ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«Методика преподавания курсов внеурочной деятельности»
Реализация любого вида внеурочной деятельности в современных условиях требует от педагога разнообразия современных методов и форм организации занятий. Задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось приходить после уроков.
Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков и превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных традиций, воспитание и социализация духовно-нравственной личности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
· · соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
· · опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
· · опора на ценности воспитательной системы школы.
· · свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Педагоги, отбирая формы, методы и приемы должны руководствоваться интересами детей, социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, к результатам образовательной деятельности.
Существуют различные классификации методов. Остановимся на такой группе методов организации и осуществления внеурочной деятельности как - словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).
Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция, беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию (плакаты, таблицы, картины, макеты, муляжи) и демонстрацию (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач, наглядных пособий, компьютерных продуктов).
К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры.
Отдельно выделим метод проектов, который является универсальным, пронизывает все направления ВУД и сочетает в себе все ранее названные методы.
Все эти методы используются в той или иной степени в зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности.
Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет и расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.
Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности - наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.
Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом. Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства.
Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление, поддержка и развитие творческой одаренности.
Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).
Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство». Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства.
Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям.
Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады,
праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в
окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.
Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально- моделирующие игры.
Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.
Общеинтеллектуальное направление: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.
Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово- развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.
Массовые, групповые и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности. Соответствие образовательных форм уровню результатов внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма, свои методы.
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами и методами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными.
Например, этическая беседа даст только понимание школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). А вот участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно- ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Необходимо помнить, что результаты должны достигаться последовательно, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями.
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня.
В помощь организаторам внеурочной деятельности выпущен методический конструктор. Его авторами являются Д.В.Григорьев и П.В.Степанов.
Он основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности и может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в
их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.