Выступление на конкурсе "Учитель года"
Оценка 4.9

Выступление на конкурсе "Учитель года"

Оценка 4.9
Библиография +1
docx
русская литература +1
1 кл—4 кл
09.06.2020
Выступление на конкурсе "Учитель года"
«Педагогические условия формирования, развития, сохранения читательского интереса у младших школьников в системе современного образования»
Выступление.docx

Анатолий Мошковский. Книга.

Толька не любил читать. Были дела поинтересней. 

В школе приходилось читать, чтоб не остаться на второй год и не получить отцовского ремня.. Читать  было необходимо. Но чтоб когда-нибудь он сам взял в библиотеке книгу, нет, этого еще не случалось. Не мог он усидеть над книгой.

Но вот однажды случилось нечто непонятное. Толька затосковал. Ему чего-то не хватало. А чего – он и сам не понимал.

Проходя возле книжного магазина, он в раздумье остановился: может, книга расскажет ему, чем он заболел и чего ему не хватает? Толька неуверенно вошел внутрь. На полке аккуратно стояло множество разных книг.

– Тетенька, дайте самую интересную.

Продавщица перевела взгляд на полки, достала одну книжку и подала ее Тольке. Книга была новенькая, гладкая, прохладная, с крепкой обложкой.. Ух, как все это было красиво и необычно – просто дух заняло!

Осторожно, чтоб не запачкать книгу, Толька прижал ее к животу и, как величайшую драгоценность, вынес из магазина…

Купленная героем произведения  книга не сумела рассказать, чем он заболел и чего ему не хватает в его отважной, стремительной жизни.

Но знаменателен сам факт — его, читавшего до сих пор поневоле, вдруг в минуты тоски потянуло к книге.

Проблема приобщения детей к чтению на протяжении многих  лет остается наиболее важной и актуальной.

 Национальная программа поддержки и развития чтения отмечает, что "современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением". 

А в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения, принятой в июне 2017 года подчёркивается, что читающий человек все больше осознается как национальная ценность.

На мой взгляд, кризис детского чтения, о котором сейчас много говорят, проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

Почему же увлеченность ребенка чтением такое редкое явление в наши дни?

Выделяют различные причины снижения интереса к чтению:

- но, главная, как отмечают специалисты, неэффективность педагогической системы управления чтением детей, как в школе, так и в семье.

Тема моего выступления - «Педагогические условия формирования, развития, сохранения читательского интереса у младших школьников в системе современного образования»

ИЛИ...

Интерес, или сила, влекущая к чтению

 

    Изучив теоретические положения по теме, я выяснила качественные характеристики читательского интереса.

    В ходе работы мною были определены задачи в отношении педагогов, семьи, а самое главное в отношении юных читателей:продвигать идею чтения в сознании детей- читать и дальше, в более старшем возрасте.

Вполне понятно, чтобы  книга для детей стала  лучшим другом, в современной системе образования необходимы:

-педагоги и родители, сами должен быть примером  квалифицированного  читателя;

- специфические подходы, т.е. необходимо применить не только привычные учебные  методики, но  и поразить новизной подхода к самому феномену, называемому “Чтением”.

В ходе анализа  различных подходов по  развитию читательских интересов, наиболее целесообразной и современной мне показалась система стимулов Ивана Павловича Подласова и система методов Сергея Петровича  Лавлинского.

Особый интерес у меня вызвал метод медленного чтения, разработанный Натаном Яковлевичем Эйдельманом.

Читать медленно означает читать вдумчиво, воспринимая прочитанное не только интеллектом, но и пропуская через душу.

Обратимся к поэзии. Осип Мандельштам

В игольчатых чумных бокалах

Мы пьем наважденье причин,

 Касаемся крючьями малых,

 Как легкая смерть величин.

И там, где сцепились бирюльки,

Ребенок молчанье хранит,

Большая Вселенная в люльке

У маленькой личности спит.

 

-Как можно пить наважденье причин?! Буду благодарна, если кто-нибудь мне объяснит.

 Так и у детей. Вопросов в ходе чтения может возникнуть множество. Важно шаг за шагом изучить, проанализировать  значение  каждого слова, строфы…

Поэтому я  учу детей задавать вопросы. Помогает методика по активизации вопросного мышления Ольги Владимировны Соболевой. Предпочтение отдаю тем, которые ориентированы на эмоциональный отклик, воображение, духовно-нравственное развитие.

Есть и другой важный стимул, ведущий к личностной мотивации чтения у ребенка - идентификация. Познавая литературных героев, ставя себя на их место, познаем  самого себя, становясь при этом “выше себя”.

Поэтому важно, чтобы  в руки ребенка попала хорошая книга. В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному прочтению их. Поэтому, с первого класса для моих  ребят начинается путь создания  своей Золотой книжной  полки. На  пути шаг за шагом для маленьких читателей  открывается истина, а вместе с ней и новая шкала ценностей.

 

“Книга — не телевизор и не радио, она не показывает и не звучит”.Вместе с тем, причиной интереса к конкретной книге или к теме чаще всего являются генерируемые образы (фантазии, мечты), связанные с достижением целей, которые ставит перед собой человек. Более детальное представление о сущности и природе читательского творчества дает петербургский ученый Александр Михайлович Левидов в своей книге “Автор-образ-читатель”.

Используемые мною  разные виды упражнений для творческого воссоздания образов: устное словесное рисование, театрализованная импровизация, приемы кадропланов, цветопись, творческие досказывания, аналогии, ассоциации. Работу приёма «морфологический  анализ» и «Путь героя» я продемонстрировала недавно на выступлении в ходе  Всероссийской  научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях», проводимой на базе Курского института развития образования.

 Проводимая работа помогает объективировать фантазии детей, как в традиционных продуктах читательской деятельности, так и  с использованием цифровых ресурсов.

Вот один из них - МЕДИА СОЧИНЕНИЕ «Осень».

 

Еще один пример стимулирования детского творчества- школьный журнал «Выше радуги», в котором дети публикуют свои произведения.

В отборе содержания журнала по серьёзным критериям принимают участие не только взрослые, но и дети- члены Школы лидеров чтения, работающей под руководством нашего библиотекаря. Мои ученики есть и среди авторов, и среди рецензентов.

 

Опыт практической работы по продвижению чтения в рамках проекта «Школа лидеров чтения» подробно описан в книге Натальи Сметанниковой «Стратегия воспитания лидеров чтения»

 Одна из недавних идей школы лидеров чтения нашей прогимназии- литературный флешмоб к Неделе детской книги, посвящённой творчеству Сергея Михалкова.( Флешмоб)

Идея целенаправленного пробуждения интереса к чтению нашла своё отражение и в разработанной мною программе внеурочной деятельности «Школа талантливого читателя».

Походы в библиотеки, встречи с писателями, работа над проектами, заявленное, возвращающееся, свободное чтение – вот далеко неполный перечень видов и форм работы.

Одна из наиболее интересных – «Музей проживания книги»

Это удивительная  педагогическая технология, дающая осуществлять нетрадиционный подход к пониманию текста, основанный на интересе детей.

Экспонатами  музея могут быть как  работы, выполненные в разных техниках, так и любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту.

  Подробней познакомить с этой технологией я планирую своем  на уроке литературного чтения, который проведу в 4-ом классе.

  

  Вернусь к роли личности в формировании интереса к чтению.

  Я о семейном чтении. В семье обязательно должен быть человек, который будет читать малышу "нужные книжки".

Для родителей провожу консультации -я назвала их читательские практики, главная цель которых помочь родителям правильно организовать чтение литературы дома. Материалы читательских практик  размещены на странице моего сайта.

Проведенная совместная работа c родителями активизировала  чтение учащихся дала возможность использовать разнообразные  формы работы.

1. На протяжении 3-х лет по результатам конкурса «Самый читающий класс» мы становимся победителями.

2.Конкурса чтецов.

3. Олимпиад по литературе.

  Подводя итог своему выступлению, хочу отметить:

проводимые на протяжении 3-х лет мониторинговые исследования

выявили положительную динамику в уровне развития читательского интереса у младших школьников, что позволяет сделать вывод об эффективности используемого подхода.

В дальнейшем свою работу планирую продолжить в направлении:

 -наработки опыта социального партнёрства.

-распространения опыта работы.

-выпуска методических рекомендаций для педагогов.

-включения проекта в Программу развития образовательного учреждения.

 Надеюсь, мне удалось заинтересовать вас  технологией реализации решения данной педагогической проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Анатолий Мошковский. Книга.

Анатолий Мошковский. Книга.

Почему же увлеченность ребенка чтением такое редкое явление в наши дни?

Почему же увлеченность ребенка чтением такое редкое явление в наши дни?

Мы пьем наважденье причин,

Мы пьем наважденье причин,

Используемые мною разные виды упражнений для творческого воссоздания образов: устное словесное рисование, театрализованная импровизация, приемы кадропланов, цветопись, творческие досказывания, аналогии, ассоциации

Используемые мною разные виды упражнений для творческого воссоздания образов: устное словесное рисование, театрализованная импровизация, приемы кадропланов, цветопись, творческие досказывания, аналогии, ассоциации

Экспонатами музея могут быть как работы, выполненные в разных техниках, так и любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту

Экспонатами музея могут быть как работы, выполненные в разных техниках, так и любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту

Выступление на конкурсе "Учитель года"

Выступление на конкурсе "Учитель года"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020