Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Нефтекумск
ВсОШ:
особенности проведения
муниципального, регионального этапов.
Выступление: Шашановой Татьяны Васильевны учителя физики МКОУ СОШ № 2 на РМО учителей физики 31 октября 2022 года |
г. Нефтекумск
2022 год
«Тот кого я учу – это, прежде
всего, живой человек, ребенок, а
потом ученик. Оценка, которую я
ставлю ему – это не только
измеритель его знаний, но,
прежде всего, мое отношение
к нему, как к человеку».
В. Сухомлинский
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
Всероссийская олимпиада школьников проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный (финал). В Москве муниципальный этап — это уровень административного округа, а региональный этап — это городской уровень.
Никакая другая олимпиада не может сравниться со Всероссийской по величине особых прав, предоставляемых при поступлении в вуз.
· Победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады получают льготу БВИ (внеконкурсное зачисление без вступительных испытаний) в любой вуз по специальности или направлению подготовки в соответствии с профилем олимпиады. Это значит, например, что призёр финала Всеросса по математике может быть зачислен без экзаменов всюду, где математика является конкурсным предметом (в частности, на любой факультет МФТИ). Аналогично, призёр финала Всеросса по физике получает БВИ всюду, где конкурсным предметом является физика.
· Указанная льгота сохраняется четыре года, следующих за годом проведения олимпиады; таким образом, призёрство хотя бы на одном Всероссе в любом классе с девятого по одиннадцатый обеспечит вам БВИ по окончании школы. Более того, в отличие от всех перечневых олимпиад, эту льготу не нужно подтверждать баллами ЕГЭ.
· Победители и призёры регионального этапа Всероссийской олимпиады получают несколько баллов индивидуальных достижений при поступлении в МФТИ и ВШЭ.
Школьник (не 11-классник), ставший победителем или призёром муниципального этапа, в следующем учебном году может идти прямиком на муниципальный этап (минуя школьный). Аналогично, победитель или призёр регионального этапа в следующем году приглашается на региональный этап, а победитель или призёр заключительного этапа — на заключительный.
На каждом этапе устанавливаются граничные баллы для определения победителей и призёров. Кроме того, на первых трёх этапах определяются проходные баллы на следующий этап.
Всероссийская олимпиада школьников по физике
Во Всероссийской олимпиаде по физике участвуют школьники 7–11 классов. При этом в 7 и 8 классах присутствуют только школьный и муниципальный этапы; для семиклассников и восьмиклассников роль регионального и заключительного этапов играет олимпиада им. Дж. К. Максвелла.
В 9–11 классах Всероссийская олимпиада проводится полноформатно — в четыре этапа.
Муниципальный этап проходит в заранее установленный день. Предлагается четыре-пять задач различной степени сложности.
Региональный и заключительный этапы проходят по единой схеме: теоретический тур и экспериментальный тур. На теоретическом туре даётся пять задач, каждая оценивается в 10 баллов. Экспериментальный тур содержит два задания, каждое по 15 баллов. Таким образом, как на регионе, так и в финале школьник может набрать максимум 80 баллов
Особенности подготовки учащихся к олимпиадам и другим
интеллектуальным соревнованиям по физике
Главная задача олимпиад заключается в выявлении и развитии талантливых обучающихся, повышении интереса к изучению физики.
Наши учащиеся не очень хорошо решают нестандартные задачи. Одной из причин является отсутствие в школах специальной системы подготовки учащихся к олимпиадам по физике. Подготовка к олимпиадам по физике должна быть специальной, долгосрочной, системной и отличной от школьных занятий, как по программе, так и по методам обучения.
Этапы работы по подготовке к олимпиадам по физике:
1. Работа с 7-классниками начинается с выявления учеников с математическими способностями.
2. Развитие мотивации учения («Эвристические уроки», «Час экспериментальной физики», «Клуб любителей физики» и др.).
3. Организация дополнительной работы с одаренными учащимися (2-3 часа в неделю, в дни каникул).
4. Дополнительная работа с одаренными учащимися должна быть
долгосрочной.
5. Форма дополнительных занятий – индивидуальная.
6. Программа подготовки учащихся к олимпиадам должна быть комплексной (решение задач по физике требует очень глубоких знаний математики. Все проводимые олимпиады по физике показывают, что учащиеся не справляются с математической частью физических задач, в особенности, если требуется знание геометрии или тригонометрии).
Очень важно познакомить учащихся с общими методами и приемами решения физических задач. При составлении программы по физике необходимо обязательно включить в ее практическую часть выработку у учащихся навыков по основным методам и приемам решения физических задач. К таким методам следует отнести:
-
Рациональный выбор системы отсчета и системы координат.
- Принцип симметрии в задачах по физике.
- Векторный метод.
- Метод размерностей.
- Метод электрических изображений.
- Оценочный метод.
- Графические методы решения задач.
- Дифференциальный метод (разбиение на бесконечно малые элементы).
- Интегральный метод (суммирование бесконечно малых элементов).
Практика работы с одаренными учащимися показывает, что очень
эффективен трехэтапный метод: вначале учитель впереди, ученик – за ним. Это
означает, что ученик в точности выполняет все указания учителя.
Следующий этап: учитель и ученик – рядом. Это означает, что варианты работы, предложенные учителем, дополняются, изменяются или корректируются самим учеником в зависимости от его творческих возможностей. Конечным этапом работы с учеником в идеале является метод, когда учитель следует за учеником, помогая в выборе интересующей ученика информации и направляя его занятия.
Олимпиадные задания:
1. Задачи-оценки. Задачи подобного типа учащиеся не всегда готовы выполнить. Поэтому рекомендуется учителям физики, готовящим своих воспитанников к олимпиадам по физике, включить в программу подготовки к олимпиадам и задачи-оценки.
2. Экспериментальные задачи. Для учащихся решение экспериментальной задачи является наиболее трудной частью олимпиады. Это могут быть задачи-наблюдения, в которых экспериментатор в течение какого-либо времени наблюдает за протекающими процессами.
Есть несколько методических принципов, служащих вовлечению учащихся в олимпиадное движение.
Принцип №1: ненавязчивость и добровольность.
Принцип №2: высокая мотивация обучения.
Принцип №3: продуманность и систематичность занятий. Задания должны быть продуманы, простой набор олимпиадных задач не даёт должного эффекта. Обязательна регулярность занятий.
Принцип№4: «В олимпиаде есть победители, но нет побеждённых», важно и просто участие. Олимпиады школьников представляют собой массовое движение, и именно поэтому оказывают заметное влияние на общий уровень знаний учащихся.
Индивидуальный маршрут по подготовке ученика (цы) класса
к региональному этапу олимпиады им. Дж.Кл.Максвелла по физике
(20_- 20_ учебный год)
Учитель физики: _________________
Цель индивидуальной работы:
1. Создание условий для развития высокомотивированных и одаренных обучающихся через развитие познавательного интереса к предмету.
2. Систематизация и закрепление изученного материала по физике для качественной подготовки к олимпиаде.
3. Успешное участие в олимпиадном движении по предмету.
4. Самореализация ученика через интеллектуально-творческие разноуровневые задания.
5. Активное участие ученика в конкурсах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня.
6. Развитие самостоятельности школьника, его самооценки.
Обзор основных тем для подготовки к олимпиаде
1) Системы единиц. Ученик должен уметь выражать одни физические величины через другие, иметь представление о точности измерений и погрешностях измерений, уметь приводить внесистемные единицы к единицам СИ.
2) Задачи на механическое движение. Решаются задачи на движение со скоростью, постоянной на отдельных участках пути.
3) Термодинамика и молекулярная физика (решение уравнения теплового баланса).
4) Электродинамика. Изучение этой темы начинается происходит на примере законов постоянного тока.
5) Оптика. Задачи с плоскими зеркалами или задачами на построение изображений в тонких линзах.
Планируемые результаты индивидуальной работы
1.Успешное участие ученика в олимпиадном движении по предмету.
2. Овладение навыками самостоятельной работы по предмету.
3. Повышение качества и прочности знаний ученика.
4. Обеспечение конкурентоспособности ученика в олимпиадном движении;
5. Удовлетворённость родителей результатами обучения своего ребенка.
График индивидуальных занятий с учителем
Сентябрь - май |
Дни консультаций
|
В дни осенних и зимних каникул |
Ежедневные занятия по 1,5 часа |
Участие Ф.И. _______________________ в конкурсах по физике и
дистанционных олимпиадах в ) _____________учебном году
Дата |
Конкурс, олимпиада |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
— Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
— Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
— Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
— Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Источники дополнительной информации:
1. Архив заданий с решениями олимпиад по физике им. Дж. Кл. Максвелла за 2009 - 2017 годы. [Электронный ресурс]: http://4ipho.ru/arhivy-zadach/arhivy-zadach-2009-2017/
2. Баранова Н. олимпиады. Физика. 7-11 классы. Задания И. Предметные для подготовки к олимпиадам. ФГОС. – М.: Учитель, 2017. - 152 с.
3. Зильберман А.Р. Школьные физические олимпиады. – М.: Изд-во «МЦНМО», 2017. – 248 с.
4. Варламов С.Д., Зинковский В.И., Зильберман А.Р. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. – М.: Изд-во «МЦНМО», 2017. – 248 с.
5. – М.: Изд-во «МЦНМО», 2017. – 184 с.
6. Козел С.М., Слободянин В.П. Всероссийские олимпиады школьников по физике. - М.: "Вербум-М", 2002. - 392с.
7. Лукашик В.И.,
Иванова Е.В. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: книга для учащихся
7-11 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.