Выступление: «Эффективные приемы коррекционной работы в условиях специальной школы – интерната с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС»
Оценка 5

Выступление: «Эффективные приемы коррекционной работы в условиях специальной школы – интерната с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС»

Оценка 5
docx
27.10.2020
Выступление: «Эффективные приемы коррекционной работы в условиях специальной школы – интерната с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС»
выступ мо учителей.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

«Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»

 

 

 

 

 

 

 

Выступление

на методическом объединении учителей начальных классов

«Эффективные приемы коррекционной работы в условиях специальной школы – интерната с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС»

 

Подготовила учитель начальных классов:

Глушкова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь, 2019 г.

Что же такое аутизм? Аутизм – это качественное нарушение в социальном взаимодействии, отсутствие социальной и эмоциональной взаимности. Качественное нарушение коммуникации, стереотипное использование речи или отставание и полное отсутствие речи (не сопровождающееся мимикой, жестами). Отсутствие разнообразной спонтанной игры или игры по социальной имитации. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипичные формы поведения, интересов и деятельности.

В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития среди наиболее типических случаев детского аутизма можно выделить четыре группы детей (по О.Н. Никольской), различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности, возможностям произвольной организации, проблемами поведения, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.

Остановимся на третьей группе(дети с нарушением интеллекта), т. к. именно дети данной категории обучаются в нашем образовательном учреждении. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.

         Существуют отработанные методы установления и развития эмоционального контакта с такими детьми. Задачами последующей ра боты является постепенное вовлечение их во все более развернутое взаимодействие со взрослыми, в контакты со сверстниками, выработка навыков коммуникации и социально-бытовых навыков, и максимальная реализация открывающихся в этом процессе возможностей эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка. Реализация этих задач требует индивидуальной программы обучения такого ребенка.

         При работе с детьми данной категории необходимо напомнить, что каждый ребёнок с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребенка, может никак не действовать на другого. В связи с чем, важна организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса детей данной категории.

 Основные направления организационно-методического обеспечения индивидуальной образовательной и коррекционной работы с аутичными детьми в образовательном учреждении следующие:

- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его реальных возможностей);



- разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;

-гигиеническое нормирование нагрузок;

-обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;

-работа с родителями по блокам: просветительский, консультативно-методический, психокоррекционный и психопрофилактический;

-организация и проведение психолого -медико-педагогических консилиумов.

Обучение детей с синдромом РАС и формирование у них базовых учебных действий невозможно без коррекционно-развивающей составляющей.

Коррекционная работа направлена на:

-установление контакта,

-развитие речи,

-формирование положительного настроя на контакт со средой,

-коррекцию поведенческих нарушений и социальной дезадаптированности,

-устранение негативных воздействий внешней среды (неадекватной физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки),

-коррекцию страхов;

-коррекцию агрессивности;

-развитие когнитивных способностей.

При организации учебного процесса для детей данной категории педагоги используются специальные приёмы работы:

- Сохранение постоянства в пространственной организации учебной деятельности, что помогает избежать многих поведенческих проблем.

- Усвоение ребёнком чёткого и стабильного расписания занятий и этапов урока, что создаёт комфортную обстановку для обучения, повышает работоспособность ребёнка.

- Создание благоприятного психологического климата на занятиях и в образовательной среде. Ребёнок должен видеть, что его ждали, ему рады, занятие пройдёт в комфортной обстановке: ритм его не будет нарушен.

- Четкость и краткость временных инструкций. Инструкции должны быть понятны и отнесены к короткому интервалу времени: «Возьми ручку», «Положи ручку» и т.д., тогда они будут доступны ребёнку.


- Использование символов для развития умения ориентироваться самостоятельно в действиях. В качестве символов могут быть использованы: рисунки (нарисованные от руки или типографским способом), фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определѐнным видом деятельности или режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками).

- Акцент на положительную мотивацию. Избыточная фиксация внимания ребѐнка аутиста на какие-то объекты должна быть использована с пользой для обучения. Например, ребенку, страдающему аутизмом, нравятся машины. Для чтения можно выбрать тексты, в которых идет речь о машинах. Если ребенок любит книги, связанные с его специальным интересом, например, о динозаврах или покемонах, то, разумеется, следует использовать именно эти книги, чтобы развить удовольствие от чтения и от книг. Читать в первую очередь надо эти книги ребенку, даже если потребуется делать это множество раз.

- Использование сигнальной системы: карточки, картинки, таблички, схемы, напоминалки при обучении.

- Развитие сенсорно-речевого восприятия. Если есть такая возможность, то предметы, о которых идёт речь на занятии необходимо осмотреть, ощупать, назвать (это может быть снег прямо с балкона, лёд из морозилки и т.д.), что способствует лучшему усвоению учебного материала. При этом всегда помним, что сенсорная перегрузка может привести к срывам.

- Оказание физической помощи в организации учебного действия: в связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. При работе с данной группой можно использовать поддержку руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.

- Снятие статического напряжения, через физические упражнения и смену видов деятельности. Физические упражнения поднимают общую активность ребенка и снимают его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятия помимо стандартной динамической паузы можно привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками и другое.

Так, можно подвести итоги, что правильно подобранная методика и ее своевременное применение будет способствовать наступлению значительного положительного эффекта в коррекционной и развивающей работы с детьми РАС:  будет установлен эмоциональный контакт, передан социальный опыт и достигнут прогресс в социализации в целом, дети будут вовлечены в культуру. Подобного вида методы можно рассматривать в качестве одного из наиболее эффективного варианта по оказанию целенаправленной психолого–педагогической помощи.


 

Государственное общеобразовательное учреждение «Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»

Государственное общеобразовательное учреждение «Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»

Что же такое аутизм? Аутизм – это качественное нарушение в социальном взаимодействии, отсутствие социальной и эмоциональной взаимности

Что же такое аутизм? Аутизм – это качественное нарушение в социальном взаимодействии, отсутствие социальной и эмоциональной взаимности

Обучение детей с синдромом РАС и формирование у них базовых учебных действий невозможно без коррекционно-развивающей составляющей

Обучение детей с синдромом РАС и формирование у них базовых учебных действий невозможно без коррекционно-развивающей составляющей

Акцент на положительную мотивацию

Акцент на положительную мотивацию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2020