Выступление на семинаре
Оценка 4.9

Выступление на семинаре

Оценка 4.9
docx
14.01.2024
Выступление на семинаре
Выступление на семинаре _Развитие функциональной грамотности в начальной школе_.docx

                             Выступление для районного семинара «Развитие функциональной грамотности на уроках  в начальной школе»

Батаева Т.А., учитель начальных классов МБОУ « Наурская СОШ №3»

 «Функциональная грамотность» - это способность применять знания , полученные в школе, для решения повседневных задач.

Понятие «функционально грамотного человека» , мне кажется, очень точно выразил   российский лингвист, психолог Алексей Алексеевич Леонтьев  СЛАЙД: «Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения  максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности , общения и социальных отношений».

Вот и встают перед современным учителем вопросы: СЛАЙД

·        Как научить ребёнка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом?

·        Как вызвать активную познавательную деятельность?

·        Как вызвать положительное отношение к учебе?

·        Как  формировать функциональную грамотность?

Поэтому появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения.

В нынешней школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а главные способности учащегося : СЛАЙД

·        добывать новые знания,

·        применять полученные знания на практике,

·        оценивать свое знание-незнание,

·         стремиться к саморазвитию.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. СЛАЙД Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Проверить уровень функциональной грамотности нам помогают комплексные работы и ВПР .

Я хочу поделиться своим опытом в формировании функциональной грамотности.

Литературное чтение

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

СЛАЙД    1-2 классы  

 «Чтение с остановками» Читается фрагмент повествовательного текста и , детям предлагается высказать своё предположение о продолжении сюжета. Л.Н.Толстой «Котенок», М.М.Пришвин «Ребята и утята», В.В.Бианки «Музыкант».

«Чей заголовок лучше?» чаще к  стихам

В 1 кл учитель предлагает несколько вариантов названия для текста, во 2 классе добавляются заголовки ,несоответствующие теме. Здесь подходит работа в группах.

Расставь иллюстрации в нужной последовательности.

Диафильм Сказки: Петушок и бобовое зернышко, Лиса и Журавль, Гуси – лебеди.

Кто из героев заблудился? Среди героев произведения есть лишний

3-4 классы

Деформированный план к произведению – работа в парах, группах. Есть «лишние» пункты.

Цитатный план  помощь в пересказе

Вопросник по произведению- работа в группе, чьи вопросы более точные?

Защитники- обвинители – «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина

Б.С.Житков «Как я ловил человечков», М.М.Зощенко «Ёлка»

Сундучок Мудрости

  подбор пословиц к произведению или поступку героя

Собрать из слов пословицы

 Пересказ произведения от имени героя

П.П.Бажов «Серебряное копытце» пересказ от имени кошки, А.И.Куприн «Слон» пересказ от имени слона, К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» пересказ от имени воробья, вороны.

Рассказ с продолжением или другим концом

П.П.Бажов «Серебряное копытце»,Б.С.Житков «Как я ловил человечков».

 Творческие работы – написание сказок или рассказов на определённую тему или от имени неодушевленных предметов ( Н: какой секрет мне открыло окно)

                                     Математика

 Математическая функциональная грамотность – это комплекс трёх компонентов:

1-ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.

2-школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией, применять умственные операции, математические методы.

3- школьник понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний

                                       1-2 кл

Продолжи ряд чисел

Например : 3, 6,9,….    1,3,6,10…

Изобрази геометрическую фигуру – работа в парах и группах.

Различные формы работы с задачей:

если позволяет тема, то составляем задачи про детей класса, про их братьев и сестер, про родителей.

Например : У Максима было 8 руб, у Кирилла – в 3 раза больше. Сколько рублей у них всего?

Мама дала Насте 200 рублей и велела купить 2 пачки молока по 45 руб за пачку и батон за 37 руб. Сколько рублей сдачи принесет домой Настя?

Выбор рисунка  к задаче.

Подбор  вопроса к задаче.

Решение логических задач

3-4 кл

Ребусы    100+ Л       7+ Я

 Продолжи математическое выражение

Например, От Поливанова до Барыша – 18 …,

длина тела вместе с рогами у жука-оленя 7 …,

самая маленькая птица России желтоголовый королек весит 8 …

Различные формы работы с задачей:

Выбор схемы к задаче

Составление задачи по предложенному решению.

Исторические факты: Об истории простого карандаша? Когда придумали циркуль? Единицы измерения в разных странах.

Прием «Ложная альтернатива» - предлагается вразброс обычные и лжезагадки, ученики должны их угадывать и называть тип.

Например :  Сумма чисел 15 и 9 равна 35 или 34?

На одной ветке дуба созрело 8 яблок , а на другой 10. На двух ветках 18 или 17 яблок?

Приём «Цепочка шагов»- ученики, шагая к доске, называют термины или понятия по определённой теме.

Например:  закреплять названия компонентов в разных действиях : уменьшаемое, вычитаемое, разность

Вывод:

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета учеником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Значит ,важнейшей проблемой в профессиональном становлении современного учителя,  является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.

 

 


 

Выступление для районного семинара «Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Выступление для районного семинара «Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Проверить уровень функциональной грамотности нам помогают комплексные работы и

Проверить уровень функциональной грамотности нам помогают комплексные работы и

Сундучок Мудрости подбор пословиц к произведению или поступку героя

Сундучок Мудрости подбор пословиц к произведению или поступку героя

Например : У Максима было 8 руб, у

Например : У Максима было 8 руб, у

Например: закреплять названия компонентов в разных действиях : уменьшаемое, вычитаемое, разность

Например: закреплять названия компонентов в разных действиях : уменьшаемое, вычитаемое, разность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024