Анатолий Мошковский. Книга.
Толька не любил читать. Были дела поинтересней.
В школе приходилось читать, чтоб не остаться на второй год и не получить отцовского ремня.. Читать было необходимо. Но чтоб когда-нибудь он сам взял в библиотеке книгу, нет, этого еще не случалось. Не мог он усидеть над книгой.
Но вот однажды случилось нечто непонятное. Толька затосковал. Ему чего-то не хватало. А чего – он и сам не понимал.
Проходя возле книжного магазина, он в раздумье остановился: может, книга расскажет ему, чем он заболел и чего ему не хватает? Толька неуверенно вошел внутрь. На полке аккуратно стояло множество разных книг.
– Тетенька, дайте самую интересную.
Продавщица перевела взгляд на полки, достала одну книжку и подала ее Тольке. Книга была новенькая, гладкая, прохладная, с крепкой обложкой.. Ух, как все это было красиво и необычно – просто дух заняло!
Осторожно, чтоб не запачкать книгу, Толька прижал ее к животу и, как величайшую драгоценность, вынес из магазина…
Купленная героем произведения книга не сумела рассказать, чем он заболел и чего ему не хватает в его отважной, стремительной жизни.
Но знаменателен сам факт — его, читавшего до сих пор поневоле, вдруг в минуты тоски потянуло к книге.
Проблема приобщения детей к чтению на протяжении многих лет остается наиболее важной и актуальной.
Национальная программа поддержки и развития чтения отмечает, что "современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением".
А в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения, принятой в июне 2017 года подчёркивается, что читающий человек все больше осознается как национальная ценность.
На мой взгляд, кризис детского чтения, о котором сейчас много говорят, проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.
Почему же увлеченность ребенка чтением такое редкое явление в наши дни?
Выделяют различные причины снижения интереса к чтению:
- но, главная, как отмечают специалисты, неэффективность педагогической системы управления чтением детей, как в школе, так и в семье.
Тема моего выступления - «Педагогические условия формирования, развития, сохранения читательского интереса у младших школьников в системе современного образования»
ИЛИ...
Интерес, или сила, влекущая к чтению
Изучив теоретические положения по теме, я выяснила качественные характеристики читательского интереса.
В ходе работы мною были определены задачи в отношении педагогов, семьи, а самое главное в отношении юных читателей:продвигать идею чтения в сознании детей- читать и дальше, в более старшем возрасте.
Вполне понятно, чтобы книга для детей стала лучшим другом, в современной системе образования необходимы:
-педагоги и родители, сами должен быть примером квалифицированного читателя;
- специфические подходы, т.е. необходимо применить не только привычные учебные методики, но и поразить новизной подхода к самому феномену, называемому “Чтением”.
В ходе анализа различных подходов по развитию читательских интересов, наиболее целесообразной и современной мне показалась система стимулов Ивана Павловича Подласова и система методов Сергея Петровича Лавлинского.
Особый интерес у меня вызвал метод медленного чтения, разработанный Натаном Яковлевичем Эйдельманом.
Читать медленно означает читать вдумчиво, воспринимая прочитанное не только интеллектом, но и пропуская через душу.
Обратимся к поэзии. Осип Мандельштам
В игольчатых чумных бокалах
Мы пьем наважденье причин,
Касаемся крючьями малых,
Как легкая смерть величин.
И там, где сцепились бирюльки,
Ребенок молчанье хранит,
Большая Вселенная в люльке
У маленькой личности спит.
-Как можно пить наважденье причин?! Буду благодарна, если кто-нибудь мне объяснит.
Так и у детей. Вопросов в ходе чтения может возникнуть множество. Важно шаг за шагом изучить, проанализировать значение каждого слова, строфы…
Поэтому я учу детей задавать вопросы. Помогает методика по активизации вопросного мышления Ольги Владимировны Соболевой. Предпочтение отдаю тем, которые ориентированы на эмоциональный отклик, воображение, духовно-нравственное развитие.
Есть и другой важный стимул, ведущий к личностной мотивации чтения у ребенка - идентификация. Познавая литературных героев, ставя себя на их место, познаем самого себя, становясь при этом “выше себя”.
Поэтому важно, чтобы в руки ребенка попала хорошая книга. В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному прочтению их. Поэтому, с первого класса для моих ребят начинается путь создания своей Золотой книжной полки. На пути шаг за шагом для маленьких читателей открывается истина, а вместе с ней и новая шкала ценностей.
“Книга — не телевизор и не радио, она не показывает и не звучит”.Вместе с тем, причиной интереса к конкретной книге или к теме чаще всего являются генерируемые образы (фантазии, мечты), связанные с достижением целей, которые ставит перед собой человек. Более детальное представление о сущности и природе читательского творчества дает петербургский ученый Александр Михайлович Левидов в своей книге “Автор-образ-читатель”.
Проводимая работа помогает объективировать фантазии детей, как в традиционных продуктах читательской деятельности, так и с использованием цифровых ресурсов.
Вот один из них - МЕДИА СОЧИНЕНИЕ «Осень».
Еще один пример стимулирования детского творчества- школьный журнал «Выше радуги», в котором дети публикуют свои произведения.
В отборе содержания журнала по серьёзным критериям принимают участие не только взрослые, но и дети- члены Школы лидеров чтения, работающей под руководством нашего библиотекаря. Мои ученики есть и среди авторов, и среди рецензентов.
Опыт практической работы по продвижению чтения в рамках проекта «Школа лидеров чтения» подробно описан в книге Натальи Сметанниковой «Стратегия воспитания лидеров чтения»
Одна из недавних идей школы лидеров чтения нашей прогимназии- литературный флешмоб к Неделе детской книги, посвящённой творчеству Сергея Михалкова.( Флешмоб)
Идея целенаправленного пробуждения интереса к чтению нашла своё отражение и в разработанной мною программе внеурочной деятельности «Школа талантливого читателя».
Походы в библиотеки, встречи с писателями, работа над проектами, заявленное, возвращающееся, свободное чтение – вот далеко неполный перечень видов и форм работы.
Одна из наиболее интересных – «Музей проживания книги»
Это удивительная педагогическая технология, дающая осуществлять нетрадиционный подход к пониманию текста, основанный на интересе детей.
Экспонатами музея могут быть как работы, выполненные в разных техниках, так и любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту.
Подробней познакомить с этой технологией я планирую своем на уроке литературного чтения, который проведу в 4-ом классе.
Вернусь к роли личности в формировании интереса к чтению.
Я о семейном чтении. В семье обязательно должен быть человек, который будет читать малышу "нужные книжки".
Для родителей провожу консультации -я назвала их читательские практики, главная цель которых помочь родителям правильно организовать чтение литературы дома. Материалы читательских практик размещены на странице моего сайта.
Проведенная совместная работа c родителями активизировала чтение учащихся дала возможность использовать разнообразные формы работы.
1. На протяжении 3-х лет по результатам конкурса «Самый читающий класс» мы становимся победителями.
2.Конкурса чтецов.
3. Олимпиад по литературе.
Подводя итог своему выступлению, хочу отметить:
проводимые на протяжении 3-х лет мониторинговые исследования
выявили положительную динамику в уровне развития читательского интереса у младших школьников, что позволяет сделать вывод об эффективности используемого подхода.
В дальнейшем свою работу планирую продолжить в направлении:
-наработки опыта социального партнёрства.
-распространения опыта работы.
-выпуска методических рекомендаций для педагогов.
-включения проекта в Программу развития образовательного учреждения.
Надеюсь, мне удалось заинтересовать вас технологией реализации решения данной педагогической проблемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.