Реализация обновленного ФГОС 2021 года
в группе продленного дня 2-Д класса
31 мая 2021 года Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Обновленные стандарты фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. Новое понятие «функциональная грамотность» вошло в состав государственных гарантий качества образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, школьники должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале обучающиеся перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши уроки»?
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности. Воспитательные мероприятия в ГПД направлены на развитие познавательной активности младших школьников; на организацию исследовательской деятельности во время прогулок; на создание комфортной, благоприятной и позитивной обстановки; на формирование культуры здоровья.
В наше время на сознание детей оказывают большое влияние различные средства массовой информации: телевидение, интернет и видео компьютерной индустрии. Очень резко снижен уровень чтения художественной литературы. Ограничен круг общения со сверстниками, дети не хотят участвовать в детских общественных организациях. Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Такая возможность представляется в ГПД. Группа продлённого дня – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
В группе проводятся интеллектуально-познавательные беседы, игры, конкурсы, викторины. Во время занятий дети играют, общаются, познают что-то новое. Все эти мероприятия способствуют развитию коммуникативных умений и навыков учащихся: высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, развивать речь, обогащать словарный запас.
Проводятся и индивидуальные беседы с детьми, при которых ребенок может поделиться своими проблемами. По мере возможности стараюсь обсудить причины плохого поведения и вместе сделать соответствующие выводы.
Большое внимание уделяю досуговой деятельности детей. В свободное время объединяются и чередуются различные виды деятельности: рисование, работа с раскрасками, работа с бумагой и другими материалами; а также настольные развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, находить ошибки и недостатки. В условиях занимательной развивающей игры дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся позитивное настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
В ГПД ежедневно проводятся прогулки – это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, друг с другом в более естественной обстановке, что помогает детям сбросить накопившуюся усталость и восстановить свои силы. Подвижные игры, которые организуются во время прогулки, способствуют развитию физической силы, ловкости, организованности, внимательности, умению договариваться и действовать в команде. Прогулка играет огромную роль в формировании умения вести себя в свободном общении, в играх.
Внеурочная деятельность является одной из форм организации свободного времени учащихся. ГПД – это модель организации внеурочной деятельности, которая создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что деятельность ГПД является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Сочетая образовательный и досуговый компоненты, она направлена на формирование у воспитанников умения решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, на чем и делает акцент обновленный ФГОС 2021 года.
Игра-источник развития младшего школьника
Отношение игры к развитию-
это отношение обучения к развитию.
Игра - источник развития и создаёт
зоны ближайшего развития.
Л. С. Выготский
Развитие школьника как личности - важнейшая цель и задача любой образовательной системы.
Забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения и воспитания, учитывающих индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников.
Проблема охраны здоровья подрастающего поколения, создание необходимых педагогических условий для развития детей становится всё более актуальной.
На передний план работы всех учреждений образования выходят задачи формирования и развития личности учеников, их индивидуальности, создания действенных условий для гуманизации образования, развития творческих способностей каждого ребёнка.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, игр, включение детей в постоянную поисковую деятельность создаёт условия для развития познавательных интересов, формирует у ребёнка стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у детей исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
II Значение игры в теории известных педагогов
Отношение к игровой деятельности как к средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим потенциалом прошло длительную проверку временем.
Так, ещё Аристотель подчёркивал важность правильного отбора игр в воспитании маленьких детей: «Игры эти должны соответствовать достоинству свободорождённого человека, не слишком утомлять ребёнка и не быть разнузданными…Игры детей должны подражать будущим серьёзным занятиям».
В теории Ж.-Ж. Руссо игра занимает не менее достойное место, так как саморазвитие ребёнка младшего возраста происходит в игровой деятельности.
С именем немецкого педагога Ф. Фрёбеля связывается начало, с одной стороны, определённой «поэтизации» детских игр, а с другой – и- - «дидактизации» и использования как педагогического инструмента. Именно этому педагогу принадлежит получившая впоследствии дальнейшее развитие мысль о том, что игры детей суть «почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своём внутреннем чувстве». «Источники всего хорошего лежат в игре и исходят от неё» - настойчиво подчёркивает Ф. Фрёбель, - сама же игра «не есть пустая забава: она имеет высокий смысл и глубокое значение».
История отечественной педагогики содержит как заимствованные, так и собственные оригинальные суждения о важности и необходимости пристального внимания к вопросам игры как необходимой составляющей процесса воспитания молодого поколения. Например, заботясь о воспитании будущих престолонаследников Екатерина II вслед за французскими просветителями напоминает воспитателям своих внуков: «Весёлость нрава их Высочеств ни унимать, ни уменьшать не должно; напротиву того поощрять их нужно ко всякому движению и игре, летам и полу их сходственным: ибо движение даёт телу и уму силу и здоровье. Не запрещать им играть сколько хотят, лишь бы в игру не входило им самим или жизнь имеющему вредное, и сохраняли бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся…дав детям в игре совершенную свободу, скорее можно узнать нравы и склонности их…Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение для детей».
К. Д. Ушинский особо подчёркивает такое важное качество детской игры, как её самостоятельность. Он считает, что игра – мир практической деятельности ребёнка, в ней удовлетворяются и физические, и духовные потребности, в ней одновременно развиваются ум, сердце и воля. В играх детей отражаются не только взаимоотношения взрослых, но также и общественные отношения, а потому педагог видит большую воспитательную ценность игры в том, что в ходе её формируются социальные отношения детей, приобретается умение выступать в разных позициях – командующего, подчиненного и т.д.
20-30 годы двадцатого века в истории отечественной психолого-педагогической мысли стали периодом ещё более глубокого осмысления педагогических резервов игры. Так, М. Я. Басов считал, что через организованные формы игровой деятельности открывается доступ к тем свойствам и качествам личности подрастающего человека, которые нуждаются в стимулировании их развития. Поэтому при умелом использовании присущего игре воспитательного потенциала её значение для роста внутренней организованности личности ребёнка может быть чрезвычайно большим.
Отечественная педагогика признала игры и игрушки ценнейшим средством воспитания, содействующим активизации творческой деятельности детей и всесторонне влияющей на развивающуюся личность.
Детская игра существенно укрепила свои позиции не только как самостоятельный и самоценный вид детской деятельности, но и как форма организации обучения, как метод, а также приём обучения и воспитания детей.
Использование игры как формы организации обучения и воспитания известно на протяжении многих веков. Функции формы организации несут игры, сложившиеся ещё в недрах народной педагогики, и главное их назначение состоит в том, чтобы дети обучались играючи, а игре как форме организации воспитания принадлежит значимое место в плане развития самых разных качеств и свойств детской личности. С этих позиций до настоящего времени актуальным остаётся мнение Д. А. Колоцца о том, что игра прежде всего должна служить именно воспитательным средством; в ином случае – если бы захотели сделать просто средством обучения – она бы выродилась: «Нельзя сделать ничего более вредного, как придать игре это последнее значение. Первая задача её состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы развивать…»
III Педагогическая ценность игровых моментов в учебной деятельности
Педагогическая ценность игровых приёмов состоит в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.
Таким образом, игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.
Игровая деятельность развивает в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом всё, что составляет богатство человеческой личности.
Любой человек с удовольствием выполняет ту работу, которая ему интересна. Ребёнок с интересом играет. Значит, надо использовать игру как самый важный инструмент активизации познавательных способностей ребёнка, его развития.
«Эпоха детства» - так называл Д. Б. Эльконин два следующих друг за другом периода в детском развитии – дошкольный и младший школьный. На их рубеже у детей не только появляются новые психологические образования и изменяется социальная ситуация развития, но и игровая деятельность уступает место учебной. Игры продолжают занимать одно и значимых мест в жизнедеятельности ребёнка.
Желание играть и учиться мирно сосуществует у детей на протяжении всего младшего школьного возраста. Именно потребность в играх открывает возможность использования потенциала игры в целях оптимизации процесса образования школьников.
Если с приходом ребёнка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести к тому, что он быстро включится в учебную деятельность, либо к тому, что он растеряется перед непосильными задачами, утратит веру в себя, начнёт негативно относится к школе и к учению.
Игра является не только способом получения новых знаний, но и инструментом для обобщения опыта ребёнка, средством пробуждения у школьников умения мыслить, желания познать мир. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Для того, чтобы осуществлять учебную деятельность, ребёнок должен владеть следующими общеучебными умениями:
-наблюдать, слушать и слышать;
-классифицировать и обобщать;
-контролировать себя.
Большим потенциалом в плане воспитания у детей интеллектуальной активности, любознательности, развития познавательной сферы располагают интеллектуальные игры. При их проведении создаются условия для взаимодействия и взаимопомощи, сплочения участников игры, выявления их личностных качеств, развития воображения, возможности импровизации и получения мощного положительного заряда.
IV Итог
Таким образом, игра для младших школьников имеет огромное значение как средство развития личности. В дидактических играх значительно легче и интереснее происходит усвоение новых знаний, развивается память, внимание, мышление, речь. В интеллектуальных – расширяется кругозор, развиваются речь, фантазия, воображение, воспитывается уверенность в себе, усваиваются определённые нормы взаимоотношений со сверстниками, закрепляются устойчивые нравственные качества личности, происходит усвоение социального опыта. Именно в игре и создаётся зона «ближайшего развития» ребёнка. Игра делает доступным для его сознания весь спектр отношений в обществе: личных, правовых, производственных – и наиболее полно раскрывает своеобразие межличностных отношений, что доказывает значимость игры в их формировании.
Игры не должны исчезнуть и жизни ребёнка, а иметь обязательное продолжение в школьном обучении и труде, так как они позволяют многогранно раскрыть личность, развить её способности, сплотить детский коллектив на основе общих замыслов и интересов.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/519186-igraistochnik-razvitija-mladshego-shkolnika
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.