Выносливость: понятие, виды, характеристика
Оценка 4.9

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
физическая культура
4 кл
30.05.2017
Выносливость: понятие, виды, характеристика
Развитие выносливости в детском возрасте необходимо, так как выносливость является основным двигательным качеством человека, которое проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость является критерием мышечной работоспособности организма - чем она выше, тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление.
статья Исполнитель.docx
Исполнитель: Петухова Е.А.,                                                            студентка 2 курса направления подготовки                                                        «Психолого­педагогическое образование»                                                           УрГПУ                                                          Научный руководитель: Иваненко М.А.,                                                         к.п.н., доцент кафедры психологии и                                                           социальной педагогики УрГПУ Выносливость: понятие, виды, характеристика В соответствии с новыми социально ­ экономическими потребностями современного   общества   его   дальнейшего   развития   и   исходя,   из   сущности общего   среднего   образования   целью   физического   воспитания   в общеобразовательной   школе   является   содействие   все   стороннему гармоническому развитию личности. Известно,   что   высокий   уровень   развития   выносливости   в   детском возрасте   обеспечивает   более   эффективное   совершенствование   других двигательных способностей, способствует совершенствованию пластических и трофических   функций   организма,   нормализует   деятельность   систем кровообращения   и   дыхания,   улучшает   функционирование   центральной нервной системы[1]. Вместе   с   тем   практика   физического   воспитания   школьников свидетельствует о том, что общая динамика выносливости детей и подростков за   последние   годы   не   только   не   улучшается,   но   и   имеет   тенденцию   к снижению. Общий уровень развития выносливости  явно недостаточен как для дальнейшей спортивной деятельности, так и для успешной будущей трудовой деятельности   в   различных   областях   современного   предпринимательства   и производства, а так же к службе в армии. Известно,   что   выносливость,   как   одно   из   основных   двигательных качеств   человека,   проявляется   в   способности   к   длительному   выполнению какой­либо   деятельности   без   снижения   ее  результативности.  Выносливость является критерием мышечной работоспособности организма ­ чем она выше, тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление [2]. Составляющим   элементом   выносливости   является   общая   аэробная выносливость, которая определяет способность к длительному выполнению работы   умеренной   интенсивности   при   глобальном   функционировании мышечной системы. Поэтому она является частью всесторонней физической подготовки учащихся начальных классов. Физичесĸая выносливость имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Она позволяет: 1) выполнять значительный объем двигательной деятельности;                     2)   продолжительное   время   поддерживать   высокий   уровень интенсивности двигательной деятельности; 3) быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок. Выносливость   –   это   способность   противостоять   физическому утомлению   в   процессе   мышечной   деятельности.     Мерилом   выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических   упражнений   (ходьба,   бег,   плавание   и   т.п.)   измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции[5].  В   игровых   видах   деятельности   и   единоборствах   замеряют   время,   в течение   которого   осуществляется   уровень   заданной   эффективности двигательной деятельности. В сложно­координационных видах деятельности, связанных   с   выполнением   точности   движений   (спортивная   гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия[9]. На Всесоюзном симпозиуме в 1971 г. «Биологической и педагогической аспекты   выносливости»   были   даны   формулировки   двух   основных разновидностей выносливости: –   общая   (неспецифичесĸая)   выносливость   –   способность продолжительное   время   выполнять   физическую   работу,   вовлекающую   в действие   многие   мышечные   группы   и   опосредованно   влияющую   на спортивную специализацию; –   специальная   (специфичесĸая)   выносливость   –   способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы   в   течение   времени,   обусловленного   требованиями   избранного   вида спорта. Для   общей   выносливости   характерно   то,   что   она   проявляется   в относительно   длительной   работе   при   функционировании   всех   основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена [7]. Чем   ниже   мощность   выполняемой   работы   и   больше   количество участвующих в ней мышц, тем в меньшей степени её результативность будет зависеть   от   совершенства   двигательного   навыка   и   больше   –   от   аэробных возможностей. Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью. Общая   выносливость   играет   существенную   роль   в   оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, связанный   с   активизацией   аэробных   процессов   в   организме.   Служит предпосылкой развития специальной выносливости, обеспечивая способности спортсмена к продолжительной и эффективной тренировочной деятельности, быстрое   восстановление   работоспособности   после   тренировочных   нагрузок повышенной   интенсивности,   активизацию   жирового   обмена   как   наиболее функционально экономичного. Вместе   с   тем,   увеличение   аэробных   возможностей   служит предпосылкой развития специальной выносливости различного типа. Специальная выносливость классифицируется [8]: – по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); –   по   признакам   двигательной   деятельности,   в   условиях   которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); –   по   признакам   взаимодействия   с   другими   физическими   качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи выносливость, (например, выносливость, скоростная     силовая     координационная   выносливость   и   т.д.).   Выделяют   также:   выносливость   к гликометической, анаэробной работе; статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или   ограниченного   пространства   (существует   обратная   зависимость   между величиной   статического   усилия   и   его   продолжительностью   –   чем   больше усилие, тем меньше продолжительность); выносливость  к продолжительному выполнению   работы   умеренной   и   малой   мощности,   к   длительной   работе переменной мощности, а также к работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода);   сенсорную   выносливость   –   способность   быстро   и   точно реагировать   на   внешнее   воздействие   среды   без   снижения   эффективности профессиональных   действий   в   условиях   физической   перегрузки   или утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надёжности функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно­мышечного аппарата,   быстроты   расходования   ресурсов   внутримышечных   источников энергии,   от   техники   владения   двигательным   действием   и   уровня   развития других двигательных способностей. Существуют и другие виды специальной выносливости. В зависимости от количества участвующих в работе мышц, различают также глобальную (при участии в ней более 75%  мышц тела), региональную (если задействовано от 25% до 75% мышц тела) и локальную (менее 25% мышц тела) выносливость.  Глобальная   работа   вызывает   наибольшее   усиление   деятельности кардиореспираторных   систем   организма,   в   её   энергетическом   обеспечении больше доля аэробных процессов.  Региональная   работа   приводит   к   менее   выраженным   метаболическим сдвигам в организме, в её обеспечении возрастает доля анаэробных процессов. Локальная работа не связана со значительными изменениями состояния организма   в   целом,   но   в   работающих   мышцах   происходит   существенное истощение энергетических субстратов, приводящее к локальному мышечному утомлению.   Чем   локальнее   мышечная   работа,   тем   больше   в   ней   доля анаэробных   процессов   энергообеспечения   при   одинаковом   объеме   внешне выполненной  физической  работы.  Такой  вид  выносливости   характерен  для выполнения большинства трудовых операций современных профессий. Скоростная   выносливость   –   это   выносливость,   проявляемая   в деятельности, которая предъявляет неординарные (более высокие, чем при умеренной   интенсивности   работы)   требования   к   скоростным   параметрам движений (скорости, темпу и т. д.) и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена [8].  Основным внешним показателем скоростной выносливости является время, на протяжении которого удается поддерживать   заданную   скорость   либо   темп   движений,   или   соотношение скоростей достигаемых на частях дистанции (например, на первой и второй ее половине:   чем   меньше   разница   скоростей,   тем   выше   степень   скоростной выносливости, при условии, конечно, что дистанция целом преодолевается в полную   силу).   Скоростная   выносливость   во   многих   случаях   тесно   связана силовой выносливостью. Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению   в   мышечной   работе   с   выраженными   моментами   силовых напряжений.  Одним   из   типов   специальной   выносливости   можно   считать   которая   проявляется   в координационно­двигательную   выносливость, двигательной   деятельности,   предъявляют   повышенные   требования   к ʜ координацион ым способностям (соответствующие индивидуальному уровню их   развития   или   близкие   нему).   Такая   выносливость   демонстрируется, например,   при   выполнении   многочисленных   координационно­сложных технико­тактических действий в спортивных играх,  технически правильного выполнения борцовского приема и т.п. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно­мышечного аппарата,   быстроты   расходования   ресурсов   внутримышечных   источников энергии,   от   техники   владения   двигательным   действием   и   уровня   развития других двигательных способностей. Кроме   оценки   таких   внешних   показателей   выносливости,   для обоснованного суждения о ней необходимо располагать данными о состоянии   которые   лимитируют функциональных   возможностей   организма, продолжительность   работы  в  тех   или  иных   условиях.  Такого   рода   данные получают   с   помощью   специализированных   методик   оценки   отдельных факторов   выносливости,   в   частности   физиологических, скоростей,   биомеханических.     морфологических,   биохимических   Бурный   прогресс современной медицинской техники позволил внедрить в спортивную практику точные   количественные   методики,   оценки   реакции   различных   систем организма спортсмена на меняющиеся условия физической работы [3]. Таким   образом,   выносливость   является   комплексным   качеством, большинство   составляющих   ее   компонентов   являются   общими   для   всех проявлений   в   различных   спортивных   дисциплинах.   При   этом   долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине. Большинство   компонентов   выносливости   имеют   достаточно   строгие критерии и надежно измеряются различными методами. Список использованной литературы 1. Воронина   Г.   А.   Двигательная   активность   и   развитие   детей   младшего школьного возраста // Журнал физическая культура в школе. 2009. № 8. С. 27­29. 2. Каганов Л.С. Развитие выносливости. М.: Знание, 2000. 262с. 3. Коц Я.М. Физиологические основы выносливости. Спортивная физиологи я: Учебник для ИФК, 1986. С. 70­98.  4. Курамшин Ю.Ф. Выносливость и методика её развития. М.: Советский 5. спорт, 2003. С.146­155.   Матвеев,   Л.П.   Воспитание   выносливости:   учеб,   пособие   М.:   Спорт Академ Пресс, 2008. С. 359­390. 6. Матвеев   Л.П.,   Мельников   С.П.   Методика   физического   воспитания   с основами теории: учеб, пособие. М.: Академия: 1991. С. 51­56. 7. Туманян   Г.С,   Коблев   Я.К.  Выносливость:   как   ее   измерять  //   Теория   и практика физической культуры. 2003. № 6. С. 59­61 8. Холодов   Ж.К.   Теория   и   методика   физического   воспитания.   М.: физкультура и спорт, 2007. 9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. ­ 2­е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика

Выносливость: понятие, виды, характеристика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017