Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формы и виды организации учебной деятельности на занятиях ОРКСЭ
Оценка 5

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формы и виды организации учебной деятельности на занятиях ОРКСЭ

Оценка 5
docx
03.06.2022
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формы и виды организации учебной деятельности на занятиях ОРКСЭ
Доклад по ОРКСЭ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на РМО по ОРКСЭ на тему

 

 

«Формы и виды организации

учебной деятельности

 на уроках ОРКСЭ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

МАОУ Гимназия № 4 г. Красноярск

Андреева Анастасия Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г

С 2012 года во всех образовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начали изучать новый обязательный предмет – комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Данный курс позволяет решать проблемы духовно – нравственного воспитания, по – другому взглянуть на межнациональные отношения в современном обществе, позволяет укреплять семейные ценности, вернуться к традициям различных культур. Данный предмет носит развивающий и просветительный характер.

В учебнике собраны разнообразные сведения об основных религиях, распространённых в мире. В результате обучения, учащиеся знакомятся с историей возникновения религиозных культур, и их появление в России; особенностями и традициями религий; основами содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь и т.д.

 

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

·         словесных (они наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);

·         наглядных (успешно решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);

·         практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (применение их необходимо для закрепления теоретических знаний,  способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);

·         репродуктивных (они необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда);

·         индуктивных и дедуктивных (оптимальное их чередование, с преобладанием индуктивных методов,  более соответствующих возрастным особенностям учащихся 4-5 классов,  обеспечивает сохранение логики содержания, способствует развитию логического и предметного мышления).

Учебный материал, предлагаемый  в рамках курса ОРКСЭ, следует рассматривать  как основу для создания учебных ситуаций, проектируемых с учетом возраста, специфики предмета и конкретной темы, уровня  сформированности тех или иных действий учащихся (исполнительских, ориентировочных).

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах. Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект  включенности в общую работу класса.

При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень  владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых  должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил:

·         отсутствие принуждения;

·         продуманная система поощрений и порицаний;

·         организационная и содержательная поддержка со стороны учителя;

·         четкий инструктаж;

·         владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися;

·         стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

 Существуют и временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.

В рамках применения групповой работы с младшими школьниками  эффективным является  использование  игровых методик,  включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Стоит также отметить, что групповая работа может быть действительно эффективной  только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку, заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента, знакомства с иллюстративным материалом, рассказа учителя или сообщения одноклассника, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые затем  распределяются для работы между микрогруппами. Распределение можно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы», по аналогии с игрой в фанты и т.д.).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в данной  учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и организация деятельности. В первом случае учащиеся рассказывают, демонстрируют или объясняют одноклассникам небольшой фрагмент рассматриваемой темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Важно, чтобы она не перерастала в лекцию, поскольку в этом роль ученика в этом случае сводится преимущественно к пассивному восприятию информации, а это не способствует  повышению мотивации к обучению и снижает его эффективность, особенно с учетом возраста обучающихся. Для организации беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Репродуктивная беседа предполагает сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование учебной деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися. Полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.  Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Однако необходимо помнить, что максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах данной деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен определенной творческой группе.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарём способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создание точных, понятных, грамотных формулировок. Целесообразно включать в работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point).

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, ставить задачи, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, находить оптимальный способ решения проблемы.

 

На уроках ОРКСЭ учащиеся выполняют различные творческие задания - проекты: рисунки, сочинения, устные рассказы, подбор пословиц, сказок, продолжение. - презентация.

Предмет  ОРКСЭ  можно проводить и в  нетрадиционной  форме. Это могут быть: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки  -  творческие лаборатории и круглые столы,  праздники, уроки-выставки и презентации.

   Он  способствует  развитию  навыков  общественной  жизни,  коллективной деятельности учащихся. Задача учителя – создать условия для возникновения интереса  к  знанию  культуры  и  основ  религии  народов  России, познавательной  и  творческой  деятельности.  Научить  школьников  видеть  и понимать объекты, явления, научить их вести посильную исследовательскую работу (наблюдения, поиск, опыты), собирать материалы, классифицировать, сопоставлять  их;  пользоваться  различными  источниками  информации.

 Метод проектов уникален, так как ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он эффективен, так его структура естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности, и направлен на получение практического результата. 

На  занятиях  для  каждого  ребенка  всегда найдется  проект  по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства.

Поэтому  советую  при организации  работы  по  развитию  творческих  способностей  детей младшего  возраста на уроках ОРКСЭ:

-  как можно больше игровых моментов и групповых форм работы;

-  как можно меньше письменных заданий;

-  как можно больше наглядных материалов;

- организация  заданий  по  рисованию,  творческие  работы, тематические выставки;

-организация ситуаций успеха, поощрения;

-  не подавлять инициативу детей в угоду дисциплине.

      Необходимо  использовать  загадки  и  сказки  в  учебном  процессе, применять  вербальные  методы  (образ  крылатого  выражения; исключи лишнее слово; словесные  тесты;    восстанови  надпись;    кроссворды, кроссворд – наоборот, ребусы и т. д.),

Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий другим.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является не только требованием современной методики, но и обеспечивает ориентацию обучения на интересы и возможности сегодняшних школьников. Грамотное использование ИКТ-технологий помогает, кроме того, оптимизировать процесс обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ-технологий на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Если подготовленные методистами пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель получает возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры, принадлежащим той или иной религиозной культуре,   позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Ключевым принципом отбора для любой презентации по той или иной теме должен быть принцип репрезентативности:  рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты изучаемой культуры. При этом мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом -  на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на общую концепцию урока. При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод -  выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают лишь в качестве одного из возможных средств обучения; их использование должно быть мотивировано необходимостью и целесообразностью. Безусловно, важно заботиться о соблюдении санитарных норм при работе с компьютером.  Кроме того, педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета. Учитывая специфику курса, это приобретает особенно важное значение, поскольку Интернет перенасыщен материалами, способными сформировать искаженное, превратное, негативное представление о многих религиозных культурах (напр., об исламе). В связи с этим целесообразным представляется ориентировать детей и их родителей на работу с рекомендуемыми  сайтами, в безопасности которых для духовного здоровья обучающихся нет оснований сомневаться.

Неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ является домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса. Задания этого типа  при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены на протяжении курса.


 

Доклад на РМО по ОРКСЭ на тему «Формы и виды организации учебной деятельности на уроках

Доклад на РМО по ОРКСЭ на тему «Формы и виды организации учебной деятельности на уроках

С 2012 года во всех образовательных учреждениях

С 2012 года во всех образовательных учреждениях

Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником

Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником

Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера

Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений

Необходимо использовать загадки и сказки в учебном процессе, применять вербальные методы (образ крылатого выражения; исключи лишнее слово; словесные тесты; восстанови надпись; кроссворды, кроссворд – наоборот,…

Необходимо использовать загадки и сказки в учебном процессе, применять вербальные методы (образ крылатого выражения; исключи лишнее слово; словесные тесты; восстанови надпись; кроссворды, кроссворд – наоборот,…

Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме

Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2022