Выступление на педагогическом совете "Методика преподавания курсов внеурочной деятельности"
Оценка 4.7

Выступление на педагогическом совете "Методика преподавания курсов внеурочной деятельности"

Оценка 4.7
docx
28.05.2024
Выступление на педагогическом совете "Методика преподавания курсов внеурочной деятельности"
Методика преподавания курсов внеурочной деятельности.docx

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

 

«Методика преподавания курсов  внеурочной деятельности»

 

Реализация любого вида внеурочной деятельности в современных условиях требует от педагога разнообразия современных методов и форм организации занятий. Задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось приходить после уроков.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков и превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. 

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных традиций, воспитание и социализация духовно-нравственной личности.

Принципы организации внеурочной деятельности:

·                         ·       соответствие       возрастным       особенностям       обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

·                         · опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

·                                 · опора на ценности воспитательной системы школы.

·                         ·   свободный  выбор  на   основе  личных  интересов  и   склонностей ребенка.

Педагоги, отбирая формы, методы и приемы должны руководствоваться интересами детей, социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, к результатам образовательной деятельности.

 

Методы организации внеурочной деятельности школьников.

Существуют различные классификации методов. Остановимся на такой группе методов организации и осуществления внеурочной деятельности как - словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).

Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция,  беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.

 

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию (плакаты, таблицы, картины, макеты, муляжи) и демонстрацию (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач, наглядных пособий, компьютерных продуктов).

К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры.

Отдельно выделим метод проектов, который является универсальным, пронизывает все направления ВУД и сочетает в себе все ранее названные методы.

Все эти методы используются в той или иной степени в зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности школьников.

Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет и расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.

 

Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

 

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности - наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом. Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства.

Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление, поддержка и развитие творческой одаренности.


Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство». Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства.

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.

Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям.

 

Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады,

праздники,   классные   часы,   спортивные   и    оздоровительные   акции   в

окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.

Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально- моделирующие игры.

Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.

Общеинтеллектуальное направление: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.

Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово- развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.

 

Массовые, групповые и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности. Соответствие образовательных форм уровню результатов внеурочной деятельности.

Воспитательные   результаты   внеурочной   деятельности   школьников распределяются по трём уровням.

 

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма, свои методы.

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами и методами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными.

Например, этическая беседа даст только понимание школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). А вот участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно- ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Необходимо помнить, что результаты должны достигаться последовательно, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями.

Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня.

В помощь организаторам внеурочной деятельности выпущен методический конструктор. Его авторами являются Д.В.Григорьев и П.В.Степанов.

Он основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности и может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в

их      распоряжении      ресурсов,      желаемых     результатов,     специфики образовательного учреждения.





 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры

К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры

Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного…

Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного…

Массовые, групповые и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности

Массовые, групповые и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде

Его авторами являются Д.В.Григорьев и

Его авторами являются Д.В.Григорьев и

Выступление на педагогическом совете "Методика преподавания курсов внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете "Методика преподавания курсов внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете "Методика преподавания курсов внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете "Методика преподавания курсов внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024