Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".
Оценка 4.8

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
библиотека +1
Взрослым
20.10.2018
Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".
Тема природы волновала многих художников, поэтов, музыкантов. В изобразительном искусстве это Левитан, Шишкин, Саврасов и другие. В музыке Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков, Бородин, Варламов. Затронута тема человека и природы в лирике Лермонтова. Огромен и неповторим мир поэзии Лермонтова. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью. Поэзия была для Лермонтова его жизнью. Человек и общество, природа и человек, небо и звезды, любовь и смерть, счастье и страдание – он писал обо всем, что его волновало, тревожило, мучило. Его стихотворения необычайно глубоки по содержанию, таковы его стихи о природе. Через изображение природы поэт выражает свои мысли, чувства, свое восприятие мира.СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И ЛИРИКА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА……………... 1.1. Историко-биографическая справка…………………………………….. 1.2. Основные мотивы лирики Лермонтова………………………………… 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛЕРМОНТОВА……………………………………….. 2.1. Отношения человека к миру природы в стихах М.Ю. Лермонтова..... 2.2. Пейзажная лирика М.Ю. Лермонтова………………………………….. 3. АНАЛИЗ СТИХОТВРЕНИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА О ПРИРОДЕ……. 3.1. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»………… 3.2. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу»………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 3 5 5 9 13 13 21 25 25 29 31 33
ВЫПУСКН.РАБОТА Природа и человек в лирике Лермонтова.doc
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И ЛИРИКА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА……………... 1.1. Историко­биографическая справка…………………………………….. 1.2. Основные мотивы лирики Лермонтова………………………………… 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛЕРМОНТОВА……………………………………….. 2.1. Отношения человека к миру природы в стихах М.Ю. Лермонтова..... 2.2. Пейзажная лирика М.Ю. Лермонтова………………………………….. 3. АНАЛИЗ СТИХОТВРЕНИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА О ПРИРОДЕ……. 3.1. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»………… 3.2. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу»………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 3 5 5 9 13 13 21 25 25 29 31 33 2 ВВЕДЕНИЕ Тема природы волновала  многих художников, поэтов, музыкантов. В изобразительном   искусстве   это   Левитан,   Шишкин,   Саврасов   и   другие.   В музыке   Чайковский,   Глинка,   Римский­Корсаков,   Бородин,   Варламов. Затронута   тема   человека   и   природы   в   лирике   Лермонтова.   Огромен   и неповторим мир поэзии Лермонтова. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью.  Поэзия была для Лермонтова его жизнью. Человек и общество, природа и человек, небо и звезды, любовь и смерть, счастье и страдание – он писал обо всем, что его волновало, тревожило, мучило. Его стихотворения необычайно глубоки   по   содержанию,   таковы   его   стихи   о   природе.   Через   изображение природы поэт выражает свои мысли, чувства, свое восприятие мира. Любимый лермонтовский пейзаж ­ горы и облака: не огонь, клокочущий в   недрах   земли,   но   влажно­воздушная   стихия,   облекающая   ее   вершины.   В отличие   от   Пушкина,   у   которого   тучи,   обычно   темные   или   серые,   низко нависают   над   землей,   в   лермонтовских   тучах   и   облаках,   бесконечно подвижных в своих формах и цветовых оттенках, существенна, прежде всего, их надмирная высота и недосягаемость, легкость и безграничная свобода. Пейзаж   в   его   стихах   не   бытовая   зарисовка,   он   проникнут   глубоким философским смыслом. Лермонтовский пейзаж – это «пейзаж души». Лермонтов   видит   в   природе,   помимо   красоты,   мудрость,   доброту, согласие.   Она   воистину   живая.   И   вместе   с   тем   она   мудрая,   независимая, вечная. Она идеал гармонии. В природе человек черпает силы, а служители искусства – вдохновение. Природа связана с человеком, с его внутренними переживаниями. Природа обладает некой магической силой. Она притягивает, привораживает нас, мы ощущаем нерасторжимую связь с ней. В слиянии с природой человек способен ощутить себя счастливым, умиротворенным.  3 Наконец,   величайшая   заслуга   поэта   ­   создание   обобщающего   образа русской природы, в котором сочетаются панорамность, свойственная поэтам XVIII  века, и внимание к бедным и малым подробностям, чувство дороги, внесенное   в   русскую   поэзию   Пушкиным.   «Родина»   ­   исходная   точка крупномасштабного   пейзажного   мышления   для   всей   русской   поэзии. Выбранная тема, несомненно, актуальна и важна для изучения. Целью данной работы является исследование темы природы и человека в лирике М.Ю. Лермонтова. Для достижения цели поставлены следующие задачи: ­ рассмотреть историко­биографическую справку; ­ показать основные мотивы лирики Лермонтова; ­ исследовать   отношения   человека   к   миру   природы   в   стихах   М.Ю. Лермонтова; ­ охарактеризовать пейзажную лирику М.Ю. Лермонтова; ­ проанализировать стихотворения М.Ю. Лермонтова о природе. 4 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И ЛИРИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА 1.1. Историко­биографическая справка Великий  русский  поэт    М.Ю.  Лермонтов  родился  в  Москве  в  семье армейского   капитана   Юрия   Петровича   Лермонтова   (1787­1831)   и   Марии Михайловны   Лермонтовой     урожденной   Арсеньевой, (1795­1817), единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой (1773­1845).  Брак,  заключенный   против   воли   Арсеньевой,  был   неравным   и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти   матери   Лермонтова   бабушка   сама   занялась   его   воспитанием, полностью отстранив отца.  Детство   Лермонтова   прошло   в   имении   Арсеньевой   «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 г. бабушка   повезла   Лермонтова   на   воды   на   Кавказ;   детские   впечатления   от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве («Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», 1832).  В 1827 г. семья переезжает в Москву, а в 1828 г. Лермонтов зачисляется полупансионером в 4­й класс Московского университетского благородного пансиона,   где   получает   гуманитарное   образование.   Уже   в   Тарханах определился   острый   интерес   Лермонтова   к   литературе   и   поэтическому творчеству.   Уже   в   пансионе   определяется   преимущественная   ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму. 1 В марте 1830 г. Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В 1830 г. Лермонтов увольняется «по прошению» и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи 1 Афанасьев В.В. М.Ю. Лермонтов. ­ М.: Молодая гвардия, 1991.­ С.12. 5 экзаменов   зачислен   на   нравственно­политическое   отделение   Московского университета.  К   этому   времени   относится   первое   сильное   юношеское   увлечение Лермонтова Е.А. Сушковой (1812­1868), с которой он познакомился у своей приятельницы   А.М.   Верещагиной.   С   Сушковой   связан   лирический   «цикл» 1830 г. («К Сушковой», «Нищий», «Ночь», «Подражание Байрону», «Я  не люблю   тебя:   страстей   ...»).   По­видимому,   несколько   позднее   Лермонтов переживает   еще   более   сильное,   хотя   и   кратковременное   чувство   к   Н.Ф. Ивановой (1813­1875), дочери драматурга Ф.Ф. Иванова.  В   эти   годы   (1830­1832)   идет   формирование   личности   поэта,   и сменяющиеся   любовные   увлечения   являются   во   многом   попыткой личностного   самоутверждения.   Возникает   жанр   «отрывка»   ­   лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа   и   самоосмысления.   Стихотворения   1830­1831   г.г.   содержат   и социальные мотивы и темы.  В   1830­1831   г.г.   раннее   лирическое   творчество   поэта   достигает вершины;   далее   начинается   спад.   После   1832   г.   Лермонтов   обращается   к балладе   («Тростник»,   1832;   «Желанье»   ­   «Отворите   мне   темницу»,   1832; «Русалка», 1832) и прозе.  В   поэмах   Лермонтова   в   это   время   определяются   как   бы   две тематические   группы:   одна   тяготеет   к   средневековой   русской   истории («Последний   сын   вольности»,   1831;   «Литвинка»,   1832),   другая   ­   к экзотическим   кавказским   темам   («Измаил­Бей»,   1832;   «Аул   Бастуиджя», 1833­1834; «Хаджи­Абрек», 1833).  В 1832 г. Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако   ему   отказались   зачесть   прослушанные   в   Москве   курсы.   Чтобы   не начинать   обучение   заново,   Лермонтов   принимает   совет   родных   избрать военное   поприще;   в   ноябре   1832   г.   сдает   экзамены   в   Школу   гвардейских 6 подпрапорщиков   и кавалерийских   юнкеров и  проводит  два  года   в  военно­ учебном   заведении,   где   строевая   служба,   дежурства,   парады   почти   не оставляли времени для творческой деятельности. Она оживляется в 1835 г., когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб­гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма «Хаджи   Абрек»   ­   первое   выступление   Лермонтова   в   печати.   Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы «Маскарад», работает над поэмами «Сашка», «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская».  В   период   1836­1837   г.г.   Лермонтов   создает   «Боярина   Оршу»   (1835­ 1836),   первую   оригинальную   и   зрелую   поэму.   Орша   ­   первая   попытка Лермонтова   создать   исторический   характер   ­   феодала   эпохи   Грозного, живущего законами боярской чести.  В 1835­1836 г.г. Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает   его   стихотворение   «Смерть   Поэта»   (1837;   опубликовано   1858), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837   г.   Лермонтов   был   арестован;   началось   политическое   дело   о «непозволительных   стихах».   Под   арестом   Лермонтов   пишет   несколько стихотворений: «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Узник», положивших начало блестящему «циклу» его «тюремной лирики»: «Соседка», «Пленный рыцарь» (оба ­ 1840) и другие.  В феврале 1837 г. был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву.  В   октябре   1837   г.   был   отдан   приказ   о   переводе   Лермонтова   в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб­гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. 1 1 Афанасьев В.В. М.Ю. Лермонтов. ­ М.: Молодая гвардия, 1991.­ С.14. 7 Во 2­й половине января 1838 г. Лермонтов возвращается в Петербург. 1838­1841   г.г.   ­   годы   его   литературной   славы.   Он   сразу   же   попадает   в пушкинский   литературный   круг,   знакомится   с   В.А.   Жуковским,   П.А. Вяземским,   П.А.   Плетневым,   В.А.   Соллогубом,   принят   в   семействе Карамзиных.   У   Карамзиных   Лермонтов   накануне   последней   ссылки   читал «Тучи». В 1840 г. в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники «Стихотворения» и «Герой нашего времени».  Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около   30   поэм,   не   считая   драм   и   неоконченных   прозаических   сочинений. Подавляющее   большинство   произведений   Лермонтова   опубликовано посмертно.   В   1838­1840   г.г.   поэт   входит   в   «Кружок   шестнадцати»   ­ аристократическое   общество   молодежи,   частью   из   военной   среды, объединенное   законами   корпоративного   поведения   и   политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают   пушкинские   начала.   Однако   основы   прозы   (как   и   поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика «гармонической точности» в поэзии.1  В феврале 1840 г. на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло   Барантом; столкновение   с   сыном   французского   посланника   Э. непосредственным   поводом   было   светское   соперничество   ­   предпочтение, отданное   Лермонтову   кн.   М.А.   Щербатовой,   которой   был   заинтересован Барант   и   в   1839­1840   г.г.   увлечен   Лермонтов.   Ссора,   однако,   переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства.  18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов, тем не менее, был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные   знакомые.   Под   арестом   состоялось   новое   объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 г. был отдан 1 Иконников С.Н. Как работал М.Ю. Лермонтов над стихотворением. – Пенза: Книжное издательство, 1962. – С.7. 8 приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на   Кавказ.   В   июне   он   прибыл   в   Ставрополь,   в   главную   квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при реке Валерик.  В   мае   1841   г.   он   прибывает   в   Пятигорск   и   получает   разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений:   «Сон»,   «Утес»,   «Они   любили   друг   друга...»,   «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Пророк». В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том   числе   своего   товарища   по   Школе   юнкеров   Мартынова.   На   одном   из вечеров   в   пятигорском   семействе   Верзилиных   шутки   Лермонтова   задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов   принял   его,   не   намереваясь   стрелять   в   товарища,   и   был   убит наповал. М.Ю. Лермонтов похоронен в фамильном склепе в Тарханах. 1.2. Основные мотивы лирики Лермонтова В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства   человеческие,   при   жажде   жизни   и   избытке   чувства.   Да,  очевидно, Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов   не   доверяет   иллюзии   счастья,   постоянно   думает   о   расплате   за обман   чувства   и,   оскорбленный   разочарованием   презирает   существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием 9 силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь  же великого  поэта.  Перелистывая  томики его  сочинений, мы всегда   проникаемся   героическим   духом   его   поэзии,   ее   неповторимым лирическим   содержанием.   Одним   казалось,   что   лирические   произведения Лермонтова   угрюмы,   другим,   что   они   полны   живостью   и   веселостью. Белинский   говорил,   что   лирика   Лермонтова   переполнена   глубокими   его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего «Ангела» Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез. И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой.1 Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. Чем   старше   он   становился,   тем   все   чаще   соотносил   субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще «объектировал» современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступал место   реальной   лирике.   Все   чаще   в   лирику   Лермонтова   вторгались повседневная   жизнь   и   конкретное   время:   глубокие   идейные   интересы   и мертвящие застои общественной жизни. И все, что создано за тринадцать лет творчества, ­ это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы,   в   строках   «Люблю   Отчизну   я…»   или   в   стихотворном   рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая 1 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983. – С.211. 10 творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.2 М.Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все   стихи   поэта   рождались   из   «пламя   и   света»,   т.е.   из   бури   чувств   и напряженно вьющейся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет   в   стихотворении  «Дума».  Говоря,   что   будущее   его   поколения   «иль пусто,   иль   темно»,   Лермонтов   уточняет:   «Богаты   мы,   едва   из   колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые «в начале поприща… вянут без борьбы», не могут быть полезны.  Для Лермонтова такие люди «толпа угрюмая». Поэт жалеет, что гибнут лучшие   силы   современников.   Он   осуждает   их   бездействие,   предрекает   их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении «Смерть  поэта».  Это   стихотворение   обличительно,  это   страстный   протест, негодование   бушующий   гнев,   обращенный   против   убийц,   медленно   и хладнокровно травящих «свободный, смелый дар». Здесь и безутешная горечь друзей   не   сумевших   защитить   «сердца   вольного»,   вовремя   разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор «свободы, гения и славы палачам». В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов­бунтарь, преемник традиций Пушкина. 1 2  Турбин  В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. ­ М.: Просвещение, 1978. – С.302. 1  Турбин  В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. ­ М.: Просвещение, 1978. – С.303.  11 Стихотворению «Смерть поэта» очень близко по теме и по настроению другое   –   «Как   часто   пестрою   толпою   окружен…».   Беспощадно   и презрительно   характеризует   Лермонтов   завсегдатаев   светских   салонов,   их лица – это «приличьем стянутые маски». Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против   фальши   и   духовной   нищеты,   царящих   в   окружающем   мире.   Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения   –   Отповеди.   («Безумец   я!   Вы   правы!…»),   размышления   о смысле жизни («И скучно, и грустно»), о назначении поэта («Поэт»). Волнуют Лермонтова и мысли о войне.  Лирический герой стихотворения «Я к вам пишу: случайно, право…» размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где «под небом места много   всем!».   Эти   раздумья   образованного   честного   человека   о несправедливости   захватнической   войны.   Но   к   войне   освободительной   у Лермонтова иное отношение. Недаром в «Бородино» повествование ведется от лица простого солдата.  С   какой   любовью   изображены   обыкновенные   артиллеристы, объединенные единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому «Бородино» – памятник русским солдатам. Много стихотворений   посвятил   Лермонтов   теме   Родины.   Во   все   времена   поэты обращались   к   этой   теме:   одни   восславляли   победы   над   врагами,  другие  – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений.  Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении «Тучи»   Лермонтов   сначала   сопоставляет   себя   с   тучками,   а   потом противопоставляет   себя   им.   У   тучек   нет   родины,   а   поэтому   очень   жаль 12 расставаться   с   «милым   севером»,   с   местами,   где   остаются   его   друзья   и единомышленники.  Но   в   стихотворении   «Прощай,   немытая   Россия…»   совершенно   иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в «стране рабов, стране господ», быть под постоянным надзором властей. И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол.  Итогом   многолетних   раздумий   является   стихотворение   «Родина». Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связано у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой.1  1 Щеблыкин И.П. Лермонтов: жизнь и творчество. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990. – С.85. 13 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛЕРМОНТОВА 2.1. Отношение человека к миру природы в стихах  М.Ю. Лермонтова Мелодичная,      образная      и      удивительно      красочная     поэзия М.Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она творение гения. Природа в лирике Михаила Юрьевича олицетворена, полна  драматизма, она «активно  участвует» в судьбе  поэта, отражает   его   настроение,   чувства,   переживания,   мотивы   одиночества преобладают над всеми остальными.  Чутко вслушиваясь в окружающие звуки, Лермонтов умеет наполнить ими свою лирику, расцветить ее яркими красками, отражающими великолепие и гармонию в природе, почему же нет ее в человеческих отношениях? Людям свойственно все усложнять, не идти навстречу друг другу.  Тучки небесные, вечные странники!  Степью лазурною, цепью жемчужною  Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,  С милого севера в сторону южную. 1 Суровая красота Кавказа с детства покорила Михаила Юрьевича, когда он   ребенком   неоднократно   бывал   там.   Она   обосновалась   в   нем,   когда   он вынужден был жить на Кавказе, отправленный туда в ссылку.  Поэзия Лермонтова многозначна, и если автор пишет о природе, то это обязательно   о   людях.   Ибо   природа   величественна   и   прекрасна,   а   человек никак не может обрести покой в божественно красивом крае ­ России.  Белеет парус одинокий  1 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983. – С.72. 14 В тумане моря голубом!..  Под ним струя светлей лазури,  Над ним луч солнца золотой,  А он, мятежный, просит бури,  Как будто в бурях есть покой! 1 Иногда покой и безмятежность природы воспринимаются поэтом как благо, он устал от житейских бурь, но чаще отвергает тишину ­ предвестницу могилы. Вообще темы природы и смерти в лирике Лермонтова тесно связаны, меняется лишь само отношение автора к своему возможному уходу. Порой он ждет его, как избавления от земных мук, отдохновения от горьких страданий.  Уж не жду от жизни ничего я,  И не жаль мне прошлого ничуть;  Я ищу свободы и покоя!  Я б хотел забыться и заснуть!  Но не тем холодным сном могилы...  Я б желал навеки так заснуть,  Чтоб в груди дремали жизни силы,  Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.2  Для поэта темы природы и России неразрывно связаны. Он любуется просторами и красотой родины, но называет свою любовь «странной», она не бездумна.   Лермонтов   видит   не   только   красоту,   но   и   убожество   России. Ничего изменить в окружающем он не в силах, но вот любить свой край с его достоинствами и недостатками поэт умеет и учит этому нас.  Читая   стихи   Лермонтова,   понимаешь   смысл   истинного   патриотизма, когда принимаешь сердцем боль и радость отчизны, готов отдать за нее жизнь. Лирический герой наедине не просто с природой, а с целой Вселенной ­ характерная для лермонтовской поэзии лирическая ситуация. Пейзажный фон 1 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983. – С.79. 2 Там же. – С.102. 15 в   поэтических   произведениях   Лермонтова   редко   бывает   детально проработанным. Небо и звезды ­ вот наиболее устойчивые атрибуты внешнего мира ­ мира природы ­ в лирике Лермонтова.1 Выхожу один я на дорогу;  Сквозь туман кремнистый путь блестит;  Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,  И звезда со звездою говорит.2 Пустыня,   звезды,   прочерченный   в   темноте   вектор   дороги   задают пространственные   координаты   лермонтовского   мира   в   стихотворении.  При этом важнейший для лермонтовской лирики образ ­ образ дороги ­ получает обобщенное   значение:   дорога   становится   символом   жизненного   пути лирического героя.  Горизонтальное   измерение   ­   герой   движется   вперед   по   дороге   ­ сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя   переводит   движение   в   вертикальную   плоскость,   в   символическое пространство   всей   Вселенной.   Однако   гармония   в   мире   природы   остается недоступной для лермонтовского героя: ему дано лишь испытать ностальгию по тому согласию и пониманию («В небесах торжественно и чудно!»), что царят во внешнем по отношению к нему мире: Что же мне так больно и так трудно?  Жду ль чего? Жалею ли о чем? «Свобода и покой» (почти пушкинские «покой и воля» ­ земная замена счастья)   доступны   лирическому   герою   лишь   в   том   идеальном   измерении бытия, где жизнь и смерть сливаются в вечный сон («Я б хотел навеки так заснуть»), подобный тому, что описан в первых строках стихотворения: «Спит земля в сиянье голубом».  1 Рез З.Я.  М.Ю. Лермонтов в школе. ­ Л.: Нева, 1963. – С.63. 2 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983. – С.311. 16 Земной   же   удел   героя   ­   вечный   путь,   поиск,   удел   странника   и изгнанника. Метафорический   образ   жизненных   странствий   героя   создается   в стихотворении   «Тучи».   Путь   лирического   героя   проходит   по   тому   же «маршруту», что и путь «небесных тучек»: Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,  С милого севера в сторону южную. Природные реалии представлены в лермонтовском стихотворении через олицетворение   («вечные   странники»,   «вам   наскучили   нивы   бесплодные»), однако «ожившие» тучки остаются, равнодушны к судьбе своего «собрата» по изгнанию:   только   лирическому   герою   дано   трагическое   осознание   своей судьбы,   тучки   же   ­   «вечно   холодные,   вечно   свободные»   ­   чужды   его страданиям и переживаниям. Образы   природы   в   лирике   Лермонтова   ­   не   только   источник поэтических   сравнений   и   метафор.   Они   могут   символически   замещать лирического   героя,   который   остается   за   кадром,   вне   изображаемого   в лирическом произведении пространства.  Так,   например,   дубовый   листок   (стихотворение   «Листок»),   сосна («Сосна»), утес («Утес») представляют лирическое «я», косвенно, благодаря проведению   в   стихотворениях   сквозных   мотивов,   определяющих   строй лермонтовской лирики.  Мотив   одиночества   героя   ­   универсальный   мотив   в   лермонтовском творчестве ­ подчеркивается в каждом из этих произведений: дубовый листок, оторвавшийся   «от   ветки   родимой»,   становится   символом   бесцельного   и бесприютного скитальчества одинокого лермонтовского героя; сосна только в грезах   может   увидеть   «прекрасную   пальму»,   дотянувшись   взглядом   до «пустыни   далекой»,   ­   однако   несбыточность   мечты   в   стихотворении подчеркивается повтором ключевого слова ­ «один»: На севере диком стоит одиноко  17 На голой вершине сосна  И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим  Одета, как розой, она.1  Или Одна и грустна на утесе горючем  Прекрасная пальма растет.2 И   даже   символ   непроницаемости   и   неуязвимости   ­   каменный   утес   ­ обречен в лермонтовском мире на вечное и безысходное одиночество: Одиноко Он стоит, задумался глубоко,  И тихонько плачет он в пустыне.3 Мотив одиночества прочитывается в этом стихотворении одновременно в   двух   планах:   едва   намеченная   линия   трагической   неразделенной   любви («Ночевала   тучка   золотая   на   груди   утеса­великана»)   наполняется дополнительным смыслом ­ стихотворение становится лирическим рассказом об экзистенциальном одиночестве и непрочности любых человеческих связей в этом мире. Вместе с тем через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением.  В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» именно мир природы   в   знакомых   герою   с   детства   чертах   противостоит   маскарадному, подложному,  насквозь  пропитанному  фальшью  и  неискренностью  пестрому социуму. «Спящий пруд», туман над полями, темная аллея, опавшие и теперь шуршащие   под   ногами   желтые   листья   ­   все   это   приметы   подлинного,   по­ настоящему реального мира, воссозданного памятью героя.  1 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983. – С.88. 2 Там же. 3 Там же. – С.91. 18 В образах природы материализуется мечта о прошлом, греза, лишь на время   заменившая   наскучившую,   утомительную   реальность.   Из   луча заходящего солнца в воспоминании рождается образ возлюбленной ­ зыбкий, ускользающий, но все­таки полный жизни.  Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня. Не   случайно   в   описании   облика   девушки   Лермонтов   прибегает   к сравнениям   из   мира   природы   ­   это   единственная   возможность   сохранить подлинные черты дорогого лирическому герою лица. С улыбкой розовой, как молодого дня 3а рощей первое сиянье. Образы   природы   ­   это   знаки   надежды,   возможности   обретения душевного   равновесия   и   гармонии,   к   которым   так   стремится   герой Лермонтова. Беспредельно   любят   природу   и   романтические   герои   произведений Лермонтова. Герой поэмы «Измаил­Бей», «как невесту в час свиданья, душой природу обнимал». Мцыри, «как брат, обняться с бурей был бы рад».1 М.Ю.   Лермонтов   утверждает   свою   любовь   к   русской   природе,   к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины.  Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой   темы   в   лермонтовских   произведениях   связано   с   художественным методом. Лермонтов ­ романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно­символический образ Родины. Лермонтов называет   свою   любовь   к   отчизне   «странной».   «Странность»   заключалась   в двойственном   отношении   поэта   к   Родине.   М.Ю.   Лермонтов   осуждает 1 Золотцев С.Т. Сын русской вечности: (о поэзии М.Ю. Лермонтова) // Литература в школе. ­ 1991. ­ №5. ­ С.11. 19 казенный   официальный   патриотизм,   и   в   то   же   время   «с   отрадой,   многим незнакомой», поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:  Но я люблю — за что, не знаю сам —  Ее степей холодное молчанье,  Ее лесов безбрежных колыханье... 2 Природа   в   поэме   Лермонтова   одушевлена,   полна   огромной: таинственной жизни.  «Волшебные, странные» голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли»; все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но не человеку:  ...не раздался  В торжественный хваленья час  Лишь человека гордый глас.1  Сознавая трагизм своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой.2  С   особенной   выразительностью   это   раскрывается   в   стихотворении «Выхожу   один   я   на   дорогу...»,   принадлежащем   к   числу   наиболее   Блаженству проникновенных   созданий   лермонтовской   лирики. умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли «в сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир   человеческих   чувств,   муку   неустанных   вопросов,   входящих   в противоречие с гармонией вселенной.  Перекличка   вопросов   и   ответов   придает   особую   тональность стихотворению. Жду ль чего? Жалею ли о чем?  Уж не жду от жизни ничего я,  2 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983. – С. 91. 1 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983.. – С.398. 2 Золотцев С.Т. Сын русской вечности: (о поэзии М.Ю. Лермонтова) // Литература в школе. ­ 1991. ­ №5. ­ С.16. 20 И не жаль мне прошлого ничуть... 3 Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования («Что же мне так больно и так трудно»), при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь   торжественную   и   чудную   тишину   небес   раздается   голос   поэта, протестующего   против   вечного   сна,   который   ему   словно   предлагается засыпающей природой.1  Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении   «Три   пальмы»,   где   человек   предстает   как   разрушитель:   он вносит в мир страдания и гибель:  По корням упругим топор застучал,  И пали без жизни питомцы столетий.  Завершается произведение и вовсе апокалипсической картиной:  И ныне все дико и пусто кругом...  Это   закономерный   итог   вражды   человека   с   природой.   В   этом противостоянии М.Ю. Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его:  Я думал: «Жалкий человек.  Чего он хочет, небо ясно,  Под небом места много всем,  Но беспрестанно и напрасно  Один враждует он — зачем?» 2 3 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983. – С.99. 1 Золотцев С.Т. Сын русской вечности: (о поэзии М.Ю. Лермонтова) // Литература в школе. ­ 1991. ­ №5. ­ С.17. 2 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983. – С.399. 21 В.Г. Белинский увидел в стихотворениях поэта «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия»3. Лермонтов, по словам Белинского, «поэт русский в душе ­ в нем живет прошлое и настоящее русской жизни».4 Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи ­ сомнения, глубокие раздумья о жизни без   надежды   на   будущее.   Сознание   своей   исключительности   в   мире,   где блаженствует   лишь   посредственность,   вновь   и   вновь   вызывает   ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе.  Очень   точно   Лермонтов   использует   прием   одушевления.   Прием одушевления  ­  не  редкость  в поэзии, но,  по  наблюдениям  исследователей, Лермонтов   впервые   в   русской   поэзии   стал   привлекать   сравнения   из   мира природы применительно к человеку. «Он был похож на вечер ясный», ­ пишет поэт о Демоне. В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто   эти   чувства   вызывают   небо   и   звезды.   Часто   гармония   природы противопоставляется дисгармонии в душе человека. «В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом, что же мне так больно и так трудно?» Природа   может   таить   опасность,   казаться   враждебной   человеку,   как   это происходит   в  поэме   «Мцыри»:   «И   миллионом   черных   глаз   смотрела   ночи темнота», героя «палит огонь безжалостного дня». Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад!», «глазами тучи я следил, рукою молнию ловил...» 1 2.2. Пейзажная лирика М.Ю. Лермонтова 3 Белинский В.Г. Избранные статьи. – М.: Просвещение,  1985. – С.154. 4 Там же. 1  Уманская   М.М.   Лермонтов   и   романтизм   его   времени.   ­   Ярославль:   Верхне   ­   Волжское   книжное издательство, 1971. ­ С.159. 22 Пейзажные   зарисовки   являются   неотъемлемой   частью   лирических   и прозаических   произведений   М.Ю.   Лермонтова.   С   одной   стороны,   картины природы   в   лирике   Лермонтова   выполняют   служебную   функцию:   они   либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат   метафорой,   сравнением   и   помогают   раскрыть   образ   лирического героя,  выявить   те   или   иные   оттенки   его   переживаний.  Это   проявляется   в таких стихотворениях, как «Выхожу один я на дорогу...», «Горные вершины», «Три пальмы», и в других.  С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все   конечное,   преходящее,   временное.   Небо   воплощает   в   себе   вечность. Своеобразным связующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии.  Такие   мысли   характерны   для   раннего   периода   творчества   поэта.   В молодости   М.Ю.   Лермонтов   описывает   «бури   шумные»,   величественные явления природы:  Ревет гроза, дымятся тучи  Над темной бездною морской,  И хлещут пеною кипучей,  Томяся, волны меж собой.1  В   лирике   зрелых   лет   картины   природы   как   бы   очищены   от эмоциональных   словесных   украшений   и   преувеличений:   в   них   все   просто, правдиво   и   точно.   Поэт   реже   употребляет   метафоры,   метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова «говорит чувство, которое так полно, что не требует поэтических 1 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983. – С.33. 23 образов   для   своего   выражения:   ему   не   нужно   убранства,   не   нужно украшений».  Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова ­ природа в духовной жизни человека.  В   стихотворении   «Как   часто,   пестрою   толпою   окружен...»   природа названа «царством дивным»:  Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,  А за прудом село дымится — и встают  Вдали туманы над полями.  В аллею темную вхожу я; сквозь кусты  Глядит вечерний луч, и желтые листы  Шумят под робкими шагами. 2 По   своему   настроению   стихотворение   перекликается   с   описанием «природы голосов» в поэме «Мцыри»:  Кругом меня цвел божий сад;  Растений радужный наряд  Хранил следы небесных слез,  И кудри виноградных лоз  Вились, красуясь меж дерев... 1 Мысль   о   разобщенности   природы   и   человека   остро   выражена   и   в стихотворении «Три пальмы», где она приобретает неожиданно современный оттенок.  Все  мы  сегодня   обеспокоены   варварским   отношением   человека   к природе. В стихотворении «Три пальмы» человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдание и гибель:  По корням упругим топор застучал,  И пали без жизни питомцы столетий!  А завершается стихотворение и вовсе апокалиптической картиной:  2 Там же. – С.53. 1 Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1983. – С.398. 24 И ныне все дико и пусто кругом...  Это   закономерный   итог   вражды   человека   с   природой.   В   этом противостоянии   Лермонтов   на   стороне   природы,   он   не   может   понять человека, осуждая его:  Я думал: «Жалкий человек.  Чего он хочет!, небо ясно,  Под небом места много всем,  Но беспрестанно и напрасно  Один враждует он — зачем?»2  Так   многообразно   раскрывается   в   лирике   Лермонтова   мысль   о взаимозависимости человека и природы. Готовых ответов нет, но задуматься поэт заставляет.  Природа для поэта ­ это великолепный божий сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтическом сне, помогает поэту забыться, примириться   с   жизнью.   Он   желает,   «чтоб,   вечно   зеленея,   темный   дуб склонялся и шумел» над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: «Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста... Трава меж ними так густа».  Только   это   поможет   ему   умереть,   примириться   с   судьбой,   думая   о любви. Даже суровый, мрачный и скептически настроенный Печорин способен в редкие минуты почувствовать свет, исходящий от природы: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Весело жить в такой земле».1 Конечно, поэту­романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, любит и «росой обрызганный душистый ландыш», и «малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка», и «холодный ключ», играющий в овраге.  2 Там же ­ С.119. 1 Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. ­ М.: Мысль, 1977. – С.263. 25 В   этих   строчках   из   стихотворения   «Когда   волнуется   желтеющая нива...» Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает все любимые   явления   природы,   самые   светлые   впечатления.   И   они   вызывают минуты умиления, когда мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и мир объединяются в одном счастливом порыве.  Только благодаря природе переживает он такие мгновения, так как она, в   отличие   от   человеческого   мира,   являет   собой   плоды   рук   Творца   в неискаженном, чистом образе.2 2  Щеблыкин И.П. Лермонтов: жизнь и творчество. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990. – С.199. 26 3. АНАЛИЗ СТИХОТВРЕНИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА О ПРИРОДЕ 3.1. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» 1. Что собой представляет стихотворение с точки зрения синтаксиса?  Все стихотворение – это одно предложение, причем сложноподчиненное предложение с придаточными условиями: 1                  2                3               4 (Когда),      (когда),      (когда),    [           ]. Все 16 строк – это одно сложное предложение, точнее один период. Лермонтов   утверждает   гармонию  и   на   земле   и   на   небесах. Стихотворение   «Когда   волнуется   желтеющая   нива»   разделено   на нумерованные строфы, но синтаксически они не изолированы, а составляют 16­строчное разветвленное сложноподчиненное предложение. Тем не менее, у каждого четверостишья своя образность, собственный смысл и роль в художественном целом. 2. Чем объединены три строфы?  Анафорой. 3. Когда и о чем говорится в них?  Говорится в стихотворении о разных временах года: ­ «желтеющая нива», «малиновые сливы» – осень; ­ «ландыш серебристый» – весна; ­ «зеленый лист» – лето. То есть, ощущение жизни, описываемое Лермонтовым, приходит к нему независимо   от   времени   года,   но   художественное   сообщение   о   нем подготавливается постепенно. 27 В  I  строфе   –   нива   «волнуется»,   слива   «прячется»   –   начинается одушевление неодушевленных. Во II строфе ландыш «кивает головой». В III – ключ играет и лепечет – одушевленность нарастает. 4. Найдите эпитеты в стихотворении.  Больше цветовых эпитетов в первых 2 строфах. В  III  строфе эпитеты дематериализованы:  ­ смутный сон; таинственная сага (древняя песнь); ­ ­ мирный край. Сначала   все   представлено   объективно,   со   стороны,   потом   явления природы обращаются ко «мне». В  I  строфе   дан   один   момент,   во  II  –   временный   разнобой,   в  III  – временных   указаний   нет,   все   обобщено.   Таким   образом,   в   первых   трех строфах  (придаточные   предложения   с   «Когда..»)   речь   идет   о   «мире», постепенно   одушевляемом   и   индивидуально   воспринимаемом.   В   центре последней строфы (главных предложений с двумя «Тогда…» – «Я» и «Бог»). В   стихотворении   «Когда   волнуется   желтеющая   нива...»   лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего   часа»,   когда   «волнуется   желтеющая   нива»,   кивают   головками ландыши, играет по оврагу ключ, «свежий лес шумит при звуке ветерка».  Для   создания   картины   идеальной   красоты   поэт   использует эмоциональные   эпитеты:   сладостный   листок,   душистая   роса,   приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край.  Все средства направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека.1 5. Найдите главную часть. О чем в ней говорится? 1 Иконников С.Н. Как работал М.Ю. Лермонтов над стихотворением. – Пенза: Книжное издательство, 1962. – С.19. 28 Это   последнее   четверостишье,   оно   –   центр   стихотворения.   В   нем говорится о состоянии человека. Здесь заключена главная мысль: общение с природой,   погружение   в   ее   гармонию   помогает   поэту   разрешить   свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чем состоит счастье жизни на земле. 6. При каком условии возможно такое состояние человека?  Когда человек видит красоту и гармонию в природе во всем. 7. Почему в последней строфе говорится о Боге?  Восхищаясь творением, нельзя не восхищаться творцом. 8. О чем стихотворение? Какова тема?  О единстве мира, природы и человека. С души спадает тяжесть, уходят тревоги, сомнения, когда человек видит красоту и гармонию окружающего мира   и   чувствует   свое   одиночество.   Природа   дает   герою   возможность успокоиться   и   отдохнуть,   отходят   от   души   заботы   и   тревоги,   уносятся тяжелые мысли. 9. Анализ образной структуры стихотворения.  В этом стихотворении два образа. Образ природы и образ лирического героя (см. рис. 1). 29 Рис. 1. Структура стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Вначале взгляд поэта скользит как бы сверху (обозревает поле и лес), затем   все   ближе   стремится   к   земле   и   останавливается   на   частностях (малиновая слива, серебристый ландыш, студеный ключ). 10. Встреча поэта с природой пробуждает в нем чувства, которые он передает   с   помощью   цветовой   гаммы.   Составьте   цветовую   гамму стихотворения.  Нива желтеющая, зеленый лист, малиновая слива, вечер румяный, утра час златой, ландыш серебристый. В овраге, где течет студеный ключ, царит полумрак. 11.   Какие   образные   средства   использует   автор,   рисуя   природную картину?  Олицетворение и эпитет. 12.   Можно   ли   в   реальной   жизни   увидеть   пейзаж,   нарисованный Лермонтовым в стихотворении?  Нет, в природе не могут встретиться одновременно цветок ландыша, желтеющая нива, малиновая слива. 13.   Зачем   так   сделал   Лермонтов?   Как   же   объяснить   своеобразие лермонтовского пейзажа?  Мир открывается перед человеком как бы во всем своем многообразии мира. Природа оборачивается к человеку, когда человек ее видит, недаром ландыш качает головой, ключ лепечет. 14. Каков жанр стихотворения?  Стихотворение   носит   элегический   и   в   то   же   время   философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведении   взяты   самые   яркие,  характерные   приметы   различных   времен 30 года:   для   весны   –   это   «ландыш   серебристый»,   «свежий   лес»,   для   лета   – «желтеющая нива»; для начала осени – «малиновые сливы».  Поэт   словно   собирает   в   стихотворении   букет   самых   ярких   свежих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет «студеный ключ». Мы видим, что поэт общается с природой и   ранним   утром   («утро   в   час   златой»),   и   «румяным   вечером»,   и   жаркий полдень, когда даже слива прячется «под тенью сладостной зеленого листка». 15. Размер?  На   протяжении   всего   стихотворения   звучит   шестистопный   ямб   с пиррихиями,   но   последняя   строка   состоит   всего   из   четырех   стоп,   что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая  читателю, что именно в этой строке заключен главный смысл стихотворения. Таким образом, можно сделать вывод. Само   содержание   произведения,   его   композиция   говорят   лишь   о недолговременном   успокоении   поэта   от   жизненных   тревог.   Оно   наступает лишь   при   созерцании   величия   и   значительности   природы.   Общество   же дисгармонично,   и   постигнуть   счастье   там,   где   царствует   злоба   и несправедливость, ложь и лицемерие, – невозможно. Только при удалении от общества, его забвении «смиряется души … тревога, расходятся морщины на челе». Но порой и общение с природой не заглушали душевной боли. Об этом поэт   с   горечью   скажет   в   позднем   своем   творении   «Выхожу   один   я   на дорогу…» 3.2. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» 1. Какие образы предстают перед нами?  Образ лирического героя и образ природы. 31 2.   Характеристика   образа   природы.   Найдите   строчки,   где   рисуется природа.  Простые   по   конструкции,   ничем   не   осложненные   предложения развертывают картину мироздания. 3. Какова картина мироздания?  Она проста, гармонична, в ней царит покой. 4. Когда лирический герой способен забыться от этой реальной жизни?  Высокие минуты наступают… Я вижу, слышу, чувствую...  I и II строфа – пейзажная зарисовка. 5. Какие мучительные вопросы ставит перед собой лирический герой?  Почему больно и трудно, потому что он не обладает покоем и свободой. «Не жду ничего…», «Не жаль прошлого ничуть». 6. О чем он думает? О смерти или об успокоении мятежной души?  Ощущение, что он не дорожит жизнью, готов расстаться с жизнь. Он не отказывается   ни   от   любви,   ни   от   жизни,   ни   от   удивительной   гармонии. Человеку нужен выход из создавшейся жизни. Следовательно, главная мысль: «Я хочу свободу и покой». 7. Когда мечта окажется доступной?  Когда   он   видит   божественную   гармонию,   «пустыня   внемлет   богу», «звезда с звездою говорит». 8. Композиция.  Композиция кольцевая. С чего начали, к тому и пришли. 9. Вывод.  Когда человек чувствует свое единение с природой, тогда он ощущает свободу и покой, тогда он счастлив. Лермонтов в природе помимо красоты видит доброту. Она гармонична, мудра, вечна, она – идеал гармонии. Вот с кого нам (людям) надо брать пример, обрести главную жизненную мудрость. Можно   сделать   вывод   о   том,   какова   же   лермонтовская   природа. Природа   в   стихотворениях   Лермонтова   полна   одушевления,   огромной 32 таинственной жизни. Это не бытовая зарисовка. Пейзаж проникнут глубоким философским смыслом, пейзаж души, мысли, чувства. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким   образом,   на   основании   проведенного   исследования   можно сделать следующие выводы. Природа   у   Лермонтова   выступает   как   высший   идеал,   к   которому устремляется   лирический   герой,   как   область   блаженства,   в   которой гармонически   разрешаются   все   мучительные   противоречия   бытия   и   душа обретает причастность вечности. Ни у кого из русских поэтов не было такого чувства отторгнутости от природы и такой жажды растворения в ней, желания по­братски обняться с бурей. Тоска   и   одиночество   Лермонтова   не   воспринимаются   как   прихоти гордой души, отвергающей «недостойный» ее мир, напротив, он стремится всей душой к людям, хочет быть нужным и близким им, а они сторонятся его, не понимая, или не желая принимать в свой круг. От того так пронзительно – сокровенно звучат его стихи о природе, ярко отражающие внутренний мир одинокой души поэта.  Одна   из   ведущих   тем   творчества   М.Ю.   Лермонтова   ­   одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять «образы бездушные   людей»,  принадлежащих   к   светскому   обществу,   светлому   миру природы   как   вместилищу   этических   ценностей,   олицетворению «естественного добра», противостоящего «испорченному свету». Казалось бы, вот она ­ гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония ­ в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство   мучительного   одиночества   охватывает   его   и   наедине   с   ней.   Это воплощено   в   своеобразных   пейзажных   зарисовках,   в   которых   чувствуется 34 затаенная   боль.   В   стихах   возникает   образ   сосны,   тоскующей   о   пальме, одинокого утеса, от которого умчалась «тучка золотая», одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от «ветки родимой» и нигде не находящего приюта. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. «Тихонько плачет» покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторванный от ветки, никому не нужный, не знающий сна и покоя. Как характерно то, что «до срока созрел он».   Ведь   так   Лермонтов   напишет   и   о   целом   поколении,   сравнив   его   с ранними плодами. Стихотворения такого типа основаны на олицетворении, их можно назвать аллегорическими.  У   Лермонтова   трагическая   ситуация   состоит   в   том,   что   природа, оставаясь всегда желанной и отрадной для человека, не отзывается на его страдания. Лермонтов первым стал привлекать сравнения из мира природы к человеку   ­   не   только   очеловечивать   природу,   как   это   обычно   принято   в поэзии, но и «оприроднивать» человека. Природа в его сравнениях ­ нечто более изначальное, самостоятельное, первичное по отношению к человеку. У Лермонтова она совершенна сама по себе, как точка отсчета, по которой человек определяет свою «лишность» в мироздании.   Никто   лучше   Лермонтова   не   изобразил   величавую   гармонию вселенской   жизни,   эти   «хоры   стройные   светил»,   перед   которыми   человек обречен   быть   завистливым   соглядатаем.  Природа   выступает   как   духовный абсолют,   заостряющий   и   вместе   с   тем   снимающий   трагедию   людского несовершенства.  В     лирике   Лермонтова   конкретные   картины   природы   соединяются   с космическим ее видением, а реальный план визуального изображения всегда имеет   символическое,   философское   измерение.   Природа   —   это   мир, противопоставленный   лирическому   герою,   мир,   который   прекрасен   и недостижим   для   него.   Приобщение   к   идеальному   совершается   в   лирике 35 Лермонтова через мечту, грезу, память, прозрение — но совершается уже не в земной жизни, а в прекрасном «живом сне».  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Афанасьев В.В. М.Ю. Лермонтов. ­ М.: Молодая гвардия, 1991.­ 558 с. 2. Белинский В.Г. Избранные статьи. – М.: Просвещение,  1985. – 328 с. 3. Золотцев   С.Т.  Сын   русской   вечности:   (о   поэзии   М.Ю.  Лермонтова)   // Литература в школе. ­ 1991. ­ №5. ­ С.7­18. 4. Иконников С.Н. Как работал М.Ю. Лермонтов  над стихотворением. – Пенза: Книжное издательство, 1962. ­ 79 с. 5. Лермонтов   М.Ю.   Избранные   сочинения.   –   М.:   Художественная литература, 1983. – 426 с. Рез З.Я.  М.Ю. Лермонтов в школе. ­ Л.: Нева, 1963. – 218 с.  6. 7. Снежевская М.А. Хрестоматия по литературе. – М.: Просвещение, 1995. – 544 с.  8. Турбин  В.   Пушкин.   Гоголь.   Лермонтов.   Об   изучении   литературных жанров. ­ М.: Просвещение, 1978. – 356 с.  9. Уманская   М.М.   Лермонтов   и   романтизм   его   времени.   ­   Ярославль: Верхне ­ Волжское книжное издательство, 1971.­ 304 с. 10. Чекалин С.В. Лермонтов: Знакомясь с биографией поэта. ­ М.: Знание, 1991 – 354 с. 11. Чичерин  А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. ­ М.: Мысль, 1977. – 482 с.  12. Щеблыкин И.П. Лермонтов: жизнь и творчество. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990. – 360 с. 36

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".

Выпускная работа "Человек и природа в лирике Лермонтова".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018