Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс.
Вводное занятие по экологии «Мы – фотоэкологи»
Номинация: естественнонаучная
Тип занятия: вводный
Вид: Комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с программой «Мир природы глазами фотографа», заинтересовать занятиями экологической фотографией
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить с законами экологии;
• активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей природе;
• научить создавать коллажи.
Развивающие:
• Развивать у детей любознательность, познавательный интерес к окружающей их природе;
• способствовать развитию умения слушать других, работать в коллективе;
• способствовать развитию творческих способностей детей.
конспект.docx
Вводное занятие по экологии «Мы – фотоэкологи»
Номинация: естественнонаучная
Тип занятия: вводный
Вид: Комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с программой «Мир природы глазами
фотографа», заинтересовать занятиями экологической фотографией.
Обучающие:
Задачи:
Познакомить с законами экологии;
активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей природе;
научить создавать коллажи.
Развивающие:
Развивать у детей любознательность, познавательный интерес к
окружающей их природе;
способствовать развитию умения слушать других, работать в
коллективе;
способствовать развитию творческих способностей детей.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к природе, к нашим
«меньшим братьям»;
воспитать ответственность за свои поступки по отношению к природе.
Необходимое оборудование для учебного занятия:
ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки;
письменные принадлежности: бумага, шариковые ручки,
карандаши, фломастеры, клей, ножницы;
магниты, двусторонний скотч на доску.
Пояснительная записка
Каждый человек выражает свои чувства и реализует способности по
разному – песней, движением, исполнением музыки, рисованием. Бывает так,
1 что для некоторых людей – это единственный способ проявить себя, заявить о
себе как о творческом человеке. Занятия фотографией способствуют
раскрытию творческих способностей ребенка.
Занятие по теме «Мы фотоэкологи» является вводным в рамках 1 года
обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Мир природы глазами фотографа».
Водное занятие «Мы – фотоэкологи» составлено в соответствии с
рабочей программой дополнительного образования «Мир природы глазами
фотографа», разработанной для занятий воспитанников в возрасте с 12 до 17
лет.
В данном занятии выделяются 3 основных этапа:
вводный, знакомящий с темой и целями занятия и в котором проходит
знакомство с детьми и интеллектуальная разминка.
основной включает в себя проблемный и информационный блоки,
виртуальную экскурсию, игру и работу в группах;
итоговый этап включает подведение итогов и завершение занятия, а также
рефлексию, отражающую отношение учащихся к проведенному занятию.
В данном занятии принимают участие учащиеся, не имеющие опыта
экологической и фотографической деятельности. Занятие дает
первоначальное представление об экологии и ее законах, погружает в мир
фотографий.… В итоге занятия участники смогут определиться с выбранным
видом деятельности, понять свое отношение к нему.
Для реализации триединой цели занятия используются следующие
методы: метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий
провести обмен мнениями, создающий условия для включения всех в
активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через
проигрывание различных ситуаций; словесный, наглядный, практический
методы обучения.
Используются приемы, раскрывающие творческий потенциал воспитанников,
так как в данном случае, процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само
знание, полученное в итоге занятия. Процесс знакомства с основами экологии
позволяет выработать внутреннюю мотивацию.
Когда команда выполняет задание, важно чтобы в этом процессе принимали
участие все учащиеся. Это позволяет использовать уникальные способности
всех участников, даёт им возможность самореализоваться.
В ходе занятия используется мультимедийное оборудование: презентация
помогает лучше усвоить содержание занятия, иллюстрирует все его этапы.
Занятие построено в форме, которая предполагает сотрудничество,
совместный поиск ответов на проблемные вопросы активный практикум.
2 Частая смена видов деятельности активизирует учащихся, позволяет провести
комплексное знакомство с экологией, мотивировать школьников на занятия в
кружке.
Хронометраж занятия:
вводная часть 5 мин.
основная часть 27 мин.
заключительная часть 8 мин.
План занятия
1. Вводная часть: тема занятия, организационный момент, приветствие,
введение в тему.
2. Основная часть: проблемная ситуация, знакомство с законами экологии,
виртуальный рейд, работа с фотографиями и видео.
3. Заключительная часть: составление коллажей, подведение итогов
занятия.
Сценарий занятия
Этапы УЗ
Содержание деятельности педагога
1.Организаци
онный этап
Здравствуйте, ребята!
Так как мы с вами видимся впервые,
давайте познакомимся.
Станем в круг. Я передаю вам солнышко.
Давайте улыбнемся друг другу и скажем о
себе то, что вы больше всего любите.
Начнем с меня. Меня зовут Татьяна
Михайловна, я педагог дополнительного
образования и руководитель кружка «Мир
природы глазами фотографа». Люблю
читать,
велосипеде,
фотографировать и совершать прогулки в
лес и любоваться природой. И часто
кататься на
Содержание
деятельности
воспитанника
Ответы детей
3 2.Целевая
установка
Работа в
группах:
Файнворд
3. Основная
часть
совмещаю эти занятия.
Показывается две картины – на одной очень
красивый пейзаж, на другой деревья
поломаны, мусор, грязь
Какая картина понравилась вам больше?
Почему?
А что нужно делать, чтобы нас всегда
окружали красивые пейзажи?
А вы знаете – как называется наука,
изучающая взаимоотношения человека и
природы?
Посмотрите на ребус
Прежде чем мы начнем с вами говорить об экологии, мы
проведем с вами интеллектуальную разминку. Такую же
разминку мы проводим с ребятами нашего кружка.
Откройте конверт №1. В нем текст, в котором нужно
найти «спрятанные» названия деревьев (здесь их 10).
Можно сливать буквы, слоги, слова, но нельзя их
переставлять.
Свинья под дубом.
Стояло на опушке Древо с желудями. Свинья наелась
желудей, как насос, накачалась водой из ручья,
отоспалась и стала подрывать корни у Древа. Деревья
возмутились: «Не ты ли пасёшься здесь уже, который
день? Что пользы тебе от такого рытья?» спрашивают
у свиньи. «Хочу рыть и буду, бубнит свинья в ответ,
лакомясь опять желудями. – В том Древе мало проку
вижу я. Мне лишь бы желуди, ведь я от них жирею».
Даже у Ворона в зобу клокочет от гнева: «Ты задери
повыше рыло! Увидишь, откуда желуди берутся. Их
даёт царь деревьев, чтобы из них новый лесок вырос.
Иначе не будет больше ни леса, ни желудей, и останется
одна крапива». А другие обитатели леса добавляют « Не
подрывай корни у того, кто тебя кормит. Будет тогда у
тебя пищи вдоволь, Хавронья!» Лишь одно дерево
промолчало, подумав: « А мне некстати ссорится со
свиньей, вдруг она станет рыть и мои корни».
Мораль же этой прозаической басни: «Нельзя же в
ослепленье бранить науки и учение, и все учёные труды,
не ведая, что ты вкушаешь их плоды».
"На гробнице одного из фараонов было
высечено: “Я никогда не перегораживал
текущей воды". Многозначный поэтический
афоризм включает в себя то, что мы
понимаем под словами экологическая
культура.
.Да, в природе, ребята, всё взаимосвязано. И
если эта взаимосвязь нарушается (а чаще
Отвечают на
вопросы.
Разгадывают ребус
Работают с текстом.
Называют
найденные слова.
Отвечают на
вопрос: В чем
заключается смысл
текста?
Учащиеся
высказываются
4 Проблемная
ситуация
«Нужны ли
комары?».
Информацио
нный блок
«Законы
экологии»
всего разрывает эту цепочку сам человек),
то в природе возникают серьёзные
проблемы”.
Один рыбак на всю жизнь запомнил урок
экологической культуры, который дал ему
старый эвен – житель колымской тайги. Они
ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были
тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный,
который бы истребил всю эту «нечисть»!»
в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который
сидел рядом, не говоря ни слова, взял
только что пойманного хариуса и разрезал
ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы
был наполнен … комарам
Читает текст:
ЛЕСНОЙ ПОЖАР
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Огонь настиг охотника и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь,
Но как он искупил свою вину!..
Как видим, природа очень жестоко
Рассуждают:
Какой же
экологический урок
дал старый эвен
рыбаку?
Отвечают на
вопросы.
О чем это
стихотворение?
Что должен был
сделать охотник?
Чем он искупил свою
вину?
5 наказывает тех, кто не выполняет её
законов. А между тем этих законов всего
четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их
сформулировал американский учёный
Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Действие этого закона мы уже видели на
наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно кудато
деваться». Ничто не исчезает бесследно, в
том числе и мусор, который закапывают или
сжигают. Из одного вещества возникает
другое, при этом отравляется воздух,
меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она
заберёт у нас другими путями. Уничтожили
воробьёв – вредители съели весь урожай,
отстреляли хищных птиц – исчезли
куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Человек, самонадеянно желая «улучшить»
природу, нарушает ход естественных
процессов. У природы нет никаких отходов:
для любого органического вещества в
природе существует фермент, способный
это вещество разложить. Ну а человек
создал и продолжает создавать громадное
число химических веществ и материалов,
которые попадая в природную среду, не
разлагаются, накапливаются и загрязняют
её.
Экологическая культура заключается в том,
чтобы знать и выполнять эти законы.
Участникам предлагается выбрать любое
животное или растение, затем на 5 минут
нужно стать им. О своем выборе не
объявляется, участников следует
ориентировать на выражение не только
внешних черт, но и "внутреннего мира"
избранного животного или растения. При
Упражнение:
"Зоологическ
ий балет"
Изображают
предложенное
растение или
животное. Другие
дети пытаются
отгадать, кого
изобразил их
6 выполнении задания можно шуметь, активно
выражая чувства, будь то страх, гнев,
любовь.
одноклассник.
Делятся своими
чувствами.
Виртуальный
экологически
й рейд.
«Какие
законы
нарушены?»
Слайды в
презентации
Сейчас мы проведём рейд по улицам города
и увидим, выполняют ли его жители
экологические законы? А вот и первый
нарушитель. Завод сбросил в реку сточные
воды, загрязнённые ядовитыми веществами.
Чем это грозит водоёму и жителям города?
Какой экологический закон нарушен? И как
правильно действовать в этой ситуации?
Идём дальше. Чтото трудно становится
дышать! Ага, это дворники сжигают листву,
чтобы не вывозить её за город. Чем это
грозит нам, и какой экологический закон
дворники нарушают?
Примерные ответы
детей:
Эти вещества
обязательно осядут
на растениях и
водорослях,
живущих в реке.
Растения и
водоросли попадут в
желудок травоядным
рыбам вместе с
ядовитыми
веществами. Если
травоядную рыбу
съест хищная,
токсичные вещества
переселятся уже в её
организм. Последняя
же может попасться
на крючок человеку,
и тогда человек по
закону получит
пищевое отравление.
Нарушены первый и
второй
экологические
законы.
Нужно пропустить
промышленные
отходы через
очистку.
Примерные ответы
детей:
Листва городских
деревьев накапливает
огромное количество
токсических
веществ: от
7 автомобилей,
заводов. Её
обязательно нужно
уничтожать.
Типичное
нарушение второго
закона: дворники
думают, что листья
сгорят и просто
исчезнут, но это не
так: листья, сгорая,
отравляют воздух,
вызывая болезни
людей.
Листья
категорически
запрещается сжигать,
их нужно вывозить за
город.
Примерные ответы
детей.
Это, наоборот,
строгое выполнение
законов экологии.
Тут выполняется
второй закон: «Всё
должно кудато
деваться». Мусор не
превращается в
токсические отходы,
а даёт пищу червяку
и становится ценным
удобрением.
А ещё и четвёртый
закон выполняется:
«Природа знает
лучше». Червяк
существо природное,
он и знает, как лучше
переработать
отходы.
8
В цветочном магазине покупаем упаковку
удобрения «биогумус». На упаковке
написано, что это удобрение произведено из
обыкновенного мусора, а произвёл его
необыкновенный червяк, выведенный
калифорнийскими учёными! Интересная
информация! Читаем дальше. Эти черви
пожирают любой органический материал:
опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и
т.д., превращая всё это в чрезвычайно
ценное органическое удобрение – биогумус.
А вот полиэтилен, металл и стекло червяк
не ест, он его просто не переваривает.
Калифорниец удивительно прожорлив: он
съедает в сутки два раза больше, чем весит,
а ещё он не прихотлив и прекрасно
чувствует себя при температуре от +4 до
+40 градусов. Живёт этот труженик целых
16 лет.
Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии
или нет?
Мы выехали за город, в дачный посёлок.
Когдато тут было болото, весело квакали
лягушки, тучей клубились комары. Но
дачники решили избавиться от болота и
начали его осушать. К каким последствиям
для леса и речки это может привести?
Какой закон нарушают люди, желая
улучшить природу?
Работа в
группах.
«Обращение
от имени
Природы».
Игра
«Антонимы»
Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили
законы экологии. А это уже один из
признаков экологической культуры.
Сегодня мы узнали законы экологии. К
сожалению, многие не знают этих законов и
загрязняют Землю, нарушают хрупкое
экологическое равновесие в природе. А
если бы Природа могла говорить, что бы она
сказала своим детям? Давайте напишем
письма обращения от имени природы.
Включается музыка, в течение 5 минут дети
пишут обращения.
Пришло время прочитать наши обращения.
Приглашаю к доске представителей групп.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут
услышаны.
Давайте посмотрим, что делают учащиеся
на наших занятиях. Возьмите конверт №2, в
нем работы ребят нашей студии. Поиграем в
антонимы.
Вам на выбор дается два слова, вы их
Примерные ответы
детей:
Ни в коем случае
нельзя этого делать!
Осушив болото,
можно потерять
речку, да и лес
пропадёт!
Нарушается
четвёртый закон
природы: «Природа
знает лучше». Если
тут , в этом месте
природа создала
болото, так тут ему и
нужно быть.
Для экологического
равновесия в этом
месте очень нужно и
болото, и лягушки, и
комары, иначе будет
засуха.
Первая группа пишет
обращение к
бизнесменам,
владельцам заводов и
фабрик.
Вторая группа пишет
обычным гражданам.
Третья группа
готовит обращение к
учёным.
К доске выходят
представители групп
и читают обращения.
Подходят к учителю
и берут лист со
словами,
возвращаются
обратно и произносят
9 Рефлексия
Заключение
Практическа
я работа
«Коллаж»
читаете про себя и говорите вслух одно,
которое касается фотографии, которую вы
выбрали.
Возьмите конверт№3, в нем листочки
зеленого и желтого цвета. На доске два
дерева. Если вы считаете, что изучать
экологию нужно приклейте зеленый листок
на соответствующее дерево, а если считаете
– что не нужно – значит, желтый листок
приклеиваете к сухому дереву.
В нашем современном мире мы все куда
то торопимся, спешим. И часто не замечаем
той красоты, которая нас окружает. Но если
приостановиться и всмотреться, то
реальность становится богатой и
неоднородной. Мы привыкли к окружающей
нас природе. И этот мир одновременно и
знаком и незнаком нам. Фотографии
говорят с нами на безмолвном языке, нужно
лишь суметь приостановиться, чтобы
увидеть окружающий мир таким, коков он
есть – в его многообразии и красоте.
В своем объединении мы не только
фотографируем, но и снимаем видеоролики.
Посмотрите видеоролик, который сделала
ученица 11 класса.
В конверте №4 вам предложены человечки и
картинки с разными предметами. Возьмите
понравившегося человечка и, сравнивая его
с собой, выберите для себя, что вам больше
всего по душе. У нас получится коллаж. На
занятиях нашего кружка мы делаем
коллажи из своих фотографий.
Вы посетили только одно занятие кружка и
смогли сделать такие прекрасные коллажи,
а ребята, которые посещают занятия кружка
постоянно, научились очень многому и
достигли больших успехов.
выбранное слово.
Приклеивают
листочки на деревья.
Смотрят видеоролик
Делают коллажи,
которые заберут с
собой.
10
Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс
Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс
Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс
Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс
Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс
Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс
Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс
Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс
Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс
Вводное занятие "Мы - фотоэкологи" 5-6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.