Выступление на педсовете
Тема педсовета: «Панорама деятельности работы классных руководителей в рамках воспитательной работы школы при УИН».
Тема выступления: «Развитие познавательных интересов учащихся через деловые и познавательные игры». (13.01.23, учитель – Е.А. Терентьева)
Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человеком
лишь тогда, когда он играет.
Ф.Шиллер
Находясь на территории исправительного учреждения, школа призвана работать в пенитенциарном режиме, то есть выполнять не только образовательные функции, но и способствовать нравственному возрождению личности. Особенность школы закрытого социума заключается в том, что ученики как бы существуют в двух пластах: осужденные исправительного учреждения и учащиеся школы. Задача обоих учреждений едина: «...формирование у них (осуждённых) уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития и стимулирование право-послушного поведения» (УИК РФ ст.9 ч.1). В этих условиях воспитательные функции, безусловно, превалируют над общеобразовательными.
Основная проблема, с которой сталкиваются в своей работе учителя школы при исправительной колонии – особый контингент обучающихся, для большинства из которых характерно отсутствие:
- успеха в жизни, в деятельности;
- учебных, научных, профессиональных интересов;
- убежденности в необходимости получения (завершения) базового общего образования;
- высокого уровня умственной деятельности,
- соответствующих волевых качеств к умственной деятельности,
- достаточных навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
Наличие:
- обеднённых идеалов и ценностей, преобладание узколичных материальных потребностей,
- многолетних перерывов в получении образования (у некоторых свыше 10 лет),
- больших пробелов в знаниях.
Переводя на язык новых образовательных стандартов, для наших учеников характерно: отсутствие сформированности
• ЛИЧНОСТНЫХ УУД самоопределения;
• ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ общеучебных УУД;
• ЛИЧНОСТНЫХ УУД смыслообразования;
• ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ логических УУД,
• РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД волевой саморегуляции,
• ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД постановки и решения проблемы;
• КОММУНИКАТИВНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ УУД нравственноэтического оценивания;
• ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД.
Вся система работы нашей школы направлена на поиск оптимальных путей решения проблемы ресоциализации наших подопечных. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Именно интерес положительно воздействует на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воли, интеллектуальной активности.
Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество различных трактовок:
· Интерес выступает как избирательная наблюдательность человека, его внимания (т. Рибо, Н. Ф. Добрынин), его мыслей, помыслов (С. Л. Рубинштейн).
· Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной ответственности (Е. К. Строиг, С. Л. Рубинштейн).
· Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер) и как своеобразная чувствительность ребенка (Ш. Бюлер).
· В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий (английский словарь психологических терминов).
· Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л. А. Гордон).
· Интерес – это структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюлер).
· Интерес – это активное познавательное (В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов), эмоционально-познавательное (Н. Г. Морозова) отношение человека к миру.
· «Это специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его неизменного значения и эмоциональной привлекательностью» (А. Г. Ковалев).
Познавательный интерес представляет собою сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется:
· активный поиск;
· догадка;
· исследовательский подход;
· готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:
· эмоции удивления;
· чувство ожидания нового;
· чувство интеллектуальной радости;
· чувство успеха.
В этом своеобразном сплаве психических процессов, важнейшим элементом является волевое усилие. Самыми характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижения и постановки задач на пути познания.
Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.
Итак, познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Проблема развития познавательной активности учащихся не нова, но по-прежнему
актуальна. Наряду с реализацией учебно-воспитательных задач на занятиях, в первую очередь, стоит вызвать и развить у учащихся стойкий познавательный интерес. Для этого педагоги широко используют различные методы и методические приёмы. Поэтому использование игровых технологий я считаю одной из эффективных приемов развития познавательных интересов. Игровые технологии занимают важное место в воспитательном процессе, так как они не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:
- правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает обучающимся, выработать речевые умения и навыки;
- игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес;
- игра — один из приёмов преодоления пассивности обучающихся.
Игра уже давно используется как средство возбуждения интереса к изучению чего-то
нового. Эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация позволяют усвоить значительный объём информации, углубить и систематизировать знания. Непременным
условием при этом является органическая связь игры с содержанием материала занятия.
Выделяются следующие виды игр: - интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры); - эмоциональные (игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы); - регулятивные (настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования,); - творческие (игры-конкурсы, музыкально-хоровые, игра-труд, театрализованные.); - деловые (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия)
1.Деловая игра - это прием обучения, при котором обучающиеся в упрощенном виде воспроизводят производственные ситуации и принимают решения.
Актуальность деловой игры, как одной из активных форм организации деятельности обучающихся, именно в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию.
§ Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой – либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитирующих процессов и объектов.
§ Операционные игры. Они помогают обрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
§ Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функции и обязанностей конкретного лица.
§ Деловой театр – разыгрывается какая – либо ситуация, поведения человека в этой обстановке.
Функции деловых игр:
-развлекательная (это основная функция игры -
развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других
видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание
в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных
ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм
человеческого общежития.
Достатки деловой игры:
v игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
v несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
v идет передача опыта старших поколений младшим;
v способствует использованию знаний в новой ситуации;
v является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
v способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
Недостатки деловой игры:
v сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
v подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
v увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
v невозможность использовать на любом материале;
сложность в оценке обучающихся.
Деловая игра используется для:
¢ решения комплексных задач;
¢ усвоения нового;
¢ закрепления материала;
¢ развития творческих способностей;
¢ формирования общественных умений;
¢ понимания и изучения учебного материала с различных позиций.
Деловая игра, как форма работы с обучающимися, с одной стороны, своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность обучающегося и его развитие, и саморазвитие, а с другой – является практико-ориентированной, т.к. призвана активизировать деятельность ученика и помогать решать задачи, которые способствуют достижению успехов в какой - либо ситуации.
2.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА –вид игры, основывающийся на применении играющими своего интеллекта и/или эрудиции; индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления (часто – в условиях ограниченного времени и соревнования).
Интеллектуально-познавательные игры ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, интеллектуальной реакции, вызывают интерес к познавательному общению, развивают внимание, вырабатывают привычку сосредоточиваться, мыслить самостоятельно и т.д.
ЗАДАЧИ интеллектуально-познавательных игр:
- развитие творческих способностей;
- развитие любознательности и познавательного интереса;
- развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие умения применять на практике полученные знания;
- - воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества;
- - развитие коммуникационных способностей;
- - формирование навыков исследовательской и проектной деятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ интеллектуально-познавательных игр:
- По игровому действию: предметные, словесные, компьютерные (кроссворды, анаграммы, шарады и т.д.)
- По количеству участников: индивидуальные, парные, командные и массовые.
- По игровой цели: соревновательные и интерактивные, пространственные и комбинаторные, логические.
Этапы проведения: обсуждение игры, подготовка игры, проведение игры
Алгоритм построения: начала игры, основная часть, заключительная часть.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ: компетентность ведущего;
- 70 % вопросов на основе изученного материала;
- интересно сформулированные вопросы; основанные на общедоступных знаниях;
- компетентность жюри;
- дополнения для усиления игрового колорита;
- интересные сюжет игры, разнообразные конкурсные задания;
- художественное, музыкальное оформление, применение мультимедиа технологий;
- наличие призов.
В ходе игры, обучающиеся учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля и характер.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. А.Франц
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.