ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Оценка 4.6

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
искусство
9 кл—11 кл +1
03.03.2021
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Актуальность работы заключается в том, что человек, посвятивший свою жизнь танцевальному искусству, должен владеть средствами выразительности хореографии. Не обладая знаниями основных средств выразительности, ни один хореограф не сможет создать достойное произведение.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Рябова Анна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заречный

2021

Содержание

 

Введение                                                                                                                       3

1.1 Жестикуляция, мимика и пантомима как основа хореографической

постановки                                                                                                             5

1.2 Танцевальное движение как основной материал в хореографии. Роль

танцевального текста в хореографическом произведении                                    7

1.3 Пространственное строение как элемент композиции в танце                        9

2.1 Музыка как важный элемент хореографического произведения                  10

2.2 Художественный образ танцовщика в хореографической постановке.

Развитие сюжета как важная особенность в танце                                              12

2.3 Значение танцевального костюма в хореографической постановке             14

Заключение                                                                                                                15

Список использованных источников                                                                  16


Введение

Актуальность работы заключается в том, что человек, посвятивший свою жизнь танцевальному искусству, должен владеть средствами выразительности хореографии. Не обладая знаниями основных средств выразительности, ни один хореограф не сможет создать достойное произведение.

Цель: выявить многообразие средств выразительности в хореографическом произведении.

Задачи: изучить материал на тему «выразительные средства в хореографическом искусстве»

Стремясь к воплощению самых разнообразных жизненных тем и сюжетов, балетный театр в своем становлении и развитии выработал особые специфические выразительные средства по которым можно отличить народно-характерный танец от историко-бытового, классический от гротескового, а так же от пантомимического действия. Все разновидности сценического танца, каждый в своем роде, являются равноценным средством художественного выражения.

Одна из особенностей танца - его подчиненность временным и пространственным законам одновременно - результат его синтаксической природы. Природа обеспечила ему самостоятельность и неповторимость как вида искусства. Неспособность танца изображать формы самой жизни, его эмоционально - выразительный характер сформировали особые сценические средства, определили и отбор материала для образного отображения действительности. Отсюда искусство танца приобрело обобщенно - условный, ассоциативный язык, глубоко эмоционально воздействующий на зрителя.

В постановке любого танца важную роль играют танцевальные элементы жесты, мимика, позы, рисунок, сюжет, музыка, костюмы и т.д.

Искусство пляски древнее всех видов искусств. Первоисточник пляски - жест, которым человек пользовался для выражения физических и душевных переживаний. Жесты человека были разнообразны: жест еды, питья, утверждения, отрицания, гнева, радости, страха. Затем человек начал создавать себе образ божества. Оно представлялось ему великим. В связи с этим возникает новый элемент в плясках - элемент подражания. Быстро усложнявшаяся, культура и богопонимание скоро потребовали новых форм для выражения новых определений. Жестов стало больше и появилось желание связать их между собой. Возникшая после жестов музыка стала соединяться с жестом, а жесты, уподобляясь музыке, принимали общий ритм[3]

Хореография до сих пор является важной частью нашего общества. Благодаря этому искусству мы выражаем себя. Все наши эмоции и желания способны найти свое проявление именно в танце. В хореографическом произведении мы подражаем, изображаем, рисуем образы.

Хореография старается представить события, показать человека во время его действий, рассказать историю его потомству. Одним словом, хореография хочет подражать всем тем явлениям, физическим и моральным, которые могут попадаться нам на глаза[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Жестикуляция, мимика и пантомима как основа хореографической постановки

За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством присущей этому искусству выразительности передавать информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии.

На протяжении веков претерпели изменения и основные выразительные средства - «язык», рисунок, делающие танец танцем. Потому сегодня можно говорить об исторически сложившейся системе выразительных средств и норм, составляющих искусство хореографии, определяющих его специфические черты и право на самостоятельность в потоке искусств.

Одним из древних средств выразительности хореографического произведения является жест. Жест был доступной формой общения в самых разных отдаленных эпохах. «Жест (от лат. gestus - движение тела) - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Условно жесты можно разделить на 4 группы: 1- Жесты, вызванные непосредственной реакцией организма на явления действительности; 2- Жесты, сложившиеся в условиях определённого жизненного уклада; 3- Жесты изобразительные; 4- Условные жесты, которые бытуют в узком кругу людей, связанных территориально, профессионально и т.п.

В отличие от пантомимы, состоящей из определённой последовательности жестов, в танце жест не играет решающей роли, т.к. танец не имитирует конкретное поведение человека, а отражает его внутреннюю жизнь, используя минимум жизненных движений.

Для выражения характера танца используются почти все выразительные средства пантомимы - жесты всех видов, имитация действия, иногда с бутафорией.

Для имитации действия постановщик должен найти способы хореографического выражения действительности, подобрать такой танцевальный ход, танцевальную комбинацию, которая бы ассоциировалась с этим персонажем.

Бутафория - это средство конкретизации характера, поступков и явлений.

Таким образом, пантомима, жесты и имитация действия зачастую выступают в танце в качестве хореографической темы пластического мотива, они разрабатываются на протяжении танца и выявляют характер.»

Ещё одним ярким средством выразительности является мимика.

Мимика - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т.п.

Различают: 1- Непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику; 2- Произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика выражает содержание танца. В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. В зависимости от смысла в танце, мы передаем те или иные эмоции. Это может быть радость или печаль, восторженность или отвращение, ненависть и любовь. Благодаря мимике мы делаем танец, произведением искусства, дополняя эмоциями.

Элементом хореографического произведения, объединяющим предыдущие, является пантомима.

Пантомима - вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. Истоки искусства Пантомима в Европе - в театре Древней Греции и Рима.

 

1.2 Танцевальное движение как основной материал в хореографии. Роль танцевального текста в хореографическом произведении

История развития танцевальных движений - история кинетических средств выразительности (амплитуда, прыжок, вращения, координация, ритмика и т.п.). Подстраивайте под развитую кинетику контактных, телосложенческих, психологических средств выразительности - создание тем самым специфических танцевальных форм человеческого телодвижения.

Трехаспектная невербальная (несловесная) содержательность танцевальных движений: а) собственная (семантическая), б) контекстуальная (синтаксическая), в) интерпретационная (прагматическая). Содержательная палитра в движениях бытового и сценического танца. Содержательная структура танцевального движения (4-х компонентная). Содержательные свойства элементов в каждом компоненте танцевального движения.

Приемы развития кинетической содержательности в танцевальном движении («за счет изменения темпо-ритма исполнения», «за счет изменения направления движения», «за счет изменения амплитуды движения», «за счет контрастной смены одного элемента другим» и др.).

Методика структурного анализа невербальной содержательности танцевального движения.

Танцевальный текст (последовательное соединение движений, поз, мимики) - многоаспектное выразительное целое, сложное художественно-образное языковое явление. Как и музыкальный, он обладает схожими построениями: фразами, предложениями, периодами, частями.

Структуры построений текста закрепились в практике танцевального искусства как характерные конкретно-исторические композиции (хоровод, кадриль, пляска; вариация, па де де, гран па и т.д.).

Психофизическая индивидуальность исполнителя, его школа, техническая оснащенность во многом определяют, корректируют создаваемый танцевальный текст, его невербальную содержательность. Индивидуальность танцовщика может соответствовать содержанию данного танцевального текста, а может активно конфликтовать с ним.

Основные принципы построения танцевального текста:

1-Наборный принцип. Характерен для «иллюстративных» форм танца, где отбираемая сумма танцевальных движений либо посильно подражает какому-то конкретному явлению (скажем, трудовому процессу или явлению природы), либо «воссоздает» собой словесный литературный художественный образ (тем самым подменяя художественно-образное хореографическое видение и мышление литературно-художественным мышлением), либо пытается приблизиться к пантомимному повествованию. Наиболее ярко этот принцип проявляется в ранних формах танца. Вместе с тем, он характерен для тех творческих методов, где танец не осознается активной и самостоятельной выразительной силой, а воспринимается лишь как дополнение, скажем, к пантомимному действию или к яркой актерской игре.

2-Принцип полифонического построения. Здесь, как и в музыке, может задаваться пластико-динамическая тема (несколько образно-содержательных движений), которая затем повторяется и варьируется (развивается в разных направлениях, по частям, в новых сочетаниях и последовательностях) в двух и более «голосах», которые повторяют первый голос с отставанием (по очереди) на музыкальную четверть, половину и т.п. Иногда все танцевальные голоса одновременно, и каждый по-своему, начинают варьировать общую тему.

3-Мотивно-вариационный принцип. Он характерен для высокопрофессионального творчества. При этом сначала из пластического языка реальной жизни, из лексики традиционных танцевальных движений отбираются, в соответствии с замыслом, образно-характерные мотивы (контактные положения, телосложенческие и кинетические формулы), а затем кинетически варьируются, открывая в себе разные аспекты своей содержательности и создавая тем самым линию содержательного танцевального повествования. Повествовательность (т.е. сюжетность) при этом может быть более или менее абстрактна, конкретна, психологизирована [2; с.27]

1.3 Пространственное строение как элемент композиции в танце

Рисунок танца - это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.

Рисунок танца состоит из композиционного рисунка и композиционного перехода. Композиционный переход - это логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок. Композиционный рисунок - это устойчивое, стабильное положение исполнителей на сцене.

Композиционный переход не имеет ярко выраженной композиции. Сочетание композиционного рисунка и перехода должно быть логическим, рисунок должен выливаться органически из перехода. Рисунок может быть простой одноплановый, двух плановый или многоплановый. Рисунок танца должен развиваться от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Там же, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок здесь может быть не столь сложен).

Рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам, данного народа, его характеру). Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, и задача балетмейстера - добиваться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.

 

2.1 Музыка как важный элемент хореографического произведения

Музыка как невербальная основа танцевального произведения, определяющая его содержание, образы, драматургию. Проникновение в суть музыкального произведения. Балетмейстерский анализ мелодического и ритмического построения музыкальной фразы, ее динамических оттенков. Слияние музыкальной и танцевальной фразы.

Четырехсторонняя выразительность музыкального звука (высота, длительность, тембр, громкость), определяющая образность музыкального произведения как в целом, так и отдельных его частей.

Танец пытается ориентировать форму и содержательность музыкального звука на свою образность телодвижений, на свойственные обоим искусствам темпы, ритмические рисунки, интонации и т.п. Если выразительность музыкального звука в танце представлять в виде системной организации, то системообразующим свойством здесь должна будет выступать кинетика исполняемых под данную музыку танцевальных движений (неважно, будь то движения свободно-пластические, бытовые, народные, классические, джазовые и пр.). Данное суждение важно для последующего понимания совершенного синтеза всех компонентов-искусств в танцевальном произведении.

Традиционная танцевальная музыка своим метроритмом (вальсы, польки, мазурки и пр.) соответствует основным шагам бытовых танцев. Что же касается мелодической, инструментальной, структурной выразительности, то она в бытовом танце, как правило, не отражается. И это уже составляет проблему.

Профессиональное искусство танца, особенно в последнем столетии, стремится очень тонко и емко «вычитывать» музыкальную ткань, ее содержательную образность. Поэтому мастера последнего столетия довольно часто берут для своих хореографических постановок музыку самостоятельную, не предназначенную для танца в замысле композитора. Они считают, что своей образностью она вполне отвечает выразительным возможностям современного танцевального искусства.

Аспекты музыкальной образности (метроритмические, мелодические, инструментальные и пр.) являются неким невербальным либретто для современного хореографа. Не случайно степень связности музыкального текста с текстом танцевальных движений, например, Ф.В. Лопухов предлагал подразделять как «танец около музыки», «танец под музыку», «танец в музыку», а Дж. Баланчин отстаивал еще тезис - «танец с эффектом зримой музыки». В последнем случае танцевальный и музыкальный тексты максимально сливаются своими образными формами. Дж. Баланчин это отлично показал в своей «Симфонии до мажор» на музыку Ж. Бизе.

Современные мастера танца полно слышат и отражают звуковую образность в сценическом действии, варьируя, по своему усмотрению, степень связности музыкального и танцевального текста. В сферу танцевального творчества привлекается музыка разных направлений и стилей. Поэтому балетмейстер, естественно, должен быть знаком с особенностями звучания, текстосложения того или другого конкретного направления, стиля, уметь отражать эти особенности в своих сценических композициях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Художественный образ танцовщика в хореографической постановке. Развитие сюжета как важная особенность в танце

Художественный образ в танце - духовно определенное явление, выраженное в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Более того, он складывается из множества связывающихся свойств и особенностей. В его структуру входят художественно-образные элементы всех компонентов (слагаемых) танцевального произведения. Он - синтез слышимого и видимого, квинтэссенция танцевального творчества.

В качестве танцевального образа могут выступать: 1- отдельные пластико-динамические мотивы (например, «стремление к свободе» в движениях рук Спартака в «Спартаке», игривые «кисти-колокольчики» рук Ширин в «Легенде о любви» - хореография Ю.Н. Григоровича.); 2- танцевальные персонажи (герои) - Жизель, Одетта, принц Зигфрид и т.д.; 3- части танцевальных текстов (к примеру, образ патрицианского Рима в балете «Спартак»); 4- самостоятельные танцевальные номера, создающие, например, образ веселья и радости (курская пляска «Тимоня») или образ нежной красивой природы (хоровод «Березка» в постановке Н. Надеждиной) и др.

Персонаж (герой) в танце относительно конкретен. Это характер человека, проявляющийся во взаимоотношениях с окружающими, в действиях и поступках, которые предопределены музыкально-танцевальной драматургией.

Танцевальный сюжет ничего общего с литературным сюжетом не имеет. Сюжет в танце - это внутреннее смысловое развитие, сцепление образов, роль которых могут играть, как уже говорилось выше, и отдельные танцевальные движения (пластико-динамические мотивы), и части танцевальных текстов, в которых создаются эмоциональные настроения (состояния), и персонажи, которые действуют эпизодически или на протяжении всей танцевальной композиции. То есть разноплановое современное хореографическое сознание позволяет говорить о том, что сюжет в танце - явление многослойное…

Сюжетное действие в произведениях танца строится либо как бесконфликтное, где воссоздается образ лирического переживания или пейзажной зарисовки, соотнесения и повторения (скажем, в сюите) вереницы настроений, характеров, отношений (балет «Шопениа-на» в постановке М. Фокина), либо как конфликтное, где в основе лежит коллизия (противоречие, столкновение). В последнем случае мы наблюдаем разные характеры, устремления, жизненные позиции, которые сталкиваются и отстаивают свои интересы. Действие здесь развивается по законам драматургии, проходя этапы: экспозицию, завязку, несколько ступеней развития, кульминацию и развязку. Так строятся события в балетных спектаклях («Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» и др.), отдельных номерах («Чумацкие радости». «По-доляночка» в постановке П. Вирского, «Беспризорники» в постановке В. Варковицкого и др.).

Сюжетность в танце - построение многоуровневое, просматривающееся в логике текста танцевальных движений, в характере межперсонажных отношений, в последовательности действий, событий, явлений.

Многоуровневая сюжетная конструкция является на самом деле многоуровневой (многолинейной) содержательностью танцевального произведения. Такой содержательной насыщенности нет (и не может быть!) при формальном соединении «школьных» движений в цепочку, в «актерском» или «пантомимном» интерпретировании выразительной палитры танцевальных движений.

Логика построения и развития невербальных сюжетных образов танцевального текста должна совпадать с сюжетной образностью музыкального произведения, дополняться образностью костюмов и соотноситься со сценической средой, что в целом и определяет видовое своеобразие танцевальной сюжетности [2; с.44]

 

 

 

 

 

 

2.3 Значение танцевального костюма в хореографической постановке

Историческая эволюция конструкции танцевального костюма - от бытовых форм к высокопрофессиональным - высвечивает довольно ясную тенденцию - стремление к максимальному выявлению (обнажению) кинетики самого телосложения танцовщика, что приводит к использованию трико, купальника, комбинезона, майки.

Эта тенденция подкрепляется тягой профессионального танца к абстрактности, к раскрытию выразительности именно в сложной и тонкой кинетике движений, а не в потоке контактных или актерских построений.

Выразительную структуру танцевального костюма определяют: 1- конструкция формы (объемы, линии, фасоны); 2- фактура материала (легкая, тяжелая, жесткая, мягкая, прозрачная, плотная, гладкая, ворсистая и т.д.); 3- цвет, тон материала (ахроматический, хроматический, теплый, холодный, светлый, темный, яркий, бледный и т.п.); 4- освещение, способность выглядеть на свету (освещение дневное, искусственное, полное, частичное, цветное и т.д.).

Проект танцевального костюма должен отвечать характеру лексики танца, ее образному строю и действию, а также характеру музыкальной звучности (спокойному, резкому, страстному и пр.). Влияние костюма на танцевальную образность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Хореография - определенная целостная сущность, имеющая свои конкретные формы проявления и закономерности бытования. Среди них имеется то общее, что объединяет её с другими видами искусств. Образность танца рождается соотносимостью выразительных средств данного танца и внутреннего содержания той мысли, которую он призван передать.

Использование выразительных средств танца должно быть умелым. Необходимо правильно уметь подбирать те или иные средства танца для определенного произведения. Определенные средства выразительности должны быть уместны в произведении. Неправильное использование выразительных средств жанра показывает слабость балетмейстера, а не хореографии.

Именно поэтому хореографу необходимо знать все тонкости использования каких-либо средств выразительности, иначе его постановки не будут иметь успех и продемонстрируют только его непрофессионализм.


Список использованных источников

1 Блазис К. «Танцы вообще» издательство «Планета музыки» - М. 2008,324 стр.

2 Богданов, Кириллов «Композиция и постановка танца» - М. 2007, 216 стр.

3 Вашкевич Н.Н. «История хореографии всех времен и народов» издательство «Планета музыки» - М.2009, 287 стр.

4 Заикин Н. «Мастерство хореографа» издательство «Орловский Государственный институт искусств и культуры» - Орел 2007,248 стр.

5 Лопухов А.В. «Основы характерного танца» издательство «Лань» - М.2008, 344 стр.

6 Тарасов Н. «Классический танец» издательство «Лань» - М. 2008, 511 стр.

 


ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

Содержание Введение 3 1

Содержание Введение 3 1

Введение Актуальность работы заключается в том, что человек, посвятивший свою жизнь танцевальному искусству, должен владеть средствами выразительности хореографии

Введение Актуальность работы заключается в том, что человек, посвятивший свою жизнь танцевальному искусству, должен владеть средствами выразительности хореографии

Оно представлялось ему великим

Оно представлялось ему великим

Жестикуляция, мимика и пантомима как основа хореографической постановки

Жестикуляция, мимика и пантомима как основа хореографической постановки

Для имитации действия постановщик должен найти способы хореографического выражения действительности, подобрать такой танцевальный ход, танцевальную комбинацию, которая бы ассоциировалась с этим персонажем

Для имитации действия постановщик должен найти способы хореографического выражения действительности, подобрать такой танцевальный ход, танцевальную комбинацию, которая бы ассоциировалась с этим персонажем

Танцевальное движение как основной материал в хореографии

Танцевальное движение как основной материал в хореографии

Основные принципы построения танцевального текста: 1-Наборный принцип

Основные принципы построения танцевального текста: 1-Наборный принцип

Пространственное строение как элемент композиции в танце

Пространственное строение как элемент композиции в танце

Музыка как важный элемент хореографического произведения

Музыка как важный элемент хореографического произведения

Аспекты музыкальной образности (метроритмические, мелодические, инструментальные и пр

Аспекты музыкальной образности (метроритмические, мелодические, инструментальные и пр

Художественный образ танцовщика в хореографической постановке

Художественный образ танцовщика в хореографической постановке

Шопениа-на» в постановке М. Фокина), либо как конфликтное, где в основе лежит коллизия (противоречие, столкновение)

Шопениа-на» в постановке М. Фокина), либо как конфликтное, где в основе лежит коллизия (противоречие, столкновение)

Значение танцевального костюма в хореографической постановке

Значение танцевального костюма в хореографической постановке

Заключение Хореография - определенная целостная сущность, имеющая свои конкретные формы проявления и закономерности бытования

Заключение Хореография - определенная целостная сущность, имеющая свои конкретные формы проявления и закономерности бытования

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2021