Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
математика
8 кл
03.07.2017
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
• развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
• формирование высокого уровня правовой культуры;
• развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
• толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Выбор темы исследовательской работы.docx
Выбор темы исследовательской работы учащихся по
математике.
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями
образования стали:
• развитие у учащихся самостоятельности и способности к
самоорганизации;
• формирование высокого уровня правовой культуры;
• развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
•
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог,
искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом
познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия.
Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса,
направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных
природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится
активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой
репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, необходимо
помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять
полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно
осуществлять поиск информации, производить её структурирование,
находить оптимальный алгоритм обработки;
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в
команде.
Реализация этих задач возможна при использования проектной технологии
обучения, которая непосредственно применяется в исследовательских работах
и развивает следующие компетенции:
информацией;
информационную способность грамотно выполнять действия с
• коммуникативную способность вступать в общение с целью быть
понятым;
•
социальную способность действовать в социуме с учетом позиций
других людей;
• предметную способность применять полученные знания на практике.
Сущность метода проектов
• Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном
понимании: «...метод», предполагающий «определенную совокупность
учебнопознавательных приемов, которые позволяют решить ту пли
иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с
обязательной презентацией этих результатов».
Остановимся на основных требованиях к использованию метода
проектов:
• Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей
интегрированного
знания, исследовательского поиска для ее решения. • Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
• Самостоятельная деятельность учащихся.
• Структурирование содержательной части проекта.
• Использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную
последовательность действий:
• Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
• Выдвижение гипотез их решения;
• Обсуждение методов исследования;
• Обсуждение способов оформление конечных результатов;
• Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Признаки использования проектной технологии:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская,
поисковая,
творческая, ролевая, прикладная, ознакомительноориентировочная.
Предметносодержательная область: моно проект; межпредметный
проект;
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий,
гибкий),
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для
телекоммуникационных проектов).
Характер контактов (среди участников одной школы, класса,
города,
региона, страны, разных стран мира),
Количество участников проекта.
Продолжительность проекта.
результатов работы учеников
Критерии оценки
:
1. значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их
изучаемой тематике;
2. корректность используемых методов исследования и обработки
полученных результатов, достаточная глубина проникновения в
проблему, интеграция знаний;
3. оригинальность предложенных решений;
4. активность каждого участника проекта, коллективный характер
принимаемых решений;
5. значимость полученных результатов;
6. эстетика оформления проекта;
7. убедительность презентации (аргументированность, лаконичность
заключений, выводов, ответов на вопросы оппонентов при защите
проекта).
• Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести
пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех
участников проекта в его осуществлении.
Одной из самых сложных задач в проектах является выбор темы
исследовательской работы учащихся по математике. Она может носить
исторический характер: «Великие математики», «Возникновение
геометрии», «Возникновение счёта», «Решето Эратосфена», «История
развития математики», «Из истории дробей», «Историко
математический экскурс», «Жизнь нуля – цифры и числа»,
служить продолжением темы урока или его углублением:
«Арифметическая и геометрическая прогрессии в нашей жизни», «В
мире многогранников», «В мире призм», «Зависимость числа
диагоналей многоугольника от числа вершин», «Исследование влияния
радиуса окружности на длину окружности и площадь круга»,
«Исследование геометрических фигур с помощью сечений»,
«Преобразование графиков функций», «13 способов решения
квадратных уравнений», «Несколько способов доказательства теоремы
Пифагора»,
носить прикладной характер: «Гуси – выгода для моей семьи?!»,
«Кредиты и проценты в жизни современного человека», «Без мерной
линейки или измерение голыми руками», «Конус и его применение в
быту», «Приёмы устных вычислений», «Геометрия на клетчатой
бумаге», «Деление окружности на равные части», «Паркеты»,
связана с краеведением: «Кагальницкий район в задачах»,
«Исследование удобного расположения школы в селе», «Расчёты затрат
на построение ледяного катка в селе»;
носить творческий характер: «Авторские задачи», «Задачи в
рисунках», «Любимые рисунки на координатной плоскости»,
«Математические сказки»;
носить занимательный, игровой, магический характер: «Вариации на
тему Эшера», «Загадки пирамид», «Теория вероятности в азартных
играх», «Математические фокусы», «Необычное в обычных числах»,
«Магические числа», «В мире удивительных чисел», «Влияют ли числа
на судьбу?», «Исследование ленты Мёбиуса»;
логические задачи: «Виды задач на логическое мышление», «Прямая и
обратная операции в математике», «Решение логических задач»,
«Математические софизмы»;
раскрывающие красоту математики, связь с искусством: «Единые
законы математики, искусства и природы», «Симметрия кристаллов»,
«Симметрия вокруг нас», «Математика и законы красоты», «Математика вокруг нас», «Числа в сказках», «Использование оригами
в жизни человека», «Золотое сечение вокруг нас».
• Особый интерес вызывают у ребят темы, которые рождаются на
уроках во время обсуждения решения задач, при работе над ошибками,
когда у них появляются свои гипотезы, умозаключения иногда
истинные, иногда ложные. Примером этому является гипотеза
нахождения площади фигуры на клетчатой бумаге, которую выдвинул
ученик 11 класса Кривоносов Алексей в 2010 году «Площадь
вписанного четырехугольника в прямоугольник равна половине площади
этого прямоугольника». Эта гипотеза заинтересовала учеников 8 класса,
и Полякова Юлия взялась за исследование этого вопроса. Она
рассмотрела различные конкретные примеры, затем доказала теорему
«Если хотя бы две противоположные вершины четырехугольника лежат
на прямой, параллельной одной из сторон прямоугольника, описанного
около четырёхугольника, то площадь четырёхугольника равна половине
площади прямоугольника». Юлю заинтересовала проблема нахождения
площадей, и она изучила формулу Пика. Приложение 1)
• Часто ученики на уроках, употребляя определения и теоремы, не
осознают важность чётких формулировок, позволяют себе опускать
некоторые слова, фразы, в связи с чем искажается или полностью
теряется истинность высказывания. Работа над исследованием этой
проблемы даёт возможность понять ученикам строгую структуру
определения или теоремы. Примером этому может служить теорема,
выражающая первый признак равенства треугольников. Можно
предложить исследовать признак равенства треугольников, который
иногда используют в речи ученики «Если две стороны и угол одного
треугольника равны двум сторонам и углу другого треугольника, то
такие треугольники равны». Если быть внимательным к ответам
учащихся, при проверке письменных работ, вы убедитесь, что темы
исследовательских работ «лежат на поверхности», сами призывают к
работе «Выясните: действительно ли это так?»
• В результате обобщения использования метода проектов
делаю следующие выводы.
Использование исследовательских работ при обучении обусловлено:
1. проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит
практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной
жизнью;
2. неконфликтным характером проектной деятельности: проектная
методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от
преподавателя путем перестраивания их отношении в процессе
активнопознавательной мыслительной деятельности. Использование исследовательских работ характерно владением
способами познавательной деятельности: умением использовать
различные источники информации, методы исследования, умением
работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять
трудностям, умением ставить цель, составлять и реализовать план,
проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика
является эффективной инновационной технологией, которая
значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю
мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их
толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Учитель математики МОУ СОШ № 9
Оноприенко Е.В.
Использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформления конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования
Выбор тематики проектов может быть различным. Тематика может
выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету,
естественных профессиональных интересов, интересов и способностей
учащихся, а также может предлагаться и самими учащимися, которые
ориентируются собственные интересы познавательные, творческие и
прикладные.
Существует несколько типов проектов. Их различают по
типологическим признакам, по которым определяется отношение того или
иного проекта к определенному типу. Таковыми могут быть: 1) Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая,
творческая, ролевая, прикладная (практикоориентированная),
ознакомительноориентировочная, пр.
2) Предметносодержательная область: монопроект (в рамках одной области
знания); межпредметный проект.
3) Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),
скрытый (неявный).
4) Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города,
региона, страны, разных стран мира).
5) Количество участников проекта.
6) Продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком выделяют следующие типы проектов:
исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры,
обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех
участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе
экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Такие
проекты полностью подчинены логике исследования, и имеют структуру,
приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным
исследованием.
творческие проекты предполагают соответствующее оформление
результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной
структуры совместной деятельности участников, она только намечается и
далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной
этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам
участников проекта. Оформление результатов такого проекта требует четко
продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации,
программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик
газеты, альманаха, альбома и пр.
ролевые, игровые в таких проектах структура также только намечается и
остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это
могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие
социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в
начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества
здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всетаки
является игровая.
ознакомительноориентировочные или информационные проекты. Этот тип
проектов изначально направлен на сбор информации о какомто объекте,
явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и
обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты
также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры,
возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и
становятся их органичной частью, модулем.
По характеру контактов, проекты могут выступать:
внутренними или региональными (в пределах одной страны)
Это проекты, организуются либо внутри одной школы, либо между школами,
классами внутри региона, одной страны.
международными (участники проекта являются представителями разных
стран)
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах,
регионах, странах);
парные (между парами участников);
групповые (между группами участников).
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более
крупной проблемы) проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с
привлечением знаний из другого предмета;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Проекты средней и значительной продолжительности, как правило,
проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках [7].
В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими
другими, используются разные методы самостоятельной познавательной
деятельности учащихся.
При работе с детьми младшего школьного возраста возможность
использования различных типов проектов ограничена, что связано с их
возрастными особенностями. По признаку доминирующей в проекте
деятельности лучше всего использовать творческие, ролевые, игровые,
ознакомительноориентировочные проекты; по характеру контактов лучше
использовать внутренние проекты; по количеству участников групповые; по
продолжительности проведения краткосрочные и проекты средней
продолжительности.
Каждый проект должен иметь определенную структуру. Выделяют общие
подходы к структурированию проекта.
1) Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества
участников.
2) Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем,
которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же
проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.
3) Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов
исследования, поиска информации, творческих решений.
4) Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или
групповым исследовательским, творческим задачам.
5) Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
6) Защита проектов, обсуждение.
7) Экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Метод проектов позволяет выйти за рамки отдельных предметов, помогает
получить комплексные знания. Особую роль в этой технологии играет оценочный механизм. Причем, в
большей степени играет роль самооценка учащегося, что расширяет
творческий потенциал личности школьника. Проектное обучение позволяет
ученику задавать себе вопрос, ставить проблему, намечать шаги ее решения и
решать ее самостоятельно, тем самым создает условия для развития
рефлексивных способностей школьника. Этот метод делает возможным
пересмотреть оценки и убеждения ученика, ничего ему не навязывая. В методе
проектов поддержка стремления учеников к достижению целей является
основой образовательного процесса.
При проведении метода проектов используются такие организационные
формы работы как практикумы, консультации, работа с дополнительной
литературой и т. д.
Работа с детьми младшего школьного возраста имеет свою специфику. Для
детей данного возраста источниками дополнительной информации могут
служить детские журналы, детские книги, которые могут быть представлены
как в печатном виде, так и на электронных носителях. В работе с детьми этого
возраста необходимо учитывать широту их кругозора, а также умения
работать с дополнительной литературой. Учитель здесь выступает, как
помощник, советчик, он дает необходимые рекомендации по нахождению
дополнительной информации, помогает в проведении рефлексии.
Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать
полученную информацию, выдвигать гипотезы и выбирать способы
достижения цели. Использование метода проектов делает учебный процесс
творческим, сжатым, а ученика – раскованным целеустремленным, способным
к групповой и индивидуальной рефлексии. Обязанностью учителя является
подготовка всех учащихся к посильной для него, но обязательно активной
познавательной деятельности [14, с. 38 – 41]. Однако организация проектной
деятельности с детьми младшего школьного возраста имеет свои особенности.
Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.