Выступление на городском семинаре:
«Хореография как средство здоровьесбережения школьника»
«Здоровье – это самое ценное, что есть у человека»
Н.А. Семашко.
Человек, безусловно, абсолютная ценность общества, а его здоровье - гарантия гармоничного развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто-нибудь может это оспорить. Однако лишь одно признание актуальности данного тезиса недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья.
Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично ухудшающихся экологических условиях стала предметом пристального внимания науки и практики, не случайно так много специалистов разных профессий занялись поиском и разработкой путей её решения.
Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет.
Существует более 300 определений здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье - это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье - состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.
Психологическое здоровье - динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности.
Социальное здоровье - система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.
Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Бесспорно, что успешность обучения в школе, да и дальнейшая успешность в жизни определяется уровнем состояния здоровья человека.
Хореография - один из важнейших видов искусства. И, конечно, занятия хореографией способствуют укреплению здоровья и физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей при условии правильно организованного учебно-воспитательного процесса.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов. Резервные мощности организма и всей физиологии необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое, при физических и психических нагрузках, а также для повышения иммунитета. Только в здоровом человеке все эти составляющие развиты гармонично, что позволяет ему постоянно самосовершенствоваться.
Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в период детства и юношества. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост, формируются основные черты характера, необходимые навыки, опорно-двигательный аппарат. Поэтому очень важно воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который бы способствовал формированию осознанной потребности в здоровье как залога будущего благополучия и успешности.
С красотой и успехом всегда ассоциируется человек с правильной осанкой. Она в дальнейшем может воспитать «духовную осанку» (чувство собственного достоинства), которая является «хордой» развития личности. На состояние осанки влияет состояние позвоночника и поддерживающего его мышечного корсета. Известно, что каждому позвонку соответствует один или пара органов, здоровье которых находится в прямой зависимости от состояния позвоночного столба. При правильной осанке происходит полное кровоснабжение внутренних органов, сердце полностью насыщается кислородом и меньше изнашивается с возрастом. Организм находится в тонусе и активно выполняет возложенные на него задачи. Чем сильнее мышцы, тем проще им удерживать позвоночник в правильном анатомическом положении.
Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Потребность в движении у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Это очень важно – как ребенок будет двигаться по жизни, на столько и будет здоров. Именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать двигательный опыт и возможность выразить себя в активном современном мире. Мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским.
Танцевальные упражнения исторически считаются эффективным средством выражения своего внутреннего мира, своих переживаний. Необходимо отметить, что танец исторически считается эффективным средством оздоровления организма. Философами Древней Греции Гиппократом, Платоном и многими другими была приведена веская аргументация значения танца и его влияния на организм человека.
Римский писатель Ювенал, английский философ Джон Локк, французский просветитель Жан Жак Руссо и многие другие говорили иносказательно о стремлении к гармоничному развитию: только в здоровом теле возможен здоровый дух.
Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры, медицины, свидетельствует, что занятия танцем действительно оказывают серьёзнейшее воздействие на формирование опорно-двигательного аппарата (Васильева Л. Ф, Ваганова А.Я, Котельникова Е. Г, ЗвёздочкинВ.А, Фомин А.С и другие).
Мы все хотим быть здоровыми, красивыми и счастливыми. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Согласно этому, хореографическое искусство - это одно из средств, которое эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое развитие детей, даёт возможность раскрыть различные сферы личности ребенка.
Постепенность и последовательность - вот главный принцип на занятиях по хореографии. Физическая нагрузка добавляется плавно, постепенно и дозировано. Под последовательностью подразумевается регулярность занятий. Системность, а не эпизодичность занятий способствуют активизации адаптационных возможностей организма, тренировке работоспособности, повышению выносливости. Комплекс упражнений подобран так, что происходит чередование физической нагрузки по группам мышц, смена одного рода деятельности другой, переход от пластики к ударам или тряскам. Это дает возможность отдыхать и восстанавливаться одной группе органов во время вовлечения в движение другой группы
Хотелось бы несколько слов сказать о влиянии бытового танца на здоровье ребенка. Бытовой танец- это естественная система арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением. В основу многих бытовых танцев входит такое танцевальное движение как дроби. Какое оздоравливающее воздействие могу оказывать на ребенка дроби? При ударах пятками об пол улучшается венозное кровообращение, и активизируются обменные процессы в организме. Сотрясение, которое получают сосуды при ударе пяткой об пол, дают крови дополнительный импульс для движения вверх.
Весь курс хореографической подготовки направлен на поддержание ученика в хорошей физической форме и на формирование у него пожизненной установки на здоровый образ жизни. Движение - это видовое свойство человека. Благодаря движению человек сохраняется как биологический вид. Используя свою способность двигаться, человек познавал окружающий мир, тренировал тело и совершенствовал работку мозга. На всех этапах эволюция человека осуществлялась в неразрывной связи с его активной мышечной деятельностью. По- прежнему, танец остается самым любимым удовольствием миллионов людей. Можно сказать, что нет человека, который бы не любил танец, не хотел бы уметь танцевать. Трудно спорить с тем, что танец способен улучшить настроение, снять хандру? Танцы - лучшее лекарство от депрессии и застенчивости, а также других комплексов.
Литература.
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
2. Баль Л.В, Барканов С.В., Горбатенко С.А. «Педагогу о здоровом образе жизни детей»: книга для учителя . - М.: Просвещение, 2005
3. Безруких М.М.«Азбука здоровья и развития» под ред. М.М. Безруких . – М.: Вентана - Граф
4. Виноградова Н.Ф. «Все о младшем школьнике» / под ред. Н.Ф. Виноградовой: книга для родителей. – М.: Вентана – Граф, 2005 .
5. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе» .-М.;Аркти,2005.
6. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.