский язык (письмо) Технология (интегрирован) |
03.09 |
4день |
||||
1урок Введение знаков «+» и «-» |
Ввести знаки «+», «–». |
Групповое распределение
ролей. |
Математика |
04.09 |
2урок Графические упражнения.
|
Развитие мелкой моторики руки |
Штриховка. Наклонные линии |
Русский язык (письмо)
|
04.09 |
3урок Режим дня. Задавайте вопросы. |
Учить правильно задавать вопросы по теме урока |
Составить режим дня |
Окружающий мир |
04.09 |
5день |
||||
1урок Обратная связь на уроке |
Учить пользоваться «Светофором» для выражения своего согласия или несогласия |
Введение карточек «светофора»; отработка ранее введённых знаков |
Математика |
07.09 |
2урок Парная форма работы
|
Ввести правило «Мы готовы»; обучать работе в паре. |
Знак «Мы» на доске
открытий. |
Русский язык (письмо)
|
07.09 |
3урок Выходы из спорных ситуаций |
Познакомить с различными способами решения спорных ситуаций |
Правила «как надо» и
«как не надо спорить». |
Литературное чтение
|
07.09 |
6 день |
||||
1урок Реакция на реплику |
Учить слушать друг друга и адресоваться к своим сверстникам |
Этикетная форма несогласия,
|
Литературное чтение
|
08.09 |
2урок Понятие содержательной оценки |
Учить детей оценивать работу по критериям |
Взаимооценка выполненной работы |
Русский язык (письмо)
|
08.09 |
3урок Построение макета природной территории. Дикорастущие и культурные растения Югры |
Познакомить с простыми правилами моделирования |
Макет природной территории |
Окружающий мир Изобразительное искусство (интегрирован) |
08.09 |
7день |
||||
1урок Введение знака «Вопрос». |
Познакомить с ролью и употреблением знака «Вопрос» |
Знак «Вопрос» на доске открытий. |
Математика |
09.09 |
2урок Умение выражать свои мысли |
Формирование умения выражать свои мысли |
Устный рассказ «У нас в классе» |
Литературное чтение
|
09.09 |
3урок Недоопределенные правила |
Выработать систему действий в ситуации недоопределенного правила |
Правила поведения в ситуации неопределенности |
Русский язык (письмо |
09.09 |
8 день |
||||
1урок Ловушка – как элемент диагностики |
Формирование внимательности при выполнении задания |
Знак «Ловушка» на доске открытий. |
Математика |
10.09 |
2урок Я и мои друзья |
Формирование уважительного отношения к одноклассникам |
Устный рассказ: «Каким я хотел бы видеть своего друга» |
Литературное чтение Технология (интегрирован) |
10.09 |
3урок Применение знака вопроса |
Формирование умения задавать вопросы для выполнения задания. |
Сделать вывод, что знак вопроса является помощником |
Русский язык (письмо) |
10.09 |
9 день |
||||
1урок Решение учебной задачи как набор операций учебных действий. |
Показать детям, что достижение учебной задачи является набором операций учебных действий |
Решение учебной задачи |
Математика |
11.09 |
2урок Письмо для Пятачка
|
Показать детям, к чему приводит несогласованность позиций нескольких собеседников |
Требования к
высказыванию, |
Русский язык (письмо) |
11.09 |
3урок Представление результатов работы групп. Отработка знака «Мы». |
Освоить прием общей работы класса как сумму индивидуального вклада каждого. |
Нарисовать картинку сказочного класса и написать под ней – кто ты, чему здесь учишься, кто твои друзья |
Окружающий мир |
11.09 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.