Выступление на районном семинаре "Организация работы Совета профилактики в МАОУ СОШ п. Рыбачий"

  • Документация
  • docx
  • 10.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация работы Совета профилактики.docx

 

Организация работы совета профилактики

 в МАОУ СОШ п. Рыбачий (Назарова Ю.В.)

 

Прежде, чем говорить о Совете профилактики, давайте  решим, что мы понимает под этим понятием.  ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", трактует понятие профилактики правонарушений, как  «меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений, заключающиеся в целенаправленном, предупредительном воздействии на лиц с антиобщественным поведением, как в их собственных интересах, так и в интересах общества, а также направленные на снижение у лиц риска стать жертвами преступных посягательств».

    Организация работы Совета профилактики в школе  на сегодняшний день одна из наиболее востребованных и пропагандируемых форм работы.  В нашем районе с начала учебного года решен вопрос о единообразии работы данного органа  школьного самоуправления, а посему  единообразие в документации и организации  работы данного Совета в школах района должно осуществляться согласно положению.

Давайте еще раз вспомним,  на основании каких нормативных документов создается и функционирует Совет профилактики.

В каждом  Положении документы располагаются в порядке подчиненности

 Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ,

ü  Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

ü  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195- ФЗ;

затем идут федеральные законы:

ü  ФЗ № 120-99 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности   и правонарушений несовершеннолетних";

ü  ФЗ № 124-98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации»

ü  ФЗ № 273.  «Об образовании в Российской федерации»

Ведомственные приказы и положения, а так же  законодательные, нормативные и  правовые акты субъекта РФ.

ü  Уставом общеобразовательного учреждения, постановлениями и

ü  Положением «О Совете профилактики».

 Совет действует на основе принципов гуманности, демократичности и конфиденциальности полученной информации, разглашение которой могло бы причинить моральный, психологический или физический вред несовершеннолетнему. Совет профилактики призван координировать действие педагогического коллектива с работой других субъектов профилактики правонарушений, работающих с детьми и подростками.

Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, от которого следует ожидать совершения правонарушения, либо его ближайшее окружение в целях предупреждения совершения правонарушений со стороны указанных лиц, а также устранения (минимизации, нейтрализации) причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению.

Главные задачи Совета профилактики

ü  разработка и осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающегося;

ü  изучение психолого -медико-педагогических особенностей личности учащегося и  условий его  жизни;

ü  выявление причин и условий, способствовавших совершению учащимся проступков и  противоправных деяний, а также принятию мер к их устранению;

ü  выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении у учащихся и своевременное оказание  им социальной помощи.

ü  оказание поддержки семье и взаимодействие с ней в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

К основным направлениям деятельности Совета относятся:

ü  просвещение – формирование у обучающихся, и их родителей (законных представителей), у педагогических работников потребности в расширение юридической, медицинской, социальной, психолого-педагогической базы знаний; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

ü  профилактика – реализация комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков, входящих в Программу профилактики; предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся, разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; постановка учащихся на учет в КДН, ВШК и снятие с учета; постановка на учет неблагополучных семей;

ü  диагностика – углубленное социально-психолого-педагогическое изучение проблемных детей и неблагополучных семей на протяжении всего периода обучения ребенка в школе; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, воспитании и социальной адаптации;

ü  консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах воспитания и обучения посредством социально-психолого-педагогического консультирования;

ü  коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности учащегося, осуществляемое на основе совместной деятельности специалистов Совета и других компетентных лиц;

анализ – изучение результатов работы Совета.

Состав Совета профилактики.

           Состав Совета формируется директором школы и утверждается приказом. Совет состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов совета. Членами Совета могут быть заместители директора, классные руководители, педагоги, социальные педагоги, психологи, представители родительской общественности, органов ученического самоуправления, представители органов внутренних дел и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Порядок  реорганизации и ликвидации, утверждение персонального состава определяются администрацией учебного заведения.

Порядок работы Совета

Совет совместно с администрацией ОУ разрабатывает план профилактики и организует его реализацию. Рассматривает и утверждает планы по направлениям работы, вносит свои коррективы и осуществляет контроль за их исполнением. Получает информацию о случаях проявления конфликтного, негативного и криминального характера в поведении обучающихся, негативного влияния на них родителей или других лиц, сообщения из правоохранительных органов, КДН, органов здравоохранения.  А затем организует проверку полученных сведений, принимает меры для нормализации конфликтных ситуаций, примирения сторон или поручает провести проверку и подготовить заключение о постановке учащегося на ВШК и на учет КДН.  Выносит решения о постановке или снятии с ВШК, а также ходатайствует  о снятии с учета в КДН.  Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. Заседание Совета в течение трех дней со дня его проведения оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем Совета. Протоколы заседаний Совета номеруются с начала учебного года и хранятся у председателя Совета в сейфе вместе с картотекой, состоящих на ВШК.

  Конечно, один из самых спорных вопросов по данной теме-  как часто проводятся заседания Совета. Мое мнение- 1 раз в 2 месяца (конечно, необходимо учитывать контингент учебного заведения), количество лиц, состоящих на внутришкольном контроле.

На ВШК могут быть поставлены учащиеся:

1.        Употребляющие психоактивные вещества; 

2.        Состоящие на учете в КДНиЗП за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений; 

3.        Безнадзорные или беспризорные;

4.        Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

5.        Систематически опаздывающие и пропускающие занятия без уважительной причины (15 - 30% учебного времени); 

6.        Безответственно относящиеся к учебе (систематическое невыполнение домашнего задания, неуспеваемость, повторный год обучения); 

Подтверждение основания постановки на ВШК:

1.                                Сообщение из КДН, постановление КДНиЗП;

2.                                Сообщение из органов опеки и попечительства;

3.                                Решение  педагогического совета ОУ;

4.                                Решение Совета профилактики, основанное на служебных записках учителей, классного руководителя.

О дате, времени и месте проведения заседания Совета Профилактики приглашенные законные представители и несовершеннолетние уведомляются письменно  не позднее чем за 3 дня. В приглашении указывается причина вызова на ВШК.   На заседание ВШК могут быть приглашены  представители субъектов профилактики, проводящих работу с указанным учащимся или его семьей.

           В день заседания секретарь  обеспечивает членов Совета необходимыми материалами (сообщения, постановления и т.д.), нормативными документами. В случае рассмотрения  материала впервые, необходимо письменно предупредить учащегося и его законного представителя о постановке на ВШК (если такое решение будет принято). В ходе рассмотрения материала, ведется протокол беседы, а по итогам рассмотрения озвучивается совместно принятое решение.

            Хочу озвучить свое мнение по поводу рассмотрения  вопроса о постановке на контроль. Внутришкольный контроль не панацея, лучше от этого ребенок не будет, а провести ряд таких мероприятий, как:

ü  изучение личности с помощью классного руководителя;

ü  работа с психологом;

ü  выявление интересов и организация досуга;

ü  организация работы силами службы социальной помощи семье и детям района;

ü  привлечение к работе в волонтерском движении школы;

ü  посещение по месту жительства;

ü  доверительные беседы с друзьями и одноклассниками;

ü  беседы с родителями;

ü  оказание помощи в устранении пробелов в знаниях по отдельным предметам;

ü  повышение уровня самооценки.

Как правило, после такого комплекса мероприятий устраняются условия совершения правонарушения и зачастую отпадает необходимость  рассмотрения вопроса на заседании СП. В то же время обязательны к рассмотрению, постановление КДНиЗП, и в этих случаях социальный педагог (если такой имеется, или педагог отвечающий за работу СП) сообщает уже о проделанной  работе и предлагает свои меры по стабилизации положения.

                К сожалению, современное делопроизводство по-прежнему  в большей степени бюрократично, поэтому мною разработаны бланки для облегчения организации работы социального педагога ( см.флешку).

Снятие учащихся с ВШК  происходит при наличии стабильных (на протяжении от полугода до года) положительных тенденций в их учебе, поведении и взаимоотношениях с окружающими так же по решению Совета профилактики, о чем учащийся и его законный представитель  так же уведомляются письменно.