Тема выступления: “Практическое изучение профессий и труда различного рода на уроках технологии и курсе внеурочной деятельности Робототехника”
Слайд 1 - Титульный
Тема моего выступления: “Практическое изучение профессий и труда различного рода на уроках технологии и курсе внеурочной деятельности Робототехника”.
Слайд 2 – Профессии, специальности, жизненный план
Выбор профессии - это второе рождение человека.
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе это представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но, чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.
Новое содержание программы предмета Технология подразумевает знакомство детей с “Миром профессий” начиная с 5 класса, начиная с которого мы знакомим детей с понятиями профессия, специальность, должность, проводим беседы с учащимися об их жизненных и профессиональных планах, и такие беседы продолжаем проводить в течении всех лет обучения в школе.
Слайд 3 – Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»
Как помочь школьнику самоопределиться, выбрать профессию по душе. На этот вопрос и отвечает профориентационная работа, проводимая с учениками на уроках технологии.
Давайте вспомним притчу: «К трем слепцам, по их просьбе, привели слона. Для того чтобы понять, как выглядит слон, они поднялись и начали его ощупывать. Один взял слона за ногу и понял что, слон похож на колонну, другой за хобот и сказал, что слон напоминает ему змею, а третий потрогал хвост и уточнил не змею, а веревку». Так и в школьной практике узкая направленность содержательного ядра образования не всегда дает возможность формировать целостную картину мира.
В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература – в мир общественных явлений, математика – в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, - мир профессий. При этом каждая профессия - это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.
В настоящее время существует более 60000 профессий. Выбор жизненного пути, профессии, – это задача со многими неизвестными.
Разумный человек не возьмется проектировать мост, если он специально этому не учился. Он понимает, что это сложная задача и цена ошибки здесь может быть очень высокой – жизни людей. Что же касается задачи о выборе профессии, то сложность ее часто недооценивают не только подростки, но и некоторые взрослые, слишком уверенно давая первые приходящие в голову советы и решения. А цена ошибок здесь тоже немалая – судьба человека.
Слайд 4 – Методы профессионального воспитания
Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Целью профессионального воспитания является личностное развитие субъекта, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни.
Слайд 5 – Формы работы по профориентации
В своей работе для достижения профориентационных целей я использую такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность обучающихся в овладении универсальными учебными действиями.
К ним относятся беседы, лекции, просмотр видеороликов о профессиях, экскурсии учащихся в образовательные учреждения и на предприятия города, виртуальные экскурсии, «активная проба сил» учащимися при демонстрация разных техник работы с материалами, выполнение основных операций по изготовлению изделий, конкурсы профессионального мастерства, посещение «ярмарок профессий».
Слайд 6 – Формы работы по профориентации
Но основной формой профессиональной ориентации всё-таки остаётся урок. Для того, чтобы данные мероприятия были эффективными, важно заинтересовать ребят, выявить их запросы и интересы, направить в нужное русло.
С внедрением ФГОС половой признак не учитывается. Девочки и мальчики могут воспользоваться возможностью выбора тем при изучении дисциплины «Технология». Поэтому выбор мальчиков может склониться в сторону темы «Технологии ведения дома», а девочки могут выбрать «Технологии создания изделий из конструктивных материалов на основе конструкторской и технологической документации».
Слайд 7 – Сайт ПроеКтория
Например, знакомя детей с профессиями, учитель дает информацию по экономике, организации, технике и технологиям производства, подсказывает пути освоения профессии. При этом, необходимо наблюдать за каждым учеником, следить за его отношением к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, так как, это важно при проведении профориентационной работы.
Слайд 8 – Практическая деятельность на уроках (9 класс)
Разумеется, содержание предмета обогащается и конкретизируется от класса к классу. Однако, работа эта эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, ее распространении, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. Стоит заметить, что весь учебник технологии пронизан информацией о производствах и связанных с ними профессиях.
Помимо этого, в 9 классе провожу множество диагностик, тестов, выявляющих уровень развития тех или иных качеств обучающихся. Это «Определение самооценки», «Определение профессиональных склонностей» на различные типы профессий, «Самооценка деловых качеств», «Выявление коммуникативных и организаторских способностей», «Определение темперамента» и др.
Затем учащимся предлагается разработать проект «Моя будущая профессия», в процессе работы над которым они выявляют свои способности и интересы, выбирают учебные заведения для дальнейшего обучения.
Слайд 9 – Практическая деятельность на уроках (8 класс)
Например, в 8 классе при изучении раздела «Электротехнические работы», в рамках данной темы при помощи профессиограммы можно осветить специфику следующих профессий - инженер-электрик, электромонтер, электротехник, электрослесарь, автоэлектрик и т.д. Более актуально знакомить с профессиограммами во время практических работ.
Слайд 10 – Практическая деятельность на уроках (7 класс)
А в 7 классе, при изучении темы “Технологии создания изделий из древесных материалов на основе конструкторской и технологической документации”, в форме беседы, во время вводного инструктажа, можно раскрыть особенности следующих профессий – мебельщик, столяр, краснодеревщик, мастер резьбы по дереву, плотник и т.д. Сделать акцент на более востребованные профессии в нашем регионе. Использование данного метода предполагает повышение информированности школьников о разнообразии рабочих профессий.
А при изучении темы “Культура труда” предлагается ознакомить с положениями и проявлениями технологической культуры на ближайшем производственном предприятии.
В 6 классе при изучении раздела «Технология изготовления швейных изделий» учащиеся знакомятся с профессией модельера-закройщика, стилиста и т.д. Сведения о профессиях целесообразно сообщать и во время практических работ в виде кратких информационных комментариев. При этом обязательно рассказывается, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях.
Слайд 11 – Выполнение проектов, участие в олимпиадах, НПК и конкурсах профессионального мастерства
Кроме того, большую роль в профориентации играет выполнение учащимися творческих проектов, участие во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии, в научно-практических конференциях и конкурсах профессионального мастерства, как муниципального, так и регионального уровней. Ученики учатся разрабатывать и защищать проекты, составлять технологические карты, развивать качества, необходимые для профессионала в любой области. В ходе работы в этих направлениях они приобретают не только практические навыки в изготовлении каких-либо изделий, но интересуются научной стороной тех или иных вопросов. Считаю, что работа в этом направлении даёт много для развития творческих способностей школьников, развивает эстетический вкус, самостоятельность в работе.
Слайд 12 – Внеурочная деятельность
Среди разнообразных занятий по интересам в школе особую важность приобретает также и внеурочная работа. На занятиях Робототехники я имею возможность создавать все условия для творческого развития у школьников специальных способностей: изобретательских, конструкторских и др.
Слайд 13 – Заключение
Убежден, чем больше практики на деле будет в учебной деятельности ребенка, тем эффективнее процесс его профориентации.
Поскольку учитель технологии имеет возможность тесного общения с учащимися на протяжении большей части их школьного детства, он может внести значительный вклад в подготовку своих воспитанников к осознанному выбору профессии, а использование системно-деятельностного подхода в профессиональной ориентации школьников поможет им в выборе своей жизненной и профессиональной траектории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.