МБОУ «Тучковская СОШ№1»
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Формирование УУД на отдельных этапах
урока русского языка.
Тема урока «Изменение имён прилагательных по падежам, 3 класс»
Учитель начальных классов: Волкова С.Н.
31 марта,2016 год
«Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС»
(из опыта работы)
Вот уже на протяжении четырёх лет на каждом уроке я внедряю новые образовательные стандарты девизом, которого является: главное не знания, а умение их добывать и ими пользоваться.
С позиций Федерального образовательного стандарта изменились и требования к уроку. Сюда входят:
-формирование предметных результатов
-формирование ууд
-создание комфортной среды
-смена видов деятельности
-учить ученика самого добывать знания
Что конкретно использую и применяю я при проектировании урока.
Ну, во-первых, урок я начинаю с мотивации.
1 слайд
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
• 1-2 минуты,
Приёмы работы: Очень важна психологическая установка на урок.Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте)
1.Рифмованное начало урока.
Я
тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
2.Начало урока с элементами театрализации. Входит Незнайка в класс.
Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать
3.С эпиграфа к уроку, пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.
Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
4.С высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока.
« Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А.Н. Толстой.
5.Постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.
• На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками.
• На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.
• Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны.
6. Погружение в урок.
Железные
избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.
Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.
(1 класс.Счёт предметов на вокзале)
На этом этапе урока формируются личностные УУД:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,
-развитие интереса к различным видам деятельности
-самоопределяются, настраиваются на урок
(Пример моего урока) Учитель: Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.
-Проверьте готовность к уроку, простые и цветные карандаши, линейки, ручки, а главное настроимся на хорошую дружную работу
1,2 слайды
-Сегодня мы отправимся на лесную опушку, где уже расцвели подснежники. Когда это бывает? Отгадайте загадку.
3 слайд
-Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: какие части речи помогают ярко и образно представить красавицу-весну?
Снег на полях растаял,
Тёплые ветры шумят,
Птиц беспокойных стаи
Солнцу навстречу летят.
Рек полноводных кипенье,
Тонких берёз белизна.
Это весны день рождения –
В гости пришла к нам весна!
(дети отвечают: имена прилагательные)
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
• 4-5 минут,
• Актуализация ЗУН и мыслительных операций
• Создание проблемной ситуации,
• Проговаривание темы и цели урока.
Приёмы работы:
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
Цель этого этапа — выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество.
Уместно на этапе самостоятельное создание учащимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течении урока). Коммуникативных УУД (принятие решения и его реализация )Предметных (использование системы научных и теоретических знаний на практике )
2.Актуализация знаний (На примере моего урока)
-Учитель: Вспомним, для чего в нашей речи используются прилагательные?
-Дети: Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.
Слайд 4
Молодая весна, молодой весны, молодую весну как вы думаете, в этих словосочетаниях имя прилагательное молодая стоит в разных падежах или в одном? ( в разных)
Сформулируйте тему урока.
Тема урока: Изменение прилагательных по падежам.
Логический диктант. (Проверка усвоения знаний об имени прилагательном)
Работа по карточкам, работа в парах
Я читаю вопрос, а дети отмечаете правильный ответ в нужной колонке, да +, нет-
Далее идёт взаимопроверка работ. Оценивание друг друга по критериям, которые на доске
III.Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения, чего ещё мы не знаем?)
• 4-5 минуты
• проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Методы: подводящий к теме диалог
Далее тему и цель урока формулируют сами учащиеся, кроме этого намечаем план действия к достижению цели.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.
Учитель: посмотрите на таблицу и расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном?
Дети: изменяется по числам и родам
Учитель: значит, что мы должны сегодня выяснить?
Дети: изменяется ли прилагательное по падежам?
В результате диалога дети должны сделать вывод, что падеж имени прилагательного зависит от падежа имени существительного.
На этом этапе урока идёт развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний, а это есть ни что иное, как формирование коммуникативных УУД,
IV.Открытие нового знания.
Этап изучения новых знаний и способов действий.
Цель: Обсуждение учебной задачи и её решения.
• 7-8 минут
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог,
подводящий к открытию знания диалог,
организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Они пытаются выразить новые правила своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и дается общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
На моём уроке дети вспомнили как изменяется имя существительное (по родам,числам,падежам) и сделали вывод, что имя прилагательное тоже изменяется по падежам и стоит в том же падеже, что и имя существительное.
Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) — а это одно из познавательных УУД. Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. При построении речевого высказывания учащимися следим за аргументацией их собственного мнения. Методисты запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»
V.Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий.
Цель: проговаривание нового знания,запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут
Способы: фронтальная работа, работа в группах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий,выполнение заданий с проговариванием.
В процессе первичного закрепления задания выполняются с комментированием, дети проговаривают новые правила.
При усвоении нового материала создаю ситуацию для открытия обучающимися нового знания. На уроках преобладают в основном методы проблемного обучения.
На уроке сначала была работа с таблицей учебника, а затем ребята сами просклоняли имя существительное.
Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще — это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е на поверхности. Для других посложнее — конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Учитель лишь ранжирует их по степени сложности.
У одних детей это повышает самооценку, других активизирует восполнить пробелы в знаниях. Таким путем формируем личностные УУД.
На моём уроке закрепление проходило в виде дифференцированной работы (по карточкам)
У каждого на парте карточки трёх цветов, разного уровня сложности. Со стихотворением о весне.
-Первый уровень белая карточка- выписать три словосочетания сущ.+ прил
-Второй уровень зелёная карточка - выписать три словосочетания сущ.+ прил, определить род и число им. прилагательного.
-Третий уровень оранжевая карточка- выписать три словосочетания сущ.+ прил, определить род , число и падеж им. прилагательного.
-Учащиеся выбрали карточку себе по силам, проверка учителем вместе с классной работой.
VI.Самостоятельная
работа с проверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль.
Этап применения знаний и способов действий.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут,
• небольшой объём самостоятельной работы ( не более 2-3 типовых заданий)
• выполняется письменно.
Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы каждый ребёнок проговаривает новое правило про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить-
всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Большое внимание уделяю самопроверке, самооценке обучающихся, обучая их по предложенному алгоритму оценивать результаты выполнения задания. Перед началом работы, ознакомившись с заданиями применяю шкалу прогнозирования результата выполнения задания. Иногда при этом применяю сигнальные карточки: кр, зел, син. цветов. После чтения задания спрашиваю, какой результат выполнения вы планируете получить. Те, кто поднял синюю карточку( не знаю), работа ведётся индивидуально. Также сравниваем результаты своей деятельности с образцом, самостоятельно находим ошибки, определяем их причины и находим способы их исправления. Всегда даю шанс исправить ошибку, показываю, что ошибка это нормально – главное уметь учиться на ошибках.
Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов
Личностные:
формирование самооценки и взаимооценки
определение границ собственного знания или «незнания»
VII.Включение нового знания в систему знаний. Повторение.
• 7-8 минут
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие,
• Затем выполняется упражнение, в котором новое знание используется с изученным ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
Регулятивные,
контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
VIII. Рефлексия деятельности (Итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Где можно применять новые знания?
Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются домашнее задание и рефлексия. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности. Рефлексия — ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач. Здесь я использую метод незаконченного предложения.
Не скупимся на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваем успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:
-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.
-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец…
-У вас на партах подснежники, раскрасьте лепестки цветка, в зависимости от того, как вы работали на уроке:
Зелёным - если ты работал хорошо и продвинулся вперёд,
Жёлтым - если ты работал, но не всё получилось,
Красным - если ты приложил мало усилий, поэтому не понял.
Личностные: формирование самооценки и взаимооценки, |
осознание обучающимися своей учебной деятельности..
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.
Давайте детям ясные инструктажи по выполнению заданий. Точно ставьте учебные вопросы, добиваться исчерпывающих ответов. Постоянно обучайте детей формулировать вопросы.
Профессионально работайте с целями. Ясно понимайте, для чего учащиеся выполняют то или иное задание. Продумывайте цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы; «дерево» целей урока - общие, т.е. цели всего урока, оперативные - его частей/эпизодов, отдельных заданий и т.д. Помните, что правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого/желательного результата, заданная в формате анализа . Регулярно сообщайте (выводите) цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завершайте их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока относительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учеников.
Доводите плотность уроков до оптимального уровня за счёт более глубокого планирования, дифференциации и индивидуализации. Используйте таймеры/часы для формирования у детей «чувства» реального времени.
Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа, где происходит обучение умению договариваться, умению аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умению сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.