Выступление на конкурс «Методическая мастерская»
Тема. Активные игровые методы обучения
Цель:
поделиться опытом использования активных методов обучения на разных этапах уроков в начальных классах.
Приветствие
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам,
Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом
Ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе собрались. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения, удачи.
Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. У вас в руках карточки с изображением солнышка и тучи. Просигнализируйте с помощью них каковы ваши ожидания от предстоящего выступления. В конце мы вернёмся к этому методу и узнаем подтвердились ли ваши ожидания.
Меня зовут ЯГВ. Я работаю учителем начальных классов, представляю Петровскую среднюю школу. Хочу представить Вашему вниманию наработанные мною эффективные методические практики.
Работая с учениками начального звена (особенно 1-2 классов), я заметила, что им бывает скучно на уроках, неинтересно, наблюдается быстрая утомляемость, если урок проводится в обычной традиционной форме, и в связи с этим дети плохо усваивают учебный материал. Поэтому я поставила перед собой задачу, как сделать процесс обучения более эффективным.
Всем известно, что ведущая деятельность ребёнка 7-10 лет — учебная. Вот так резко: в 5-6 лет — игровая, а в 7-8 — уже учебная. Мне всегда это казалось несколько странным. А для ребёнка играть, фантазировать – всё равно, что дышать. Привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра. Игра- это естественный и самый предпочтительный механизм познания мира. Не зря Альберт Энштейн говорил, что игра есть высшая форма исследования. Поэтому в своей работе я использую активные игровые методы обучения, они позволяют каждому ученику поверить в себя, в свои силы, а процесс обучения делают эффективным, легким и увлекательным.
Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
А сейчас я познакомлю Вас с некоторыми из них.
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
На этапе организации начала урока можно применить игровое упражнение
«Улыбнемся друг другу»
- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.
На этапе актуализации опорных знаний можно поиграть в игру «Магазин» (использовался на уроке русского языка)
На доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или: «Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. После покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).
На этапе выяснения ожиданий и опасений применяю активный метод «Солнышко и туча»
Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу.
По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Активные методы презентации учебного материала.
К активным методам презентации учебного материала относится: Инфо-угадайка, Пометки на полях, Написание синквейна, Составление кластера. Часто на своих уроках применяю метод кластеров. Мне он нравится тем, что этот метод универсален, так как может применяться любом уроке и на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме и дополнить новыми. В центре листа записывается ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. От них лучи расходятся далее.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке. Вашему вниманию предлагаю кластер, который был составлен по теме «Прилагательное».
Активные методы организации самостоятельной работы над темой.
«Автобусная остановка»
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Обучающиеся разбиваются на группы по числу вопросов новой темы. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист с записанным на нем вопросом по теме. В группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Метод закрепления изученного материала «Парный выход» (использовался на уроке русского языка).
Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием
Оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.
В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.
Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса,
они позволяют сделать урок красочным, увлекательным, эмоциональным и интересным! А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Марк Львовский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.