УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЮ
ОБЖ – урок нового типа
Образовательные стандарты нового поколения входят в процесс преподавания основ безопасности жизнедеятельности. Сам по себе урок ОБЖ в школе всегда был и остается нестандартным: теория и практика в нем составляют одно неразрывное целое, а это гигантский пласт учебного материала. Как «объять необъятное» – классическая задача для школьного преподавателя-организатора ОБЖ, вечно находящегося в творческом поиске.
Яркий, нестандартный
Так что же представляет собой урок ОБЖ? И можно ли вообще назвать его уроком в традиционном понимании этого слова?
Исходя из своего многолетнего опыта, я бы сказал так: урок ОБЖ – это в полном смысле слова урок нового типа, не имеющий обязательных структурных компонентов, яркий и нестандартный по своему содержанию. Педагогу постоянно нужно искать новые формы подачи материала и его освоения учениками.
Это очень непростая задача, и решать ее каждому учителю приходится самому. Количество учебных часов ограничено, а школьный курс ОБЖ вмещает в себя огромное количество разных по содержанию дисциплин. В одном уроке бывает невозможно охватить огромный пласт и глубину знаний из разных областей науки. При этом не будем забывать, что одна из основных конечных целей преподавания ОБЖ – это получение учащимися практических навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. А способ выработки таких навыков существует только один – практика, альтернативы нет. Поэтому педагогу нашей дисциплины, как, пожалуй, никакому другому, постоянно приходится заниматься внеклассной работой,обучая своих учеников в условиях природы, техногенного сектора и т.д. (во всяком случае, если учитель всерьез переживает за детей и, как говорится, на своем месте).
Таким образом, в области преподавания безопасности жизнедеятельности к настоящему времени сложилась ситуация, что традиционный урок как форма изживает себя. Нужны новые, гораздо более эффективные формы, и мы их постоянно ищем (и находим) в своей практике. Можно сказать, что каждый урок ОБЖ – оригинален и в какой-то степени неповторим (как одно из творческих решений).
Для сравнения рассмотрим стандартный, традиционный урок, который имеет следующие компоненты: триединую цель (обучающая, воспитывающая, развивающая); содержание учебного материала; методы обучения; оценки и контроль; домашнее задание; подведение итогов. Обязательным для традиционного урока является фактор времени, то есть его продолжительность не превышает 45 минут. Традиционным остается мнение, что урок – это форма организации учебной деятельности педагога и учащихся.
Урок ОБЖ, как уже упоминалось, отличается от классического тем, что не имеет определенной структуры (она сдерживает и ограничивает его потенциальные возможности). Практика показывает, что, как правило, на нем отсутствуют такие структурные компоненты как оценка и контроль, домашнее задание, а в конце практически невозможно подвести итоги на том уровне, который соответствует традиционным требованиям педагогики.
Структурные компоненты традиционного урока составляют основу и являются обязательными, а в зависимости от цели и содержания могут быть главными или второстепенными. На уроке ОБЖ основными структурными компонентами являются цель и действие, которые определяют содержание учебного материала, а также методы обучения учеников и время выполнения учебных заданий. Вот об этом скажу подробнее.
Такого нет на других уроках
Именно эти структурные компоненты урока ОБЖ – цель и действие– являются главными в учебно-воспитательном процессе. Они позволяют осуществлять функцию регуляции психофизиологического состояния учащихся в экстремальных условиях.
Ведущим составным компонентом любого урока является цель. Для традиционных уроков она триединая: обучающая, воспитывающая, развивающая, что само по себе отражает единство обучения и воспитания. Так, образовательная цель связана с расширением знаний учащихся, развивающая – с усложняющимися приемами процесса и учения ученика, воспитательная – с формированием у ребенка личного отношения к окружающему миру.
В связи с тем, что традиционный урок признан еще и системным, то достижение цели осуществляется в пределах только допустимой системы. В течение классического урока выполняются только определенные учебные действия. С одной стороны, это эффективно, с другой – ограничивает деятельность ученика.
На уроке ОБЖ ставится одна цель, связанная со стремлением и желанием делать быстро и качественно.Стремление – это побуждение к действию, возбуждение к реакции. Для формирования целей необходимы психолого-педагогические понятия, отражающие процесс «возбуждения – реакции» ребенка. В педагогике есть такие понятия, которые выражены в форме приказа: «внимание», «быстрее», «делай немедленно», «стоп» и т.д.
Так вот, подчеркнем это особенно – преподавателю ОБЖ нужно сформировать цель урока так, чтобы действия учащихся были побудительными, направленными и обязательно регулируемыми учителем.
Формулировка целей включает в себя психологический элемент, такой, как установка к действию или настрой детей к достижению результата. Установка или настрой – это эмоциональное реагирование детей и выражение их отношения к событиям, фактам, процессам. Поэтому цель урока ОБЖ – это сознательно планируемая установка на оптимальное решение, которое предполагает познание, учет условий, причинных связей и реальных возможностей реализации.
Ни один традиционный урок общеобразовательной школы (согласно исследованиям И. Володарской, А. Митиной) не ставит таких целей. Их разработка требует от преподавателя ОБЖ особой подготовки, которая дает ему возможность увидеть механизмы и специфику осуществления учебных действий учащихся на уроке.
Не признано, но факт!
Конечно же, важнейшим структурным компонентом для всех типов уроков является содержание учебного материала.
Удивительно, но до сих пор в педагогике является непризнанным тот факт, доказанный практикой на протяжении многих лет (известный всем педагогам), что специфика знаний школьного предмета определяет организацию учебной деятельности педагога и учащихся.
Например, знания по физике не могут точно так же одновременно передаваться и усваиваться, как знания по литературе, химии и т.д., тем более осознаваться. Нет и не может быть одинакового мыслительного процесса на всех пяти – шести уроках в средней школе (ведь существуют такие понятия как степень запоминания, степень включения операций мышления).
Из этого «непризнанного»правила приходится исходить на практике учителям. Современные школьные знания представлены насыщенными, яркими фактами. Они требуют особых приемов как для их передачи, так и для их осмысления. Содержание учебного материала на уроке ОБЖ представляет собой сочетание знаний разных сфер деятельности людей, причем это могут быть не обязательно строго научные факты, о них порой не говорится ни в одном учебнике средней школы.
Теоретическое положение учебника ОБЖ отражает, в сущности, деятельность или конкретные действия в ЧС. Это своеобразный микроучебник, в котором находит свое выражение сложный мир взаимодействия человека и природы. Для детей, не имеющих жизненного опыта, это первое знакомство с деятельностью человека и явлениями природы, начинающееся с негативных факторов.
Однако, с психолого-педагогической точки зрения, подобное содержание учебного материала формирует у детей страх по отношению к данным процессам.
Для того, чтобы избежать этой ситуации, необходимо дополнительно ввести в урок знания о целенаправленной благородной деятельности человека. Особенно надо подчеркнуть достоинство человека в окружающем мире, целеустремленность, разумные действия, возможность регулировать различные процессы в природе при помощи планирования, экономики, международного права и т.д.
Вот почему в содержании учебного материала на уроках ОБЖ необходимо рассматривать в первую очередь положительные стороны человека как фактора необходимого взаимодействия с окружающей средой, а затем отмечать негативные явления взаимодействий и меры безопасности в данных ситуациях.
Знания о целенаправленной деятельности человека вводятся с целью научить детей видеть достоинство и недостатки жизнедеятельности человека. Знания ОБЖ должны отражать смысл и значение жизни человека на Земле. Здесь необходимо отметить, что знания подобного рода не требуют особых математических или астрономических расчетов, ведь речь идет о социальной сфере деятельности. Они специфичны и требуют к себе нового подхода к усвоению и применению их не только на уроке, но прежде всего в повседневной жизни.
Знать и уметь
Если сравнить знания, усвояемые на традиционном уроке, имеющие определенный объем, доступность, логику изложения, тренировочные (обязательные) упражнения, то знания ОБЖ могут быть недостаточно объемными, значимыми и незначимыми. Ведь они одновременно охватывают сразу несколько сфер человеческой деятельности, и подробно изложить все просто физически невозможно, но это и не нужно. Для детей важно уяснить суть явлений и то, как нужно себя вести в тех или иных ситуациях – это и есть главное.
То есть, еще раз подчеркнем, нужны знания не «глобальные» теоретические, а практические – те, которые помогут обезопасить себя и других в обстановке какой-либо угрозы, позволят выжить на дикой природе и т.д.
Поэтому знания, преподаваемые на уроках ОБЖ, имеют свой, особенный (отличный практически от всех других школьных предметов) характер изложения, усвоения, применения.
Что изучает предмет ОБЖ как предмет? Научный анализ показал, что самым доступным предметом для детского понимания и уяснения является деятельность человека при каких-либо условиях. Таким образом, предмет исследования ОБЖ – деятельность людей в различных условиях жизни. Это конкретные действия человека в постоянно возникающих противоречиях природы и общества.
Предмет изучает принципы и закономерности, изменения и развития действий человека в экстремальных ситуациях, а также признаки возникновения и развития ЧС, связанных с явлениями в природе и обществе. На уроках ОБЖ детям преподается деятельность человека как система мер безопасности. Изучаются специфические приемы, способы индивидуальной и групповой работы.
В разнообразной деятельности человека формируются понятия и функции основ безопасности жизни – медицинские, психологические, производственные, социальные, юридические. Следовательно, содержанием предмета ОБЖ являются знания о деятельности людей в разных сферах природы и общества с целью самосохранения, саморегуляции, саморазвития человека и с учетом характера окружающей среды.
Задача для педагога
Методы обучения, применяемые педагогом, являются инструментом развития и формирования личности ребенка. На традиционном уроке они представляют собой комплекс многочисленных приемов, способов, используемых учителем в течение учебной деятельности учащихся.
К чему я напоминаю эту, казалось бы, элементарную истину? К тому, что в настоящее время в педагогической практике возникла серьезная психолого-педагогическая проблема, а именно: чем сложнее дается информация ребенку, тем труднее педагогу выбрать способы, приемы, действия, операции для передачи знаний и усвоения их.
Как оптимально выйти из этой ситуации, добиться максимального «коэффициента полезного действия» от своего урока – действительно, задача для педагога! Успехи обучения зависят от умения учителя чувствовать и видеть характер выражения психологических функций у ребенка. То есть, проще говоря, от умения учителя «читать» внешние проявления психики ребенка. Если у педагога это получается (зависит прежде всего от опыта, знаний, творческого подхода), то он сможет правильно выбрать соответствующий прием обучения.
Таким образом, при всем разнообразии различных методов и приемов, существующих в педагогике, проблема состоит как раз в том, чтобы найти верный способ. Тот, который, проще говоря, сработает «здесь и сейчас». И от этого зависит практически все!
Представьте себе, что вы будете долго говорить, разъяснять ученикам сложную и объемную тему, а у ребенка после урока не останется в голове никакого следа. Это значит лишь то, что способ изложения материала был выбран неправильно. Или, наоборот, могут быть даны лишь немногие, но совершенно конкретные лаконичные правила, которые дети «отложат» для себя в уме на будущее и уже не забудут. Значит, учитель нашел верный способ изложения. Такое как раз и происходит на уроках ОБЖ, когда педагог не просто разъясняет, но и наглядно показывает ученикам, как нужно действовать.
Вот почему самым эффективным методом является определенное конкретное действие, которое в условиях педагогики называют учебным. На практике как своей, так и коллег могу однозначно свидетельствовать о приоритете данной методики.
Что значит – учебное действие? Говоря научным языком, – определенная единица деятельности, минимальная по своему объему и содержанию, отражающая свойства целостной деятельности (по И. Ильясову). Например – сравнение, анализ. В педагогической психологии существует классификация учебных действий, одними из которых являются типичные – это учебные действия конкретного предмета, например, математические действия, литературные действия и т.д.
Но для чего мы рассматриваем учебные действия?
Как раз для того, чтобы глубже понять суть методики, которая на практике дает максимальный эффект. А она, эта суть, состоит как раз в том, что методы обучения учащихся на уроке ОБЖ основаны на учебных действиях разного рода (медицинские, туристические и т.д.) По своей специфике они являются нетрадиционными, нестандартными и требуют условий для их существования. Одним из таких условий являются организация учебной ситуации, в которой можно практически закрепить полученные знания. Поговорим об этом более подробно.
Все познается в движении
Методы обучения детей на уроках ОБЖ – это всегда сочетание разных видов действий: физиологических, психологических, нравственных с учетом возрастных особенностей детей. По своей сущности урок ОБЖ – урок действий, урок движений. Ни один школьный предмет не ставит цели научить ребенка действовать практически, научить жить и выживать в условиях окружающей среды.
Действие для ребенка – это основа его жизни, средства изменения себя, его духовного совершенствования, формирования ответственности и других качеств, необходимых для реального безопасного существования.
Если урок ОБЖ для 1–4 классов рассматривать как краткий сюжет жизни, где люди каждый по-своему исполняют какие-то роли и действия, то методом обучения будет сюжетно-ролевая игра. В ней каждый ребенок выполняет практически конкретное учебное действие.
Для 5–8 классов будут легче восприниматься сюжетно-ролевые действия с определением обязанностей, распределением места и времени.
Для 9–11 классов – это организация производственной деятельности, отражающей объем всех взрослых отношений: социальных, психологических, производственно-бытовых.
Таким образом, урок ОБЖ должен позволить детям двигаться: только тогда можно достичь желаемого результата.
Организованная сюжетно-ролевая деятельность учащихся является самым эффективным условием для приобретения знаний, а также усвоение их на практике. Именно этим урок ОБЖ отличается от всех остальных: стандартных, классических и традиционных уроков.
Оценивать – реально
Считается, что главным стимулом для детей является оценка, а для учителей – показатель результата педагогической деятельности. Тем не менее, это не совсем так (или совсем не так!)
Все дело в том, что у оценки знаний есть весьма уязвимая сторона – отсутствие критериев усвоения содержания учебного материала по каждому предмету. Потому-то и возникают сложности взаимоотношений между учеником и учителем!
Есть другой способ контроля, действительно эффективный – тестирование. Его широко применяют на уроках ОБЖ. Почему именно оно, зададим себе вопрос?
Начнем с того, что в настоящее время в педагогической практике интенсивно применяются разнообразные формы тестирования, которые ошибочно отождествляют с оценкой. Оно имеет свои определенные цели и функции, являясь формой контроля. Несомненно, тестирование регулирует способы усвоения знаний. Например, – последовательный, выборочный, системный и т.д.
Так вот, практика показывает, что тестирование необходимо использовать как метод обучения детей контрольным действиям. Потому оно и показывает свою эффективность на уроках ОБЖ, где главную, определяющую роль играет не оценка, а контроль. Особенности содержания учебного материала и методов обучения способствуют разработке новых форм контроля за выполнением определенных целей и действий.
Формы контроля на уроке ОБЖ усложняются еще и тем, что время является обязательным фактором для выполнения определенных операций. Поэтому для разработки новых форм контроля необходимо учитывать следующие параметры: цель, действие, время.
Важным аспектом для урока ОБЖ может быть применение разных видов контроля в течение всего урока, т.е. он должен быть долговременным и кратковременным в зависимости от реакции организма ребенка. Для педагогической деятельности это необычный и непривычный контроль за содержанием действия учащихся. Тем более, что формам контроля саморегуляции необходимо учить детей. То есть, контрольные действия для детей – это прием или способ управления своими реакциями.
Рассмотрение содержания оценки и контроля позволяет сделать вывод о том, что оценка за выполнение действия детей в ЧС не отражает своей значимости. Для нас важно, что ребенок умеет делать: умеет реагировать на сигналы, умеет ориентироваться в обстановке и т.д. Важна не оценка, важно то, как ребенок может конкретно действовать, обеспечивая безопасность свою и окружающих. Тестирование позволяет реально оценить эти навыки.
Таким образом, особенностью урока ОБЖ является своеобразное подведение итогов, которое можно осуществить на основе разных видов контроля.
«Нетипичный» урок
Нерешенной педагогической проблемой до сих пор остается классификация уроков, связанная, прежде всего с тем, что нет педагогического определения понятию «тип урока». Анализ научной литературы показал, что типом урока называют форму учебной деятельности, имеющую определенные структурные компоненты, повторяющиеся в учебном процессе. Например, типичный комбинированный урок, типичный урок закрепления, типичный урок обобщения и т.д.
Урок ОБЖ – урок нового типа, «нетипичный» и оригинальный, зависящий от творчества педагога, которому нужно вместить в жестко ограниченные учебные часы огромный пласт тем. И главное – научить детей навыкам безопасности. Как я уже упоминал выше, традиционный урок как форма изживает себя, все чаще на практике учителя не используют все структурные компоненты, а выбирают те, которые наиболее эффективны. Например, фронтальную проверку знаний заменяют повторением знаний в связи с тем, что дети не готовят домашнее задание. Домашнее задание как структурный компонент урока малоэффективен в связи с тем, что дети не умеют самостоятельно учиться.
Каждый тип традиционного урока отражает систему учебных действий, заранее спланированного единого учебного процесса. Анализ показывает, что системные учебные действия учащихся и учителя ограничивают их деятельность, не развивают гибкость мыслительных операций. Система эффективна там, где необходим определенный конкретный комплекс учебных действий локального характера.
Традиционное применение одних и тех же учебных действий из урока в урок в определенной последовательности формирует однообразное восприятие учебного материала, теряется интерес к учебе, вырабатывается монотонность режима учебных приемов.
На традиционном уроке любого школьного предмета используется один и тот же педагогический механизм. Учителя пытаются любыми методами, способами, приемами передать знания учащимся, а дети просто-напросто не могут усвоить сложный и объемный материал. Для того, чтобы научить ребенка учиться, необходимо изменить структуру урока, изменить педагогические требования к характеру обучения учащихся. Наконец, изменить учебные действия, а также определить необходимое дидактическое время.
Дидактическое время – это определенное, конкретное время, в течение которого осуществляется какое-либо действие.Урок ОБЖ располагает такими возможностями, а именно, обучать детей конкретным действиям можно при помощи дидактического времени.
Например, вовремя оказать первую помощь, позвонить в службу безопасности, убрать предметы возгорания.
Содержание учебного материала урока ОБЖ отражает целенаправленную организацию деятельности людей, зависимую от времени исполнения своих обязанностей в экстремальных ситуациях. Вот почему обучение учащихся основам безопасности жизни связано с приобретением навыков и умением ориентироваться во времени.Данному учебному действию не учит ни один школьный предмет.
Дидактическое время на уроке ОБЖ является необходимым условием для закрепления приемов сомоорганизации индивидуальной и групповой деятельности.
Воспитание действием
Таким образом, из вышеперечисленного содержания урока ОБЖ общеобразовательной школы выявляются педагогические свойства нетипичного, нестандартного, нетрадиционного урока. Современный урок ОБЖ – это психология воспитания личности. Можно сказать, единственный урок общеобразовательной школы, который ставит практические цели и осуществляет практические действия для воспитания личностных качеств ребенка.
Урок ОБЖ создает реальные педагогические условия, в которых ребенок может проявлять решительность, целеустремленность, самостоятельность, самоорганизованность и ответственность за свои поступки. Педагогические условия урока могут реально научить чувствовать меру своих действий и желаний. Учебная ситуация урока позволяет детям показать наглядно и в действии признаки развивающихся ЧС. Ученики впервые сталкиваются с новыми ощущениями, с которыми должны научиться жить чувствами, которые надо научиться регулировать и использовать как основу для моральных действий, направленных на благо общества, семьи, коллектива.
Именно на уроке ОБЖ дети должны научиться выбирать действия: физические, психологические, физиологические. На уроке появляется возможность для ребенка пережить разные виды психических состояний, а у взрослых (учителей) – практически осуществить психолого-педагогическую коррекцию.
Условия урока ОБЖ позволяют ребенку принять и осуществить сознательные волевые решения. В течение урока можно решить самую актуальную проблему современности – научиться организовывать деятельность группы в условиях ЧС с целью предотвращения паники, хаоса и непредсказуемых действий отдельных личностей. На уроке есть возможность распределения целенаправленных действий детей с учетом их возрастных особенностей. Такое распределение ролей в группе, с последующей ответственной деятельностью, обеспечивает относительные упорядоченные действия конкретной личности.
Пример урока
Рассмотрим примерную организацию урока ОБЖ на основе выявленных характеристик, отражающих специфику и педагогические свойства обучения учащихся.
Тема:«Предметная деятельность (предметные действия) людей в условиях ЧС».
Цель:- научить детей действиям: физическим, психологическим, физиологическим в условиях ЧС;
- научить организовывать деятельность людей: распределение ролей, распределение обязанностей и т.д.
Организация урока
Создание учебной ситуации ЧС в виде игровой деятельности (конфликты, события и т.д.):
а) демонстрация признаков ЧС;
б) определение цели деятельности людей в ЧС.
Организация педагогических условий групповой деятельности и индивидуальной:
а) распределение ролей;
б) распределение обязанностей;
в) распределение средств безопасности и т.д.
Дидактическое время:
а) время действий для группы (примерно) – 20 минут;
б) время действий для учащегося (примерно) – 3 минуты;
в) время для технических средств – 1 минута.
Выполнение контрольных действий с учетом возрастных особенностей детей.
Подведение итогов:
а) выполненные учебные действия детьми;
б) самочувствие детей.
Данная схема организации урока является примерной и не отражает полного процесса учебной деятельности. Содержание организации приводится с целью показать преподавателям ОБЖ возможность моделировать процесс обучения в зависимости от обстоятельств, условий и средств проведения. Здесь необходимо учесть, что 20% урока составляют содержание учебного материала (знаний) и 80% – учебные действия.
Для того чтобы урок ОБЖ отражал содержательность, направленность и дееспособность, можно предположить критерии его ведения и анализа.
Критерии ведения и анализа урока ОБЖ
В первую очередь, нужно добиться соответствия сформированных целей и дидактических действий учителя на уроке.
Качественные характеристики урока:
использование различных упражнений для развития личностных качеств ребенка (в частности, упражнения по развитию наблюдательности, способностей реагировать);
выбор ребенком нравственных действий, умения ориентироваться в окружающей среде, регулировать взаимоотношения в коллективе, саморегуляции и самоконтроля.
Количественные характеристики урока:
количество групповых учебных действий, количество индивидуальных учебных действий.
Важное значение имеет также использование дидактического времени как фактора регуляции и организации учебных действий учащихся на уроке.
Учителем обязательно проводится педагогическая коррекция (методы, способы и приемы изменения, дополнения, закрепления знаний учащихся в течение учебной деятельности).
Анализируя выявленное содержание урока ОБЖ и подводя итог, необходимо конкретно показать педагогические свойства урока ОБЖ.
Здесь важно, например, применение цели урока как сознательной установки к действию учащихся. Педагогические действия учителя на каждом уроке отражают оперативную, гибкую и направленную деятельность каждого ребенка и группы в целом. Дидактическое время является педагогическим приемом учителя для организации учебно-воспитательного процесса. Наконец, на уроке осуществляется практическое применение психологии воспитания личностных качеств ребенка.
Вот почему, на основе всего изложенного материала, я делаю вывод о том, что урок ОБЖ – это однозначно урок нового типа, отражающий психолого-педагогическую деятельность учащихся и учителя в современных условиях.
Выводы:
Во-первых:
Каждый тип традиционного урока отражает систему учебных действий, заранее спланированного единого учебного процесса. Анализ показывает, что системные учебные действия учащихся и учителя ограничивают их деятельность, не развивают гибкость мыслительных операций.
Во- вторых:
Практика показывает, что тестирование необходимо использовать как метод обучения детей контрольным действиям. Потому оно и показывает свою эффективность на уроках ОБЖ, где главную, определяющую роль играет не оценка, а контроль.
В третьих:
Для того, чтобы научить ребенка учиться, необходимо изменить структуру урока, изменить педагогические требования к характеру обучения учащихся. Наконец, изменить учебные действия, а также определить необходимое дидактическое время.
В четвёртых:
Содержание учебного материала урока ОБЖ отражает целенаправленную организацию деятельности людей, зависимую от времени исполнения своих обязанностей в экстремальных ситуациях. Вот почему обучение учащихся ОБЖ связано с приобретением навыков и умением ориентироваться во времени.
В пятых:
Урок ОБЖ создает реальные педагогические условия, в которых ребенок может проявлять решительность, целеустремленность, самостоятельность. Педагогические условия урока могут реально научить чувствовать меру своих действий и желаний. Учебная ситуация позволяет детям показать наглядно и в действии признаки развивающихся ЧС.
В шестых:
Организованная сюжетно-ролевая деятельность учащихся является самым эффективным условием для приобретения знаний, а также усвоение их на практике.
Именно этим урок ОБЖ отличается от всех остальных: стандартных, классических и традиционных уроков !
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.