«Формирования читательской грамотности у обучающихся 1 класса».
В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская грамотность. (слайд 3)
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами: (слайд 4)
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.;
- не могут делать выводы на основе прочитанного.
В 6 – 7 лет, интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
Первоклассники проходят подготовительный этап формирования читательской компетентности.
Это этап обучения детей читательской азбуке. На нём дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Во 2 полугодии начинается непосредственная работа с текстом. (слайд 6) Для этого я использую тексты, где некоторые слова заменены картинкой. После прочтения текста ребята отвечают на вопросы по содержанию, что помогает мне определить степень усвоения и понимания текста детьми. (слайд 7)
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности все же являются уроки литературного чтения. (слайд 5)
На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.
В ходе бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.
На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
1. Речевая разминка (чистоговорки (см приложение 1), скороговорки).
2. Анаграммы (методика развития техники чтения по системе В. Б. Эдигей).
3. Жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко (см приложение 3).
4. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
ü «Цепочки слов»,
ü «Слог и слово» (см приложение 2),
ü «Кто больше?»,
ü «Задом наперёд»;
ü «Подскажи словечко».
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:
ü наглядные пособия;
ü демонстрационные картины;
ü учебные таблицы,
ü иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
ü книги;
ü электронные презентации.
Читательская грамотность обучающихся в начальной школе, в том числе определяется техникой чтения.
Техника чтения - это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность, метапредметное умение (это умение учиться: работать с текстом, умение задавать вопросы, уметь выделять главное).
Сегодня я бы хотела поделиться с вами приёмами повышения техники чтения, которые прошли мою апробацию на моём 1а классе, и поделиться с вами своими результатами.
Приёмы я использовала с учетом индивидуальных особенностей детей. В первый класс 50 процентов моих детей пришли не читающие, 40 процентов – читающие по слогам, и только 10 процентов – читающие целые слова.
Приём «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите
линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже
труднее. Этот приём я использовала для 20 процентов детей, которые читали на
тот момент по слогам.
Для совсем не читающих я использовала этот вариант. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Таблица Шульте
Использовала для читающих детей.
Таблицы Шульте — случайно расположенные числа для тренировки скоростного их нахождения по – порядку. Обычно применяют для исследования, тренировки, развития темпа восприятия визуальной информации , в то числе скорости зрительных ориентировочных движений. Ориентировочные глазные движения являются основой быстрого чтения. Также, позволяют увеличить поле зрения читателя. Широкое поле зрения значительно сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.
Работа с таблицей Шультe тренирует объемное внимание. Важно – не отыскать цифры, главное – при концентрации взгляда в центр таблицы ясно видеть одномоментно с центральной цифрой верхние левую и правую, а так же нижние левую и правую цифры.
При регулярном использовании Таблицами Шульте, расширяется периферийное зрение и это позволяет увеличить скорость чтения как за счет анализа большего поля читаемого текста, так и за счет освоения одномоментного режима распознавания печатных символов.
Также, этот приём можно использовать на уроках математики.
Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого можно использовать различные готовые рабочие тетради, например, «Работа с информацией», «Чтение с увлечением», «Смысловое чтение».
Концепции ФГОС требует от учителей организовать учебную деятельность так, что бы учащиеся вели самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Главное преимущество технологии продуктивного чтения – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. А это главный принцип ФГОС – «Научить учиться».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.