Социальное партнерство в образовании
Выступление на ГМО классных руководителей.
Баловнева М.В.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года говорится, что «воспитание детей – это стратегический общенациональный приоритет, который требует консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств». Одним из механизмов реализации Стратегии является эффективная организация социального партнерства в системе воспитания.
Социальное партнерство обеспечивает:
– расширение и обогащение культурно-образовательного пространства обучения, воспитания и развития детей;
– рост педагогического потенциала социальной среды, окружающей школу;
– укрепление межвозрастных связей поколений детей и взрослых и прочее.
Более того. Если образовательная организации сумела наладить сотрудничество с социальными партнерами, значит, она обеспечила себе устойчивое развитие, которое обязательно приведет к улучшению условий и обучения, и воспитания.
Обращаю ваше внимание, что организация эффективного взаимодействия с социальными партнерами – задача не только школы, в целом, но и классного руководителя, в частности.
Согласно утвержденным министерством образования Оренбургской области Методическим рекомендациям по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях Оренбургской области, (они были направлены вам для самостоятельного изучения) инвариантная, то есть базовая часть деятельности классного руководителя включает отдельный блок «Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами». На основе этих рекомендации в школах будут скорректированы Положения о классном руководстве и Положение о внутришкольной системе оценки качества образования. А результаты мониторинга оценки качества воспитания, который будет осуществляться и самими классными руководителями, и экспертной группой, будут ежеквартально направляться в министерство образования.
Так что и в условиях дистанционного воспитания данное направление деятельности будет подлежать контролю.
В социальном партнерстве существует 3 уровня:
1. внутриведомственный (между учреждениями одной сферы, например, образовательной);
2. межведомственный (между учреждениями разных ведомств, например, образования, социальной защиты, культуры, спорта, здравоохранения и пр.);
3. межсекторный (между государственными учреждениями, общественными организациями, предприятиями, бизнесом и пр.).
Так вот, в качестве социальных партнеров могут выступать не только организации культуры, спорта, здравоохранения, социальные службы, правоохранительные организации, учреждения дополнительного, дошкольного, общего, профессионального образования (традиционный подход в выборе соцпартнеров), но и органы муниципальной власти, сфера труда, банки, бизнес структуры, некоммерческие организации, религиозные и общественные организации, благотворительные фонды.
Широкий круг, который поможет решить все задачи воспитания! Как минимум, деятельность во взаимодействии должна обеспечить социализацию обучающихся, развитие различных компетенций, содействие в их профессиональном самоопределении, профилактику отклонений в поведении, а также обеспечить комплексную поддержку детям из группы риска либо находящимся в трудной жизненной ситуации.
На каждой ступени образования разные в соответствии с содержанием воспитания формы социального партнерства.
Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам на уровне начального общего образования социальное партнерство «осуществляется в ходе коллективных творческих дел, сюжетно-ролевых и деловых игр, коллективного посещения театров, музеев, концертов, экскурсий, встреч с представителями религиозных и общественных организаций, проведения совместных мероприятий и т.д.».
На уровне основного общего образования социальное партнерство «выражается в обеспечении разнообразия социальной деятельности по содержанию, формам организации и характеру участия (общение, познание, игра, спорт, труд, хобби, общественная активность, социальное лидерство, общественные инициативы школьников)».
На уровне среднего общего образования социальное партнерство направлено на приобретение опыта социально значимой деятельности и профессиональную ориентацию обучающихся. «Социально значимая деятельность выражается в участии школьников в общественных объединениях, ученическом самоуправлении и управлении образовательной организацией; в социальных акциях, экспедициях, в волонтерском движении, социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах». Социальное проектирование является основным!
Конечно, существует два вида отношений в партнерстве:
– устная договоренность (разовые мероприятия, благотворительные акции), характеризующаяся ситуативностью отношений;
– договорная основа (совместные проекты, направленные на решение локальных проблем, реализуемые вместе с партнерами) – характеризуется порядочностью, системностью, регулярностью, стабильностью, надежностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.