Вышивка Брянского края (краеведение)

  • docx
  • 05.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вышивка Брянского края.docx

 

 

«Вышивка Брянского края»

 

 

Пищенок Екатерина Алексеевна, 2б класс

МБОУ «Гимназия №1» г. Почеп, ул. Усиевича,8

 

Руководитель – Будина Валентина Михайловна,

Е-mail     valentina.budina@mail.ru

Тел. 8-953-295-73 13

 

 

 

 

На одном из классных часов, который назывался «Радуга народного творчества», мы познакомились с интерьером старинного народного жилища, с предметами прикладного народного искусства.  Валентина Михайловна рассказала нам о том, что основными жителями на Брянщине были крестьяне, поэтому из всех наиболее известных здесь народных промыслов большое распространение получило ткачество и вышивка. Они придавали скромному народному жилью своеобразный неповторимый облик.

 Вышивка - один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусств. В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, причем в каждой местности он был свой, не похожий на другие. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки, постоянно обогащая и развивая ее.

С детских лет крестьянские девочки учились сложному, но увлекательному искусству. Жёны и дочери обязаны были обеспечивать одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода предметами из тканей. Начиналось это с того, что девушка готовила себе приданое. В русских деревнях и сёлах этот обычай сохранялся ещё в начале XX века.

По общепринятому негласному закону, ко дню своего совершеннолетия (15-16 лет) девушка должна была иметь будничную и праздничную одежду на все случаи жизни, необходимое число столешников, полотенец, подзоров, которые применялись в быту или служили украшением жилища в праздничные дни.

Наиболее широкое распространение получило домашнее ткачество на Брянщине в эпоху освобождения крестьян. Именно тогда почти в каждой избе сельской Брянщины имелись самопрялки, ткацкие станки. На этих примитивных станках, выполненных из дерева, крестьяне исполняли самые различные домотканые работы, в основном в белой, жёлтой, буряковой и чёрной гаммах: ковровые дорожки, прозванные в народе «поплевками», подзоры  декоративные и бытовые полотенца, превышающие иногда в длину два метра – специальные, подарочные, вытканные и расшитые по случаю праздника, большой даты; предметы домашнего обихода: скатерти «красные» - праздничные и «праздные» -  будничные. Занавески, ковры, создававшие многокрасочный интерьер передней избы; мужские и женские рубашки, сорочки, платья, расшитые гладью и вытканные старинным методом накладного ткачества – всё это, сработанное искусными  руками  мастеров, не было одинаковым, отличалось своеобразием.

Из поколения в поколение передавался в народе опыт и традиции искусного ткачества, заложенного ещё далёкими предками. Расшитые домотканые работы брянских мастериц, где как бы отразились многоцветные радуги, подмеченные крестьянками на зеркальных гладях местных рек и озёр, поражают мастерством композиции и тщательностью исполнения.

В семье моей учительницы Валентины Михайловны  бережно хранятся ручные работы её мамы и бабушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                            Гапоненко Валентина Арсёновна

«Вот на такой прялке пряли нити  для ковров, полотенец, рушников, кофточек, - рассказала Валентина Арсёновна. - Процесс изготовления льняного полотна был очень долгим. Начинался он с подготовки  льна. Лён расстилали по траве на 3 недели, чтобы он хорошо намок от росы и дождей. Проверяли готовность льна и, если он был готов, в сухую погоду собирали и хранили под навесом. Затем опять  хорошо сушили, мяли в мялке, тёрли ногами. Вытряхивали костру на трепалке (Костра – одревесневшие части стеблей, получаемые как отходы при первичной обработке (мятии, трепании) льна для освобождения волокна из тресты). Накидывали на гребень и расчёсывали, начиная чесать с кончиков. Получалось волокно. Из волокна на прялке пряли нити, замачивали их в кипятке, выдерживали, толкли в ступе, чтобы нити хорошо ткались. Затем полотно выбеливали и красили».

Из готового полотна изготавливали скатерти, полотенца, рушники. Рушник имеет весьма важное и символическое значение – оберегает от порчи и сглаза, на вышитом рушнике с хлебом и солью родители встречают молодую семью с пожеланиями счастья и достатка в доме, а также его используют во время церемонии венчания. Рушник — расшитое декоративное полотенце из конопляного или льняного холста, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой. 

 

Работы Валентины Арсёновны.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

 

 


Домотканый ковёр ( на фото справа), 1952 год.

 

Древо жизни (в вазоне) — райское дерево, является славянским символом связи земли с небом, изображается в виде наряженной цветами и лентами ветки, часто связано с изображением парных птиц, которые обычно символизируют жениха и невесту. Дерево жизни - очень сильный символ, означает продолжение рода, детей, семейное счастье, благополучие родных, связь поколений, семейные традиции и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вышивка гладью - вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Трубина Александра Ефремовна

« Все работы от начала до конца выполнялись вручную, начиная от заготовки льна и до готового полотна. Лён сушили, мяли на мялках, затем трепали, чесали и получали тонкое волокно. В основном это начинали делать зимой. В избе устанавливали ткацкий станок, на котором ткали льняные скатерти, рушники, полотенца. Готовые изделия замачивали в щёлоке, который делали из золы, затем вывешивали на мороз, чтобы отбелить».

Работы Трубиной Александры Ефремовны бережно хранит её дочь Лариса Михайловна.

 

 

Ковёр был изготовлен  Трубиной Александрой Ефремовной в 1952 году. Это лён, окрашенный в чёрный цвет. Для орнамента использована пряжа из овечьей шерсти, которую так же пряли, сучили и красили в красителях.

Скатерти и рушники тоже были сотканы и вышиты в 1950-1960 годах. Кружево для рушников вязали крючком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Шкредова Полина Ильинична

Картины, вышитые  Полиной Ильиничной. Вышивка крестом (1965-1968 год).

 

 

 

 

Всё это мы узнали из рассказа нашей учительницы, а в конце классного часа нам было дано задание – найти материал для фотовыставки «Вышивка Брянского края». Я обратилась за помощью к своей бабушке  Валентине Васильевне. Вот тут-то и началось самое интересное! Оказывается, моя бабушка хранит старинные рушники, подзоры, скатерти, которые были вышиты моими прапрабабушками! Мне не терпелось всё это увидеть, потрогать, узнать больше о моих прапрабабушках-мастерицах!

Бабушка бережно разложила вышитые изделия на диване. Я была поражена! Неужели всё это сделано руками моих прабабушек и  прапрабабушек? Ведь это значит, что некоторым вышивкам уже больше 100 лет!

Бабушка рассказала мне то, что услышала от своей бабушки: «В долгие осенние и зимние вечера собирались в избе девушки с прялками, вышиванием. С негромкими рассказами, песнями готовили они приданое для свадьбы: вышивали узорами рушники, плели кружева, пряли, вязали…

Пряла наша Дуня

Дуня – тонкопряха».

 

 

Вот и наши прапрабабушки также готовили себе холсты, вышивали, пряли пряжу для носков, платков при свете керосиновых ламп. Несколько изделий сохранились у нас от прапрабабушки Александры Демидовны, от Лукерьи Фёдоровны, Анны Васильевны. Они рассказывали моей бабушке, что изготавливали бельё, холсты для полотенец, скатертей. Всё это красилось, расшивалось. Все вещи укладывались в сундуки (деревянные ящики с крышками), которые украшались узорами.

 

 

 

 

 

                           Гоенок  Лукерья Фёдоровна  (1890-1981).

 

 

 

 

 

Работа прапрабабушки  Гоенок  Лукерьи Фёдоровны (1890-1981). Этой работе сейчас примерно около 105 лет.

    

Эти яркие рушники изготовила моя прабабушка Пищенок Анна Васильевна. Рушник, вышитый вручную, всегда ценился и будет цениться, выглядит он, конечно, шикарно и богато. 

 

 

 

 

 

 

Моя прабабушка Анна Васильевна в кругу семьи. Дом украшен вышивками прабабушки.

Пищенок А.В. Вышивка гладью.

Пищенок  А.В. Вышивка крестом.

Преобладающий красный цвет в вышивке рушника  не случаен: красный - цвет солнца, тепла и красоты. И в том, что рушники длинные (порой до двух с половиной и трёх метров) также заложен свой смысл: отбеленное полотно символизирует дорогу. Розы вышивают для невесты, славянский символ красоты и любви. Их можно увидеть на многих сорочках и рушниках.

Домотканые скатерти. Работы Пищенок А.В.

 

 

 

 

                    Моя прабабушка Зенченко Александра Демидовна.

 

Работы моей прабабушки Зенченко Александры Демидовны (примерно 1955-1958 год).

Каждое кружево уникально. Это всегда ручная работа, в которую вложена частичка души мастерицы. Одежда ли это или предмет интерьера - не важно, для мастериц нет слишком сложных задач. Главное, что каждая работа выполнена с душой и по-своему уникальна.

 

Эту замечательную кофточку и фартук тоже вышивала Зенченко Александра Демидовна.

От моей учительницы я узнала, что у каждого символа, элемента вышивки есть своё значение. Вышивая, женщина как бы зашифровывала информацию о себе и своей семье. Благодаря этому, разглядывая, например, фартук с узорами, можно было многое узнать о его владелице. Я решила «прочитать»  узор на рушнике моей прабабушки. В интернете я нашла символику русского народного орнамента. Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое. Для младенца или ребёнка до трёх лет  вышивали небольшого петушка или другое животное. Для работы предпочтительно было использовать нитки красного или чёрного цвета. Такой оберег защищал малютку от сглаза и всяческих бед.

Церковная вышивка. петухПетух (в основном красный) — один из самых распространенных образов в русской вышивке на рушниках, символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало. Изображался в качестве славянского оберега от действия злых сил.

Солнце - часто повторяющийся славянский символ, изображается в виде цветка с восемью лепестками, или круглых розеток, а также квадрата, ромба, крестиков или свастики (вращающееся светило).

Ромб - славянский символ Богини Земли, солнца, охранный знак, приносит счастье, олицетворяет плодородие.

Квадрат (ромб), разделенный крестом на четыре части – это вспаханное поле. Если поле засеяно, то внутри квадрата (ромба) точки. Если внутри узора есть точки, то поле засеяно. Это знаки плодородия и Земли.

Я смотрю на рушник моей прабабушки и читаю: «Желаю вам солнца, плодородия земли,  чтобы в вашей семье все были счастливы, чтобы род ваш продолжался, благополучия всем вашим родным, крепкой связи между поколениями, и пусть ваши дети хранят и продолжают семейные традиции». Я читаю это послание от моих предков и думаю о том, что я буду беречь эти драгоценные предметы рукоделия моей семьи, как бережёт их сейчас моя бабушка Зенченко Валентина Васильевна, чтобы передать их потом своим потомкам.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Мароховский Г.В. Красна изба и углами. Этнографические очерки.-Тула: Приок. Кн. Изд-во, 1980.

2.     Я познаю мир. Культура: энцикл./ авт.- сост. Н.В. Чудакова; худож. А.В. Кардашук, Е.В. Дедова.- м.: АСТ, 2005.

3.     О рушнике. http://marina-komarova.ru/80-o-rushnike/73-o-rushnike   (электронный ресурс).

4.     Символика орнаментов в русской народной вышивке. http://pandia.ru/text/78/054/11715.php  (электронный ресурс).


 

Скачано с www.znanio.ru