Выступление на педсовете по теме «Урок как форма организации обучения в школе»
Оценка 4.9

Выступление на педсовете по теме «Урок как форма организации обучения в школе»

Оценка 4.9
docx
19.02.2020
Выступление на педсовете по теме «Урок как форма организации обучения в школе»
Урок.docx

ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Выступление на педсовете по теме «Урок

как форма организации

обучения в школе»

 

Тараторкина Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы                                           

                                    2017г.

Урок как форма организации обучения в школе

Урок — это форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Таково самое распространенное его определение. Оно устраивает многих, потому что оно достаточно просто и понятно показывает место урока в системе образования. Рассмотрим, что именно урок организует в системе образования?

     Сфера образования — это в основном школа. В школе осуществляется обучение и воспитание детей, подростков и раннего юношества. Учебно-воспитательный процесс включает в себя обучение и внеклассную воспитательную работу. Речь идет только о процессе обучения. Этот процесс растянут во времени и пространстве, в нем большое количество участников, сложное, емкое и периодически меняющееся содержание, методы и средства воспитания и обучения. Управлять этим процессом, без структуризации, практически невозможно.В этом состоит главная организационная функция урока, его основное назначение.Поэтому он и относится к формаморганизации процесса обучения как составная часть всего учебно-воспитательного процесса школы.Из-за такого структурирования учебно-воспитательного процесса наше школьное образование определяется как предметно-классно-урочная система. Попробуйте представить себе, что завтра урок будет «снят с производства», и учителю предложат в свободном режиме обучать детей. Трудно даже вообразить себе, что будет, если его не заменят другой, не менее эффективной формой организации обучения. А ведь такие эксперименты проводились, и такое предлагали особо речевые реформаторы нашего образования в конце восьмидесятых — начале девяностых годов. Но, безуспешно. Все возвращалось на круги своя.

Урок есть форма организации педагогического процесса на самом уроке. Дело в том, что педагогический процесс имеет свою четкую, выверенную временем структуру. В него входят такие компоненты, как педагогические цель, принципы, содержание, методы, средства и формы его организации. В этом перечне компонентов последний из них — завершающий. Он объединяет все предыдущее в единое непротиворечивое целое. У урока есть свои специфические цели, опорные принципы, свое содержание, методы и средства работы с ним, отличающие его от других форм организации педагогического процесса, скажем, на экзамене, консультации или практике. Педагогический процесс по педагогической насыщенности и своеобразию всегда зависит от формы протекания.

Какими бы ни были цели, форма просто обязывает учителя подобрать такие принципы, содержание, методы и средства, чтобы их достичь. Учитель это отбирает, исходя из своих возможностей. Урок логически все «расставляет» на свои места, «соотносит» между собой компоненты, «дозирует», «корректирует» их и т.д. Делается все это с помощью методической структуры урока. Благодаря особой внутренней организации педагогического процесса урок отличается от других организационных форм обучения.

Таким образом, урок является организующим средством для всего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой, в том числе и на уроке.

Сущность урока кроется в том, что с помощью него организуется процесс познания детьми окружающего мира. В этом его самое высокое назначение. В разных источниках, начиная от учебников педагогики и заканчивая частными исследованиями по уроку, можно встретить такие его определения: урок есть форма организации процесса познания учащимися действительности; форма организации процесса познания учителем действительности; процесс целенаправленного взаимодействия этих двух познавательных процессов. Кратко остановимся на каждом из них.

Урок как форма организации процесса познания учащимися действительности. Главное здесь — процесс познания действительности учащимися через освоение определенных учебных дисциплин (предметов). Этот процесс тоже структурирован. В него входят те действия, с помощью которых учащийся воспринимает материал урока, осознает его, запоминает, использует. В свою очередь, эти действия опираются на активную психическую деятельность — ощущения, восприятия, мышление, память, внимание, воображение — и одновременно направлены на их развитие. Без квалифицированной помощи учителя эти процессы у ученика по отношению к предмету познания протекали бы стихийно и были бы неполными, фрагментарными, неточными, случайными. Они не обеспечили бы действительно глубокого, объективного и полного усвоения темы, проблемы или вопроса. Учитель организует этот процесс посредством специального объяснения, показа, повторения, уточнения, использования и контроля.

В первобытном обществе не было уроков, познание действительности человеком шло стихийно. Знания и умения передавались из уст в уста, из рук в руки, т.е. путем прямого показа, личного примера, упражнения и усвоения по принципу «делай, как я». Накопление знаний шло медленно, зачастую оно было неточным и даже ошибочным.

В этот период человечество развивалось значительно медленнее. Но вот появились мифология, символика, атрибутика и ритуалы. А это уже так называемое свернутое знание: один символ мог очень много значить и содержать в себе массу исторических и практических сведений. Научившись обобщать знания, люди вплотную подошли к проблеме предварительной подготовки молодежи к взрослой жизни: знания ритуалов, церемоний, символов, атрибутов и своей истории надо было раскрывать, их надо было уже специально осваивать новым поколениям. Так появились «молодежные дома», где наряду с практическими умениями стрелять, охотиться, варить, выделывать шкуры, надо было постигать и овладевать сложной символикой жизни общины. Возникло образование как целенаправленная и организованная передача опыта одного поколения другому. Постепенно люди отрабатывали умения обобщать, хранить и передавать знания о действительности. Знания накапливались, что порождало потребность в специальных умениях их передавать, им обучать, и появились педагоги. Урочная система обучения зародилась еще у древних греков и римлян. Затем она была усовершенствована в монастырских школах Европы и в конце XVI — начале XVII века была осмыслена и описана как форма организации обучения.

Более четкая и управляемая организация познавательного процесса была потребностью людей. С ее помощью уплотнялось знание, ускорялось его освоение, к этому процессу подключалось все больше и больше детей и специально подготовленных педагогов.

Этот краткий экскурс в историю нужен для того, чтобы напомнить учителю: начальное и главное назначение урока — организовывать познавательный процесс ребенка, стимулировать его, направлять и развивать. И если на уроке дети не задают вопросов, учат материал ради отметок или похвалы, значит, у них познавательный процесс приглушен, не востребован или направлен совсем на другой предмет познания, а не на изучаемый в классе. Это также значит, что для такого ребенка урок проходит впустую, а может и хуже того — воспитывает в нем человека, не способного адекватно и творчески жить в этом мире.

Урок есть форма организации познания действительности самим учителем. Это очень важный момент в обучении. Действительно, обращаясь каждый раз к одному и тому же материалу, учитель его перестраивает, находит новое содержание, новую логику изложения, накапливает опыт более доходчивого и прямого способа его освоения учащимися. Так что у нормального учителя утомительных повторов просто не бывает. Учитель углубляет познание предмета, вскрывает новые связи и отношения, вырабатывает новые оценки. Не зря родилась школьная шутка об учителе, уставшем повторять непонятливому ученику одно и то же: «Я уже понял, а ты еще нет». В этой шутке есть доля истины — многократное повторение позволяет «проникать» в материал, видеть его по-разному, отвлекает от установки, приближая к истине. Но главное здесь состоит в перестройке учителем содержания материала, методов подачи, отношений сучащимся. К тому же из года в год учитель начитывает новый материал по своему предмету, накапливает его, включает в процесс преподавания. Новый материал могут давать и любознательные читающие ученики. Все это делается на уроке и ради урока.

К тому же учитель по отношению к своим воспитанникам всегда исследователь. Он непрерывно изучает учащихся их характеры, интересы, учебные возможности и многое другое Ученик для учителя — постоянно присутствующий и всегда новый объект познания. Наконец учитель рефлектирует свою деятельность, оценивая ее успешность. Познание самого себя и своей деятельности — залог роста и развития мастерства и путь к успеху.

Так что у учителя на уроке процесс познания не менее сложен и важен, чем у ученика. И его тоже надо организовывать, находить ему место и время, дозировать, включать и соотносить с процессом познания учащихся.

Школе нужен познающий учитель. Субъективация позиции самого учителя на уроке происходит именно благодаря развитому и развивающемуся познавательному процессу.

Урок есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух познавательных процессов  учителя и ученика. Мы бы сказали, такого взаимодействия, при котором один процесс переходит в другой при смене ведущего. Если учитель умеет организовать такое взаимодействие к полному познанию предмета изучения, это учитель высшего пилотажа. Вся красота и правда урока кроется именно в этом. Внешне этот процесс взаимного перехода познавательных процессов от учителя к ученикам и обратно выглядит как движение от незнания к знанию, от малого и неточного знания к большему и белее точному знанию. Наблюдения уроков дают обильный материал для выявления этих ситуаций.

Подведем итог сказанному. Урок в школе выполняет массу организационных функций и потому является формой организации образовательной деятельности по многим направлениям. Во-первых, с помощью урока упорядочивается весь учебно-воспитательный процесс, в него вносится структурно обоснованное число участников, содержание образования и время его освоения. Во-вторых, урок способствует особой организации педагогического процесса внутри него самого, помогая учителю целенаправленно сводить в целостное единство все его компоненты. В-третьих, урок организует познавательные процессы учителя и ученика их взаимодействие. С помощью последовательной смены познавательных актов, совершаемых участниками урока, организуется движение от незнания к знанию и от знания к незнанию, движение, составляющее суть процесса познания в обучении.


 

ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с

ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с

Урок как форма организации обучения в школе

Урок как форма организации обучения в школе

Педагогический процесс по педагогической насыщенности и своеобразию всегда зависит от формы протекания

Педагогический процесс по педагогической насыщенности и своеобразию всегда зависит от формы протекания

Они не обеспечили бы действительно глубокого, объективного и полного усвоения темы, проблемы или вопроса

Они не обеспечили бы действительно глубокого, объективного и полного усвоения темы, проблемы или вопроса

Этот краткий экскурс в историю нужен для того, чтобы напомнить учителю: начальное и главное назначение урока — организовывать познавательный процесс ребенка, стимулировать его, направлять и…

Этот краткий экскурс в историю нужен для того, чтобы напомнить учителю: начальное и главное назначение урока — организовывать познавательный процесс ребенка, стимулировать его, направлять и…

Так что у учителя на уроке процесс познания не менее сложен и важен, чем у ученика

Так что у учителя на уроке процесс познания не менее сложен и важен, чем у ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020