ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОДРОСТКАМИ
Цели собрания:
1) мобилизовать внимание и усилия родителей на оказание помощи детям в осуществлении профессионального выбора;
2) расширить представления родителей о мире профессий и их классификации.
Участники: родители учащихся 8-го класса, классный руководитель, психолог.
Подготовительная работа
I. На уроке литературы дети пишут сочинение «Письмо из будущего» или «Моя любимая профессия» (на выбор).
II. На классных часах учащиеся заполняют лист выбора профессии и отвечают на вопросы анкеты.
Лист выбора профессии
Фамилия, имя _________________________________________________________
пол ___________ год рождения __________________________________________
школа ________________________________________ класс __________________
Состав семьи:
отец __________________________________________________________________
мать __________________________________________________________________
Как я учусь (подчеркнуть):
а) отлично (преимущественно получаю «5»);
б) хорошо (почти не получаю «2» и «3»);
в) удовлетворительно (преимущественно получаю «3»);
г) плохо (часто получаю «2»).
Мои любимые предметы: __________________________________________________
Нелюбимые учебные предметы: _____________________________________________
Мои любимые занятия на досуге (подчеркнуть или дописать): чтение, участие в художественной самодеятельности, занятия определенным видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование), спорт, техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и др.), моделирование, коллекционирование, рукоделие, туризм и т.д.
Куда я собираюсь пойти после окончания 9-го класса (подчеркнуть):
а) учиться в 10 и 11 классах в школе;
б) учиться в техникуме;
в) учиться в ПТУ;
г) учиться и работать;
д) не знаю.
Если учиться в школе, то в каком классе хотел бы продолжить обучение (подчеркнуть или дописать):
а) в общеобразовательном;
б) в специализированном по предмету (математическом, химико-биологическом, историческом, литературном; ______________________________________________
в) профильном (педагогическом, медицинском, офицерском, классе менеджеров; _____
Какую профессию я решил(а) для себя выбрать и почему? __________________________
Не выбрал(а) и почему?
Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии (подчеркнуть или дописать):
а) родители, б) родственники, в) учителя, г) товарищи, д) знакомые, е) герои любимых книг и кинофильмов, ж) _____________________________________________________________
Анкета
1. Что такое, по-твоему, профессия?
2. В течение пяти минут составь список известных тебе профессий.
3. Какую профессию ты хочешь получить?
4. Как давно у тебя сформировался интерес к этой профессии, менялся ли он?
5. Существует ли резервный вариант для случая невозможности осуществления основного варианта?
6. Почему ты выбираешь эту профессию (выбрать ответы из предлагаемых вариантов или дополнить)?
- Престижная;
- можно будет найти работу по специальности;
- хорошо оплачивается;
- интересная;
- она соответствует желанию родителей;
- имеет хорошие условия труда;
- другое _________________________________________________
III. Родители составляют дома характеристику своего ребенка.
Характеристика ученика
Фамилия, имя ученика _______________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________________
Домашний телефон _________________________________________________
Сведения о семье ____________________________________________________
Какую жилую площадь занимает Ваша семья (комната, несколько комнат, отдельная квартира)?
Сведения об ученике______________________________________________________________
Особенности выполнения домашней учебной работы (нужное подчеркнуть или добавить): имеет режим, добросовестен, аккуратен, делает все самостоятельно, прибегает к помощи родителей, товарищей.
Любимые занятия ___________________________________________________
Нелюбимые занятия _________________________________________________
Общее состояние здоровья ____________________________________________
Какой путь получения профессии Вы рекомендуете своему ребенку (нужное подчеркнуть)?
Окончить 9 классов и поступить в профтехучилище.
Окончить 9 классов и поступить в техникум, колледж.
Окончить 11 классов и поступить в профтехучилище.
Окончить 11 классов и поступить в техникум.
Окончить 11 классов и поступить в институт.
Окончить11 классов и начать работать.
Профессия или область деятельности, которую Вы рекомендуете своему ребенку ______________________________________________________________________
Почему Вы советуете выбрать именно эту профессию или область деятельности (нужное подчеркнуть или добавить)?
- Творческий характер труда;
- возможность дальнейшего профессионального роста;
- нужна в регионе, всегда можно найти работу;
- соответствует индивидуальным особенностям ребенка (указать каким именно) ________________________________________________________________________
- традиции семьи;
- относительная легкость труда, короткий рабочий день;
- высокая заработная плата;
- другие причины ________________________________________________________
Если Вашему ребенку не удастся поступить в рекомендуемое Вами учебное заведение, что Вы ему посоветуете делать? ___________________________________
Если посоветуете поступить в другое учебное заведение, чтобы овладеть другой профессией, то укажите, какой именно ________________________________
Какая помощь, по Вашему мнению, необходима учащимся при выборе профессии? __________________________________________________________
IV. Классный руководитель анализирует и обобщает ответы учащихся и родителей.
I. Классный руководитель делает слайды и конверты со словами и словосочетаниями.
VI. Родители готовят воспоминания о том, как они выбирали профессию, кто или что повлияло на их выбор.
VII.Родительский комитет с помощью классного руководителя составляет проект решения родительского собрания.
Оформление, оборудование, инвентарь:
а) на доске написаны тема собрания;
б) оформлена выставка сочинений учащихся на темы «Письмо из будущего» и «Моя любимая профессия»;
в) приготовленный родителями красочный плакат с эпиграфом к собранию и выставке: «Если Вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным. Сенека»;
г) установлены компьютер и мультимедийный проектор;
д) оформленные учащимися титульный лист устного журнала и четыре его страницы;
е) 3 конверта со словами и словосочетаниями.
ж) в кабинете приготовлены места для трех групп родителей.
Ход собрания
Перед началом собрания звучит музыка. Классный руководитель предлагает родителям, пришедшим раньше других, ознакомиться с выставкой сочинений учащихся.
Классный руководитель. Уважаемые родители! Недалек тот день, когда наши дети должны будут принять окончательное решение в выборе профессии. Основную часть своей жизни человек связан с определенной профессией, поэтому нет ничего важнее проблемы профессионального выбора. Тема сегодняшнего собрания – «Выбор профессии подростками». Определение своей будущей профессии, неслучайного места в жизни является одним из самых значительных решений, которые приходится принимать человеку. Человек, не занятый своим делом, не нашедший себя в труде, терпит огромный ущерб вследствие неудовлетворенности, сознания неспособности внести в работу элемент творчества.
Чем руководствуются школьники при выборе профессии и насколько правильно осуществляют выбор? В статье 37 Конституции Российской Федерации записано: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирая род деятельности и профессию».
Однако далеко не каждому и не сразу природа открывает его предназначение, иными словами, не у всех правильный выбор профессии основан на раннем и подлинном, а не случайном проявлении способностей. Человек становился неудачником зачастую лишь потому, что неправильно сделал выбор профессии, и ему в свое время не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески реализовать себя, испытать радость труда по призванию. Ученые примерно подсчитали количество разочарований, связанных с выбранной профессией. Из десяти молодых рабочих семь-восемь недовольны своей специальностью. Из десяти выпускников техникумов двое-трое обязательно сменят профессию. Из десяти специалистов с высшим образованием двое уйдут работать шоферами, грузчиками, продавцами и т.д.
Собрание проводится в форме устного журнала. Журнал состоит из четырех страниц. Первая страница информационная и называется «Мир профессий и подросток».
Первая страница
Классный руководитель. У наших восьмиклассников разные представления о том, что такое профессия. Одни полагают, что профессия – это вид деятельности, который выбирается человеком по желанию; другие считают, что это определенный вид работы или деятельности в той или иной сфере; третьи затрудняются ответить на этот вопрос.
В словаре С.И. Ожегова записано: профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Профессия – это признак, который характеризует категорию людей, занимающихся определенным видом деятельности. Однако не всякая трудовая деятельность является профессиональной. Трудовая деятельность человека может считаться профессиональной, если занимающийся ею человек имеет определенный уровень квалификации, мастерства, умений, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые обычно подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании. Кроме того, профессиональная деятельность служит источником доходов человека.
Нашим учащимся было предложено за пять минут составить список известных им профессий. Лучше всех с заданием справился ученик, который назвал 24 профессии. Между тем существует более 10 тысяч профессий, а считая специальности, – свыше 40 тысяч.
Все вы хотите, чтобы в будущем ваши дети стали успешными, счастливыми. А это во многом зависит от правильного выбора профессии. Как происходило формирование интереса к профессии у наших восьмиклассников? (Родители информируются об итогах анкетирования и заполнения ими листов выбора профессии, зачитываются выдержки из сочинений учащихся.)
Вторая страница
Классный руководитель. Чем же в первую очередь должны руководствоваться школьники при выборе профессии? Психологи, когда говорят о профессиональной ориентации, используют цепочку «Хочу – Могу – Надо». Вторая страница собрания – устного журнала – так и называется «Хочу – Могу – Надо». Она проводится в виде конкурса – защиты.
По жребию три группы родителей будут «защищать» важность при выборе профессии одного из звеньев цепочки «Хочу – Могу – Надо». Защищать можно экспромтом и с помощью «домашних заготовок». Можно использовать литературный материал и собственный опыт. Прежде, чем провести жеребьевку, давайте послушаем психолога.
Психолог. Привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним зависит от склонностей (на экране: склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься). Склонности условно обозначаются «Я хочу».
Полагаться при выборе профессии только на склонности и интересы, считая при этом, что знаешь свое «Я», нельзя. Важно также уметь оценивать и свои способности (на экране: способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности). Способности можно выразить словами «Я могу».
При современных рыночных отношениях не всегда, чем выше уровень профессионализма, тем дороже можно себя продать как рабочую силу. «Надо» - это реальный спрос на конкретную рабочую силу (на экране: «Надо» - спрос на рынке труда и возможность трудоустройства).
После жеребьевки звучит музыка, группы готовят «защиту».
После «защиты» психолог комментирует выступления, благодарит всех выступивших, подводит итоги.
Главный вывод делается следующий. Выбирая профессию, нужно иметь полную информацию о себе и рынке труда, по возможности совместить «Хочу», «Могу» и «Надо». Если человек провел достаточную подготовительную работу, определил для себя свои «Хочу», «Могу», попытался сравнить их с «Надо», значит, он из всего многообразия возможных профессий выделил некоторую часть, среди них он может искать свою собственную, единственную профессию.
Третья страница
Классный руководитель. Третья страница нашего журнала называется «Профессия и личностные качества». При анализе любой профессии выделяют в качестве основных ее признаков предмет труда, орудия труда, цель, условия труда. На экран проецируется таблица, которую выступающий комментирует.
Классификационный признак |
Вид и характер труда |
|||||
Предмет труда (типы профессий) |
Т Человек – техника |
П Человек – природа |
Ч Человек – человек |
З Человек – знаковая система |
Х Человек – художественный образ |
|
Цель труда (классы профессий) |
Г Гностическая (распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить) |
Пр. Преобразующая (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить) |
И Изыскательская (изобрести, придумать, найти новый способ решения) |
|||
Орудия труда (группа профессий) |
Р Ручные (непосредственное выполнение функций) |
М Механизированные (управление машинами, механизмами) |
А Автоматизированные (управление станками, устройствами) |
Ф Функциональные |
||
Условия труда (группа профессий) |
м условия с повышенным уровнем моральной ответственности |
н необычные условия труда |
б условия бытового типа |
о работа на открытом воздухе |
||
Наиболее распространенная классификация профессий по предмету труда.
В целях оказания помощи учащимся в профессиональном самоопределении в классе проведена методика ДДО – дифференциально-диагностический опросник. Согласно результатам, получено отношение каждого ученика к профессиям типа человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ. Чтобы быть успешным в выбранной профессии, чтобы трудовая деятельность приносила удовлетворение, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего.
Каждая группа родителей получает конверт с надписью: «Предмет труда (типы профессий)». В конвертах карточки со следующими словами и словосочетаниями: быть готовым к непредвиденным событиям; высокая исполнительская дисциплина, аккуратность; дальновидность; инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач; любовь к природе, но не созерцательная, а деятельная, связанная с познаниями законов природы и применением их; наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление; потребность в общении; практическое мышление; представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками; способность держать в уме множество сведений; развитое абстрактное мышление и воссоздающее воображение; реалистический уровень притязаний на общественное признание; сосредоточенность; способность держать в уме множество сведений; способность мысленно соединить и разъединить технические объекты; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; точность, определенность действий работника; творческое мышление; техническая фантазия, точность, определенность действий работника; трудолюбие; умение устанавливать и поддерживать контакты между людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях; уметь абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками; усидчивость; устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; умение находить общий язык с разными людьми, терпение; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; устойчивость внимания; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; целеустремленность.
Указанные на карточках качества родители должны сопоставить с типами профессий. Первая группа отбирает карточки для профессий типа «человек – техника» и «человек – художественный образ», вторая группа – карточки для профессий типа «человек – человек» и «человек – природа» и третья группа – для профессий типа «человек – знаковая система».
Далее заслушиваются составленные группами перечни требований профессии каждого типа к человеку. Эти перечни сравниваются с правильными ответами, которые появляются поочередно на экране:
Типы профессий |
Требования профессии к человеку |
Профессия типа «человек – техника» Т |
Точность, определенность действий работника. Высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты. |
Профессия типа «человек – человек»
Ч |
Умение устанавливать и поддерживать контакты между людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми, терпение. |
Профессия типа «человек – природа»
П |
Любовь к природе, но не созерцательная, а деятельная, связанная с познаниями законов природы и применением их. Быть готовым к непредвиденным событиям. Способность держать в уме множество сведений. Дальновидность. Инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Творческое мышление. |
Профессия типа «человек – знаковая система»
З |
Уметь абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками. Представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Развитое абстрактное мышление и воссоздающее воображение. Сосредоточенность; устойчивость внимания; усидчивость. |
Профессия типа «человек – художественный образ» Х |
Наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. Трудолюбие. Реалистический уровень притязаний на общественное признание. Целеустремленность. |
Обладают ли наши дети указанным требованиями к тому или иному типу профессии? Будут ли обладать через несколько лет? Это возможно, если они с нашей помощью будут целенаправленно трудиться над развитием своих способностей, заниматься самосовершенствованием.
Четвертая страница
Решение собрания. Разработанный родительским комитетом проект обсуждается, корректируется и принимается в качестве решения родительского собрания:
1. Всем родителям помогать детям расширять знания о мире профессионального труда.
2. Содействовать получению детьми знаний о себе самом (образ «Я»)
3. Организовать силами родителей серию классных часов «Секреты профессионального успеха».
4. Всем учащимся в своих портфолио оформить раздел «Мой выбор профессии» (лист выбора профессии, ответы на анкеты и опросники, сочинения и т.д.).
5. Рекомендовать учащимся составить план подготовки к выбору профессии.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.