Выступление на тему "Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса на уроке"
Оценка 4.9

Выступление на тему "Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса на уроке"

Оценка 4.9
docx
01.03.2022
Выступление на тему "Повышение учебной мотивации школьников  как средство повышения эффективности  познавательного процесса на уроке"
выступление.docx

 «Повышение учебной мотивации школьников

как средство повышения эффективности

познавательного процесса на уроке»

 

 «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

 

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации к обучению – надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.

 

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего уча­щийся совершает ту или иную деятельность.

Мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порожадются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие лежат за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть:
1) широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем);
2) узколичные (мотивы благополучия, престижа):
а) Получить хорошую оценку, избежать неприятностей;
б) выделиться среди других, занять определенное положение в классе.
Исследования мотивов учения у школьников показа­ли, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее про­цессом и содержанием, не занимают ведущего места.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой – с безразличием?

Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

 

Виды мотивации:

1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности

• «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

• Положительная в двух формах:

определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

 

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

• Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

- сосредоточение внимания на учебной ситуации

- осознание смысла предстоящей деятельности

- осознанный выбор мотива

- целеполагание

- стремление к цели (осуществление учебных действий)

- стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)

- самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.

Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению в каждом возрасте:

а) Познавательная мотивация:

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, – значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке.

б) Мотивация достижения успеха.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации

в) Престижная мотивация.

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

г) Мотивация избегания неудачи.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.

д) Компенсаторная мотивация.

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока:

Увлечённое преподавание;

Новизна учебного материала;

Связь знаний с судьбами людей;

Показ практического применения знаний;

Проблемное обучение;

Обучение с компьютерной поддержкой;

Взаимообучение (в парах, микрогруппах);

Тестирование знаний;

Создание ситуации успеха;

10) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой).

Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

Создание проблемной ситуации;

Проблемное обучение – мощнейший способ повысить интерес к предмету.

Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.

В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.

Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но использовать соревнование нужно очень осторожно и только между школьниками с равными возможностями.

Нестандартные уроки:

Уроки- деловые игры;

Уроки- соревнования;

Уроки типа КВН;

Уроки взаимообучения учащихся;

Уроки- аукционы;

Уроки- зачёты;

Уроки- игры;

Уроки- конкурсы.

Принципы нестандартных уроков

Отказ от шаблона в организации урока

Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроках

Развитие коммуникативной функции развития речи

Не развлекательность, а занимательность урока.

Использование ИКТ.

Цель:

Подготовка детей к овладению современными компьютерными технологиями и актуализация полученной с их помощью информации для дальнейшего самообразования.

Задачи:

Активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов;

Проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета);

Повысить объём выполняемой работы на уроке;

Повысить эффективность урока.

Презентация - мощное средство наглядности.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Фрагменты уроков, на которых используется презентация, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (привлекательности).

Если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им не безразличен уровень своей профессиональной компетентности. Их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени.

Причины низкой мотивации к обучению:

1.      неумение учиться

2.      социальная дезадаптация

3.      трудности в целеполагании

4.     ошибки воспитательного характера

5.      недостатки школьной системы

  

Неумение учиться

Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированность тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха.

Недостаточный уровень интеллектуального развития, как правило, неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации.

Учебная деятельность так же включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.

Пробелы в знаниях, умениях, навыках из-за частых пропусков

Отсутствие самодисциплины и неумение управлять собой. Ребенка в дошкольном возрасте не приучили делать то, что необходимо, действовать по инструкции взрослого.

Неумение преодолевать трудности. Имея хорошие задатки, ребенок не приучен трудиться. Постоянные неудачи и трудности приводят к отказу учиться, ходить в школу.

 

Трудности в целеполагании

Интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу; отсутствие умения ставить цели и преодолевать трудности;

отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.

 

Неумение ставить цели

Сформировать мотивацию учения – это не просто « заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

 

Ошибки воспитательного характера

Гиперопека – безнадзорность и бесконтрольность

Завышенные требования – отсутствие требований

Отсутствие единых требований

Вовлечение ребенка в конфликт

Значимость образования в семье. Отношение к школе.

 

Социальная дезадаптация

Трудности взаимодействие со сверстниками и учителями

Неумение адекватно выражать негативные чувства

Непринятие классным коллективом, конфликты

 

 

В школе могут успешно применяться следующие виды моти­вационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:

1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций

2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозго­вая атака» (штурм).

3. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности:
- Что ты сам думаешь об этом?
- Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать  над этим еще?
- Тебе нравится твоя работа? Почему?
- Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?
- Что тебе в этой работе удалось больше всего?
- Что в этой работе тебе больше всего нравится? И т. д.

4. Социальные методы:
- развитие желания быть полезным;
- создание ситуации взаимопомощи;
- сотрудничество и т. д.

 

5. Методическая помощь родителям:

Рекомендации по режиму дня

Рекомендации по выполнению домашних заданий

Формирование единство требований

обращение внимание родителей на недостатки семейного воспитания

 

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.

Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

 

 


 

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса на уроке» «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика…

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса на уроке» «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика…

Что же такое мотивация? От чего она зависит?

Что же такое мотивация? От чего она зависит?

Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации

Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока :

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока :

Развитие коммуникативной функции развития речи

Развитие коммуникативной функции развития речи

Учебная деятельность так же включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и…

Учебная деятельность так же включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и…

Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности: -

Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности: -

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022