ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать» /ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ/
Оценка 4.6

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать» /ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ/

Оценка 4.6
docx
14.08.2020
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Психологическая атмосфера урока:  с чего начать и как поддержать» /ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ/
педсовет 1.docx

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Психологическая атмосфера урока:

с чего начать и как поддержать»

/ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ/

 

Активное развитие ребенка, формирование основных качеств личности происходит в школьные годы, и во многом зависит от той психологической атмосферы, которая создается на уроке. Поэтому создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Атмосфера урока выступает необходимым условием, обеспечивающим развитие школьника: ребенок либо раскрывается, проявляет свои способности, активно сотрудничает с педагогом и другими учениками, либо, напротив, замыкается, становится пассивным, отстраненным.
Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком: при благоприятном психологическом климате: доброжелательность, защищенность, оптимизм, инициативность, работоспособность. При неблагоприятном психологическом климате: агрессивность, незащищенность, леность, зажатость, пассивность. Благоприятная психологическая атмосфера способствует и лучшему усвоению учебного материала учащимся и полноценному развитию его личности.

В каждом классе есть дети с разными интеллектуальными способностями. И наша задача создать такие условия, чтобы каждый ребёнок на уроке чувствовал себя успешным. Мы должны дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. А для этого мы должны создать на уроке ситуацию успеха.

 Я работаю с детьми начальных классов, а это детки относительно маленькие, поэтому их необходимо чаще хвалить за хорошо выполненную работу, а в трудный для них момент поддержать.

Начало урока… Учитель заходит в класс и видит детские глаза. Какие они? Радостные или огорченные? Перед учителем не просто его ученики, а несколько детских душ, каждую из которых надо увлечь, пробудив интерес к своему предмету, чтобы, в конечном счете, получить продуктивный результат. Как же создать тот самый позитивный настрой, чтобы урок состоялся? Попробуем разобраться..

Начало урока – это организационный момент, который позволяет положительно настроить учеников на внимание, организовать их.

Я считаю, что каждый урок должен начинаться с настроя. Можно начать урок так: 

 -  возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, успеха;

 - посмотрите в окошко, светит солнышко, ваше лицо обдувает легкий игривый ветерок. И на душе у вас легко и спокойно. На этом и начнем урок;

 -  повернитесь друг к другу, улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу;

 -   поделитесь со мной своим настроением.

Вот несколько моих эффективных способов проведения начала урока:

-Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например:

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем, когда нужно – замолкаем…

-Настрой на совместную работу благодаря фразам - наша тема, наш урок, наше задание. Объединение с учителем оказывает психологическое воздействие, развивает ответственность и внимание к поставленным задачам.

-Театральное начало с приглашением сказочных героев.

-Музыкальное сопровождение.

-Иллюстрации. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.

-Поэтические минутки. Это всегда впечатляет, вызывает уважение со стороны учащихся, ведь им хорошо известно, насколько сложно учить стихи.

-Случай из жизни. Зайдя в класс, демонстрирую переполняющие эмоции от увиденного или услышанного эпизода и начинаю рассказывать жизненную историю. На учеников это оказывает ошеломляющее действие и всем хочется рассказать подобные случаи. Затем можно переходить к теме урока.

-Прием «Интрига». В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.

Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха. И мы об этом знаем!

Одно из условий успеха обучения - активная включённость ученика в работу на уроке.И на протяжении всего урока я стараюсь поддерживать эти условия. Далее стремлюсь к тому, чтобы в процессе урока были разные формы деятельности, чтобы ребёнок был активен. Если ученик только слушает, а не отвечает на вопросы, молчит, это уже настораживает. Чтобы разговорить детей, ставлю вопросы.

·                     А как ты, Валера, думаешь?

·                     По-твоему, Витя, это правильно? Как ты считаешь?

И терпеливо жду, пока ребёнок произнесёт: «Я думаю....» или «Я считаю....».

Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности, осознать свои способности, поверить в себя.

 

- Я использую устную похвалу:

Ты очень постарался!

Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

Ты меня порадовал!

Уже намного лучше!

Продолжай также хорошо работать.

 

Поддерживать ученика нужно постоянно: на любом этапе урока, перед контрольной работой, диктантом, проверочной работой.

Убеждать и успокаивать:

- В работе нет ничего сложного, все задания вы умеете выполнять хорошо, работа довольно легкая.

Самое главное – это снятие страха.

Для учащихся разных классов важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Поэтому надо стараться поощрить даже небольшой успех ученика, отметить (хотя бы добрым словом) его личные достижения.Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом его этапе. Есть разные приёмы мотивации. На уроках русского языка я применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Чтобы мотивировать детей на уроке чтения я использую такие приёмы: чтение слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами предложений. Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему.

Я использую такие словесные оценки как «самый умный на уроке», «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.

Мой опыт работы в начальных классах говорит о том, что жизнь младшего школьника напрямую связана с эмоциями, поэтому для них личностно значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Те новые знания, которые они сами строят, вызывают удивление, радость, даже восторг от самостоятельных побед. Но и не забываю о необходимости атмосферы доверия, доброжелательности, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился бы к мнениям своих товарищей. Даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока.

Чтобы урок стал эффективным, не надо забывать и о стиле взаимоотношений между учителем и учениками. Похвала, одобрение ответа учащихся, одобрительное покачивание головой, слова «молодец», «умничка», «всё правильно, продолжай». Тон моего голоса доброжелательный, поддерживающий. Я дополняю ответы учащихся, а не отвергаю и не показываю неправильность мыслей учащихся. «Давай подумаем вместе», «а что будет, если…».

От нас с вами зависит, каким быть уроку, и будет ли этот урок стимулом к успеху. Учитель своими действиями должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся.

Ещё я использую в своей работе игровые технологии. Именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Если на уроке нужно проделать большое число однообразных заданий, что зачастую вызывает скуку у ребят, можно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например, вместе с детьми «покоряются вершины». Решая примеры, перемещаются фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров.
Использование ИКТ в начальных классах делает урок более интересным, увлекательным, понятным для всех.
Готовясь к урокам окружающего мира, применяю презентации, которые позволяют мне показать детям животный и растительный мир нашей Родины, например, последняя изученная тема – это природные зоны, поэтому я подготовила видеоматериал, доступный для младших школьников.

Огромный плюс – наличие электронных приложений к учебникам: литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру. Материал на дисках очень интересен и полезен для изучения новых тем и для закрепления. Благодаря этим дискам уроки интересны, разнообразны, ученики работают с удовольствием.
         Моё выступление я хочу завершить притчей:

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и всё знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Также и в наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно и комфортно.


 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать» /ИЗ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать» /ИЗ

Вот несколько моих эффективных способов проведения начала урока: -

Вот несколько моих эффективных способов проведения начала урока: -

Продолжай также хорошо работать

Продолжай также хорошо работать

Тон моего голоса доброжелательный, поддерживающий

Тон моего голоса доброжелательный, поддерживающий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2020