Выступление на ГМО педагогов-психологов «Организация психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья в формате Клуба родителей особых детей»
Оценка 4.9

Выступление на ГМО педагогов-психологов «Организация психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья в формате Клуба родителей особых детей»

Оценка 4.9
docx
26.04.2021
Выступление на ГМО педагогов-психологов «Организация психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья в формате Клуба родителей особых детей»
Выступление на ГМО педагогов-психологов.docx

Выступление на ГМО педагогов-психологов

13.01.2021 г.                                                            

Докладчик: Юдина Е.С., педагог-психолог МАОУ СОШ № 7 им.Героя России А.Р.Курбангалеева

Тема: «Организация психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья в формате Клуба родителей особых детей»

Примерная программа

психологического сопровождения родителей (законных представителей), воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

в рамках работы Клуба родителей особых детей.  

Актуальность.

          Сопровождать – производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь, следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь.

          Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта.

          Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья приводит к возникновению определенных трудностей:

·        в психологической сфере;

·        в сфере внутрисемейных и социальных отношений;

·        в организации воспитания, развития и обучения ребенка;

·        медико-социальные, материальные, бытовые и многие другие.

          Воспитание «особого» ребенка – сложная во многих отношениях задача, связанная с разнообразными трудноразрешимыми жизненными проблемами. Преодоление этих проблем сопряжено с сильным стрессом для всей семьи, оказывает деформирующее воздействие на психику, что приводит к страданиям, страхам, истерикам, депрессивному состоянию, чувству одиночества и потерянности.

            В связи с этим психологическое сопровождение родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретает всё большую актуальность.           

Цели и задачи программы.

          Цель: содействие родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями в актуализации самопознания, самовоспитания, повышения уровня жизненной компетентности, выработке активной социальной позиции, мобилизации личных ресурсов.

          Задачи:

·        помочь родителям (законным представителям) ребенка с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в новых для них жизненных условиях;

·        обучить родителей (законных представителей) конструктивным формам общения, воспитания, развития и обучения своего ребенка;

·        формировать оптимальные поведенческие стратегии;

·        формировать положительные установки в сознании родителей (законных представителей) по воспитанию своего ребенка;

·        способствовать накоплению самостоятельного опыта решения жизненных проблем, принятию ответственности за их реализацию;

·        содействовать в мобилизации собственных ресурсов.

          Целевая группа: родители (законные представители) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  

          Поддержка родителей «особых» детей в виде родительского клуба, является инструментом нормализации психологического климата в семье, проявлению мотивации к позитивным переменам, способности воспринимать помощь и важную информацию. Через совместную групповую работу со специалистами клуба родители (законные представители) открывают в себе новые ресурсы, приходят к пониманию имеющихся проблем у ребенка (в общении, в обучении, в развитии), становятся более инициативными, выстраивают новые отношения со своим ребенком, выходят на новый, более осознанный путь помощи своему «особому» ребенку, получают конкретную информацию о том, какие есть варианты дальнейшего обучения, каковы особенности возраста, какие существуют риски и к каким специалистам можно обратиться для минимизации таких рисков, получают опыт позитивного взаимоотношения в группе единомышленников, получают ресурс через переживание успешности, социальности, через выход из роли мамы, через приятные сенсорные ощущения (рукоделие, изо-терапия и.т.п.).

          Клуб для родителей особых детей – отдушина, место регулярных встреч, отдыха, подзарядки, получения новых знаний. Это среда, в которой родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья получают новые ресурсы.

          Можно выделить основные направления работы специалистов клуба по психологическому сопровождению родителей (законных представителей):

·        диагностика и анализ особенностей семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

·        выработка системы психологической помощи родителям:

- формирование «здорового» отношения к дефекту;

- коррекция эмоционального состояния;

- оказание помощи в создании коррекционно-развивающей среды, преодолении кризисов, тяжёлых ситуаций, установлении и расширении связей с социумом, мобилизации личных ресурсов членов семьи.

   Формы работы.

          Формы работы специалистов клуба с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья определяются степенью их готовности к сотрудничеству.

         Для родителей с низким уровнем мотивации на первоначальном этапе сотрудничества целесообразным является индивидуальное консультирование, проводимое в несколько этапов:

1.     Индивидуальные беседы, цель которых – создать доверительные, откровенные отношения с родителями (законными представителями) ребенка, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества.

2.     По итогам всестороннего обследования ребенка – подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей; условно-вариативного прогноза; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта и объяснения необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы; обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; приглашение на встречи клуба с целью решения имеющихся проблем.

          Помимо индивидуальной формы работы (консультации, диагностики), основной является групповая форма (беседы, круглый стол, рукодельные мастер-классы, арт-терапевтические занятия, лекции, лаборатория простых решений, проективные методики (метафорические карты, нейрографика), чтение книг, просмотр фильмов и др.).

 Работа клуба разделена на три блока:

1.     Поддержка родителей, наполнение их ресурсом (только по достижению минимального ресурсного состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья можно предпринимать следующие меры психологической помощи (поддержки)).

2.     Приглашение в терапию – аккуратное применение мягких терапевтических техник, позволяющих получить позитивный опыт встречи со своими внутренними проблемами, осознать возможность их решения.

3.     Мероприятия – активная работа с проблемами по запросу родителей.

      

    Сроки реализации программы:

Занятия в клубе проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года.

 

Внедряя программу психологического сопровождения родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо быть готовым к длительной и кропотливой работе. На этом пути не стоит ждать быстрых результатов. Однако грамотно проделанная работа обязательно принесет значительные результаты и позволит психологически окрепшим родителям эффективно растить «особых» детей.  

 

Ожидаемые результаты:

·        Диагностический - выявление основных особенностей и проблем аудитории Клуба.

·        Терапевтический – подбор инструментов, позволяющих приблизиться к осознанию своих задач и способности решать их, улучшение самочувствия родителей и повышение устойчивости.

·        Лечебно-педагогический – будет дана желаемая модель поведения, навыки позитивного общения в группе, которые можно будет перенести в жизнь своей семьи.

 

Используемая литература:

1.     Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/09/7121.

2.     Методические рекомендации по поддержке семей, воспитывающих подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Проект «Клуб родителей особых детей». Благотворительное учреждение Центр социальной реабилитации «Турмалин», г.Москва, 2018.

3.     Программа психолого-педагогического сопровождения семей. Воспитывающих детей с ОВЗ «Экспериментариум для родителей». Государственное автономное учреждение Астраханской области Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», 2019 г.

4.     Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / сост. Н.А.Крушная.- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 36 с.

5.     Психологическая поддержка родителей детей с ограниченными возможностями здоровья при эмоциональном выгорании. Благотворительное учреждение Центр социальной реабилитации «Турмалин», г.Москва, 2019 г.

6.     Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М.Соколова] – Владимир: Издательство «Транзит – ИКС», 2010. – 132 с.


 

Выступление на ГМО педагогов-психологов 13

Выступление на ГМО педагогов-психологов 13

В связи с этим психологическое сопровождение родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретает всё большую актуальность

В связи с этим психологическое сопровождение родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретает всё большую актуальность

Клуб для родителей особых детей – отдушина, место регулярных встреч, отдыха, подзарядки, получения новых знаний

Клуб для родителей особых детей – отдушина, место регулярных встреч, отдыха, подзарядки, получения новых знаний

Помимо индивидуальной формы работы (консультации, диагностики), основной является групповая форма (беседы, круглый стол, рукодельные мастер-классы, арт-терапевтические занятия, лекции, лаборатория простых решений, проективные методики (метафорические карты,…

Помимо индивидуальной формы работы (консультации, диагностики), основной является групповая форма (беседы, круглый стол, рукодельные мастер-классы, арт-терапевтические занятия, лекции, лаборатория простых решений, проективные методики (метафорические карты,…

Диагностический - выявление основных особенностей и проблем аудитории

Диагностический - выявление основных особенностей и проблем аудитории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2021