Противодействие экстремизму в сельской малокомплектной школе
Социальная ситуация в России характеризуется увеличением межкультурных, межэтнических контактов и усилением этнической миграции населения. В образовательных учреждениях учителю все чаще приходится работать в этнически смешанных классах. В подобной ситуации возникает проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к "иному" - облику, поведению, языку, в целом к другой культуре. [ 1, с.3]
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям. [2, с. 23]
В нашей школе создана система воспитательно-профилактической работы, которая в целом позволяет успешно решать вопросы снижения уровня подростковой преступности. Она предусматривает аналитико-диагностическую деятельность, организацию внеучебной занятости школьников, усиление идеологической и социально-педагогической составляющих воспитательного процесса. Профилактическая работа в школе включает в себя: проведение декад правовых знаний, бесед по правовой тематике; тематические классные часы; организацию школьных праздников; функционирование Совета по профилактике преступлений и правонарушений, школьной службы примирения.
В школе имеется план мероприятий по противодействию экстремизму и по правому воспитанию учащихся. С целью повышения уровня правосознания подростков проводятся классные часы и родительские собрания. Ежегодно в сентябре проводятся родительские собрания, на которых родители знакомятся с правами и обязанностями участников образовательного процесса.
Так же ежегодно в сентябре проводится неделя профилактики правонарушений, проведены такие мероприятия, как: классные часы на правовую тематику, беседы, дискуссии.
С целью профилактики национального и религиозного экстремизма, формирования толерантного сознания и поведения согласно плану воспитательной работы в школе планируется проведение следующих тематических мероприятий:
- Права и обязанности, Привычки хорошие и плохие, Герои земли Русской, Символы русского государства, Конституция. Право. Законы, Что значит быть гражданином России?
С целью обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения учащихся, детской беспризорности, правонарушений и негативных явлений стараемся обеспечить максимальную занятость обучающихся через развитие системы дополнительного образования. Все учащиеся «группы риска» охвачены дополнительным образованием.
В школе ведётся мониторинг учащихся группы риска. С детьми, стоящими на всех видах учёта, постоянно проводятся индивидуальные беседы классными руководителями, социальным педагогом. По мере необходимости посещаются семьи, проводится работа с родителями.
В школе работает Совет по профилактике правонарушений среди учащихся.
Ежемесячно в школе проводятся заседания Совета по профилактике правонарушений среди учащихся. На Совете рассматриваются вопросы, связанные с поведением учащихся на уроках и во внеурочное время, пропуски уроков без уважительной причины, успеваемость, опоздания.
На основе анализа результатов воспитательной работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии. Среди них: - организация работы с ветеранами военной службы. Под такой работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг., работа в школьном музее. Оказание адресной помощи инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская работа). Активное участие школьников и родителей в Месячнике защитников Отечества, декадах и неделях боевой славы, героико-патриотических акциях, способствование публикации в средствах массовой информации рассказов о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов; - организации празднования Дня Победы.
В целях профилактики экстремизма и
терроризма школа взаимодействует с правоохранительными органами, отделом по
работе с молодежью администрации Черлакского района. Учащиеся принимают
активное участие в традиционных мероприятиях:
- организация празднования годовщины Дня Победы. За десятки лет сложилась
система мероприятий, традиционно проводимых на муниципальном уровне. К числу
таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под
девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», «Вахта памяти»,
благоустройство памятника, проведение митинга, возложения венков и цветов к
памятнику, тематических встреч тружеников тыла и молодежи, организация
праздничных концертов;
- организация подготовки молодежи к военной службе: проведение
военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований, военно-полевых
сборов.
В соответствии с проделанной работой
в данном направлении классным руководителям были даны определенные рекомендации
для работы в данном направлении:
- при проведении классных мероприятий делать акцент на многонациональность
нашего общества, дружбу народов, толерантное отношение к культуре,
вероисповеданию других народов;
- провести родительские собрания с вопросами профилактики экстремизма,
ксенофобии, информационной безопасности;
- способствовать повышению занятости молодежи во внеурочное время и осуществлять
контроль за занятостью детей в кружках и секциях;
- шире использовать возможности «Интернет» в воспитательных и профилактических
целях.
Список литературы
1.Бондырева, С.К. Толерантность [Текст] \\Учебно-методическое пособие/- М.: 2003.
2.Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении [Текст]//Вопр. психол. №2. - 2006 .
3.Недорезова, Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников [Текст] – М., 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.