ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Психологическая атмосфера урока:
с чего начать и как поддержать»
/ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ/
Активное
развитие ребенка, формирование основных качеств личности происходит в школьные
годы, и во многом зависит от той психологической атмосферы, которая создается
на уроке. Поэтому создание психологического климата в классе является одной из
наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Атмосфера
урока выступает необходимым условием, обеспечивающим развитие школьника: ребенок
либо раскрывается, проявляет свои способности, активно сотрудничает с педагогом
и другими учениками, либо, напротив, замыкается, становится пассивным,
отстраненным.
Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком: при
благоприятном психологическом климате: доброжелательность, защищенность,
оптимизм, инициативность, работоспособность. При неблагоприятном
психологическом климате: агрессивность, незащищенность, леность, зажатость,
пассивность. Благоприятная психологическая атмосфера способствует и лучшему
усвоению учебного материала учащимся и полноценному развитию его личности.
В каждом классе есть дети с разными интеллектуальными способностями. И наша задача создать такие условия, чтобы каждый ребёнок на уроке чувствовал себя успешным. Мы должны дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. А для этого мы должны создать на уроке ситуацию успеха.
Я работаю с детьми начальных классов, а это детки относительно маленькие, поэтому их необходимо чаще хвалить за хорошо выполненную работу, а в трудный для них момент поддержать.
Начало урока… Учитель заходит в класс и видит детские глаза. Какие они? Радостные или огорченные? Перед учителем не просто его ученики, а несколько детских душ, каждую из которых надо увлечь, пробудив интерес к своему предмету, чтобы, в конечном счете, получить продуктивный результат. Как же создать тот самый позитивный настрой, чтобы урок состоялся? Попробуем разобраться.. |
Начало урока – это организационный момент, который позволяет положительно настроить учеников на внимание, организовать их.
Я считаю, что каждый урок должен начинаться с настроя. Можно начать урок так:
- возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, успеха;
- посмотрите в окошко, светит солнышко, ваше лицо обдувает легкий игривый ветерок. И на душе у вас легко и спокойно. На этом и начнем урок;
- повернитесь друг к другу, улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу;
- поделитесь со мной своим настроением.
Вот несколько моих эффективных способов проведения начала урока: -Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например: Прозвенел уже звонок – Открываем все тетрадки, В книжках нужные закладки. На вопросы отвечаем, когда нужно – замолкаем… -Настрой на совместную работу благодаря фразам - наша тема, наш урок, наше задание. Объединение с учителем оказывает психологическое воздействие, развивает ответственность и внимание к поставленным задачам. -Театральное начало с приглашением сказочных героев. -Музыкальное сопровождение. -Иллюстрации. Наглядность часто вызывает небывалый интерес. -Поэтические минутки. Это всегда впечатляет, вызывает уважение со стороны учащихся, ведь им хорошо известно, насколько сложно учить стихи. -Случай из жизни. Зайдя в класс, демонстрирую переполняющие эмоции от увиденного или услышанного эпизода и начинаю рассказывать жизненную историю. На учеников это оказывает ошеломляющее действие и всем хочется рассказать подобные случаи. Затем можно переходить к теме урока. -Прием «Интрига». В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия. Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха. И мы об этом знаем! |
Одно из условий успеха обучения - активная включённость ученика в работу на уроке.И на протяжении всего урока я стараюсь поддерживать эти условия. Далее стремлюсь к тому, чтобы в процессе урока были разные формы деятельности, чтобы ребёнок был активен. Если ученик только слушает, а не отвечает на вопросы, молчит, это уже настораживает. Чтобы разговорить детей, ставлю вопросы.
· А как ты, Валера, думаешь?
· По-твоему, Витя, это правильно? Как ты считаешь?
И терпеливо жду, пока ребёнок произнесёт: «Я думаю....» или «Я считаю....».
Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности, осознать свои способности, поверить в себя.
- Я использую устную похвалу:
Ты очень постарался!
Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!
Ты меня порадовал!
Уже намного лучше!
Продолжай также хорошо работать.
Поддерживать ученика нужно постоянно: на любом этапе урока, перед контрольной работой, диктантом, проверочной работой.
Убеждать и успокаивать:
- В работе нет ничего сложного, все задания вы умеете выполнять хорошо, работа довольно легкая.
Самое главное – это снятие страха.
Для учащихся разных классов важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Поэтому надо стараться поощрить даже небольшой успех ученика, отметить (хотя бы добрым словом) его личные достижения.Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.
Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом его этапе. Есть разные приёмы мотивации. На уроках русского языка я применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Чтобы мотивировать детей на уроке чтения я использую такие приёмы: чтение слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами предложений. Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему.
Я использую такие словесные оценки как «самый умный на уроке», «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.
Мой опыт работы в начальных классах говорит о том, что жизнь младшего школьника напрямую связана с эмоциями, поэтому для них личностно значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Те новые знания, которые они сами строят, вызывают удивление, радость, даже восторг от самостоятельных побед. Но и не забываю о необходимости атмосферы доверия, доброжелательности, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился бы к мнениям своих товарищей. Даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока.
Чтобы урок стал эффективным, не надо забывать и о стиле взаимоотношений между учителем и учениками. Похвала, одобрение ответа учащихся, одобрительное покачивание головой, слова «молодец», «умничка», «всё правильно, продолжай». Тон моего голоса доброжелательный, поддерживающий. Я дополняю ответы учащихся, а не отвергаю и не показываю неправильность мыслей учащихся. «Давай подумаем вместе», «а что будет, если…».
От нас с вами зависит, каким быть уроку, и будет ли этот урок стимулом к успеху. Учитель своими действиями должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся.
Ещё я использую в своей
работе игровые технологии. Именно игра служит как бы переходным мостиком к
учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная
деятельность. Если на уроке нужно проделать большое число однообразных заданий,
что зачастую вызывает скуку у ребят, можно включить их в игровую оболочку, в
которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например, вместе
с детьми «покоряются вершины». Решая примеры, перемещаются фигурки альпинистов
на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно
правильно решить много примеров.
Использование ИКТ в начальных классах делает
урок более интересным, увлекательным, понятным для всех.
Готовясь к урокам окружающего мира, применяю презентации, которые позволяют мне
показать детям животный и растительный мир нашей Родины, например, последняя
изученная тема – это природные зоны, поэтому я подготовила видеоматериал,
доступный для младших школьников.
Огромный плюс – наличие электронных приложений к
учебникам: литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру.
Материал на дисках очень интересен и полезен для изучения новых тем и для
закрепления. Благодаря этим дискам уроки интересны, разнообразны, ученики
работают с удовольствием.
Моё выступление я хочу завершить притчей:
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и всё знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Также и в наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно и комфортно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.