Государственное общеобразовательное учреждение
«Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»
Выступление
на методическом объединении учителей начальных классов
«Эффективные приемы коррекционной работы в условиях специальной школы – интерната с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС»
Подготовила учитель начальных классов:
Глушкова Е.А.
Октябрь, 2019 г.
Что же такое аутизм? Аутизм – это качественное нарушение в социальном взаимодействии, отсутствие социальной и эмоциональной взаимности. Качественное нарушение коммуникации, стереотипное использование речи или отставание и полное отсутствие речи (не сопровождающееся мимикой, жестами). Отсутствие разнообразной спонтанной игры или игры по социальной имитации. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипичные формы поведения, интересов и деятельности.
В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития среди наиболее типических случаев детского аутизма можно выделить четыре группы детей (по О.Н. Никольской), различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности, возможностям произвольной организации, проблемами поведения, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.
Остановимся на третьей группе(дети с нарушением интеллекта), т. к. именно дети данной категории обучаются в нашем образовательном учреждении. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.
Существуют отработанные методы установления и развития эмоционального контакта с такими детьми. Задачами последующей ра боты является постепенное вовлечение их во все более развернутое взаимодействие со взрослыми, в контакты со сверстниками, выработка навыков коммуникации и социально-бытовых навыков, и максимальная реализация открывающихся в этом процессе возможностей эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка. Реализация этих задач требует индивидуальной программы обучения такого ребенка.
При работе с детьми данной категории необходимо напомнить, что каждый ребёнок с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребенка, может никак не действовать на другого. В связи с чем, важна организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса детей данной категории.
Основные направления организационно-методического обеспечения индивидуальной образовательной и коррекционной работы с аутичными детьми в образовательном учреждении следующие:
- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его реальных возможностей);
- разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
-гигиеническое нормирование нагрузок;
-обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
-работа с родителями по блокам: просветительский, консультативно-методический, психокоррекционный и психопрофилактический;
-организация и проведение психолого -медико-педагогических консилиумов.
Обучение детей с синдромом РАС и формирование у них базовых учебных действий невозможно без коррекционно-развивающей составляющей.
Коррекционная работа направлена на:
-установление контакта,
-развитие речи,
-формирование положительного настроя на контакт со средой,
-коррекцию поведенческих нарушений и социальной дезадаптированности,
-устранение негативных воздействий внешней среды (неадекватной физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки),
-коррекцию страхов;
-коррекцию агрессивности;
-развитие когнитивных способностей.
При организации учебного процесса для детей данной категории педагоги используются специальные приёмы работы:
- Сохранение постоянства в пространственной организации учебной деятельности, что помогает избежать многих поведенческих проблем.
- Усвоение ребёнком чёткого и стабильного расписания занятий и этапов урока, что создаёт комфортную обстановку для обучения, повышает работоспособность ребёнка.
- Создание благоприятного психологического климата на занятиях и в образовательной среде. Ребёнок должен видеть, что его ждали, ему рады, занятие пройдёт в комфортной обстановке: ритм его не будет нарушен.
- Четкость и краткость временных инструкций. Инструкции должны быть понятны и отнесены к короткому интервалу времени: «Возьми ручку», «Положи ручку» и т.д., тогда они будут доступны ребёнку.
- Использование символов для развития умения ориентироваться
самостоятельно в действиях. В качестве символов могут быть использованы:
рисунки (нарисованные от руки или типографским способом), фотографии (самого
ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого
предмета, вызывающего ассоциацию с определѐнным видом деятельности или
режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам,
предметы вместе с рисунками, надписи под картинками).
- Акцент на положительную мотивацию. Избыточная фиксация внимания ребѐнка аутиста на какие-то объекты должна быть использована с пользой для обучения. Например, ребенку, страдающему аутизмом, нравятся машины. Для чтения можно выбрать тексты, в которых идет речь о машинах. Если ребенок любит книги, связанные с его специальным интересом, например, о динозаврах или покемонах, то, разумеется, следует использовать именно эти книги, чтобы развить удовольствие от чтения и от книг. Читать в первую очередь надо эти книги ребенку, даже если потребуется делать это множество раз.
- Использование сигнальной системы: карточки, картинки, таблички, схемы, напоминалки при обучении.
- Развитие сенсорно-речевого восприятия. Если есть такая возможность, то предметы, о которых идёт речь на занятии необходимо осмотреть, ощупать, назвать (это может быть снег прямо с балкона, лёд из морозилки и т.д.), что способствует лучшему усвоению учебного материала. При этом всегда помним, что сенсорная перегрузка может привести к срывам.
- Оказание физической помощи в организации учебного действия: в связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. При работе с данной группой можно использовать поддержку руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.
- Снятие статического напряжения, через физические упражнения и смену видов деятельности. Физические упражнения поднимают общую активность ребенка и снимают его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятия помимо стандартной динамической паузы можно привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками и другое.
Так, можно подвести итоги, что правильно подобранная методика и ее своевременное применение будет способствовать наступлению значительного положительного эффекта в коррекционной и развивающей работы с детьми РАС: будет установлен эмоциональный контакт, передан социальный опыт и достигнут прогресс в социализации в целом, дети будут вовлечены в культуру. Подобного вида методы можно рассматривать в качестве одного из наиболее эффективного варианта по оказанию целенаправленной психолого–педагогической помощи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.