Выступление: «Разработка формы технологической карты урока в начальных классах»
Оценка 5

Выступление: «Разработка формы технологической карты урока в начальных классах»

Оценка 5
docx
28.10.2020
Выступление: «Разработка формы технологической карты урока в начальных классах»
выступление на мо учителей.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

«Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на МО учителей начальных классов

 

«Разработка формы технологической карты урока в начальных классах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель начальных классов:

Енина Л.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

Государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах. Он ориентирует на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

В соответствии с требованиями ГОС у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

 Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Термин «универсальные учебные действия» нужно понимать как «умение учиться».

 Особенностью государственных образовательных стандартов является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

 Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования ГОС указывают на реальные виды деятельности: овладеть, объяснять, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, различать причины и следствия, планировать и выполнять эксперименты.

 Стандарт предполагает, что в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на уроках такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо специально организовать и какой результат при этом получить.

Отсюда вытекает главная педагогическая задача ─ научить ученика учиться.

При планировании образовательного процесса и построении урока педагогу необходимо определить:

- наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию универсальных учебных действий;

- учебные задачи, способствующие формированию и диагностике универсальных учебных действий при освоении предметного содержания;

- критерии и показатели оценивания универсальных учебных действий.

 Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения требует принципиальных изменений деятельности педагога, реализующего Стандарт. Меняются роли участников образовательного процесса: обучающиеся погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог – в роли организатора коммуникации.

Простое планирование урока не отражает цели и задачи, поставленные перед учителем, требуется введение в учебный процесс технологической карты урока, что является обязательным требованием ГОС.

 

Технологическая карта урока и её структура

 

 В разных источниках дается разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришел в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами.

Рассмотрим некоторые варианты этого понятия.

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ГОС.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.

Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата.

Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

 Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

·         должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

·         должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

·         должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

·         должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

·         должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

 Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

 Урок – главная составная часть процесса обучения. Учебная деятельность педагога и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким учителю необходимо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства.

 Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.

Технологическая карта начинается с общих сведений об уроке (сходны с планом-конспектом). За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы – тесты, решение задач, которые используются на уроке схемы или таблицы.

Структура технологической карты включает:

·         название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

·         цель освоения учебного содержания;

·         планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и универсальные учебные действия);

·         метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

·         основные понятия темы;

·         технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

·         контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

 В технологических картах учитель должен детально расписать следующие этапы урока:

1.      Организация класса.

2.      Проверка домашнего задания.

3.      Актуализация знаний.

4.      Ознакомление с новым материалом.

5.      Первичная проверка изученного материала.

6.      Закрепление.

7.      Применение полученных в ходе урока знаний на практике.

8.      Обобщение и систематизация.

9.      Домашнее задание.

10.   Подведение итогов.

Составленная таким образом технологическая карта позволит учителю:

·              реализовать планируемые результаты ГОС;

·              системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

·              проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

·              реализовывать на практике межпредметные связи;

·              выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

 Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт.

Например, в графическом варианте технологической карты могут быть отражены:

·         этапы урока;

·         время;

·         деятельность учителя;

·         деятельность обучающихся;

·         методы, приемы и формы обучения;

·         прогнозируемый результат образовательной деятельности;

·         учебно-методическое обеспечение.

·          

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приёмы, формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй вариант технологической карты предусматривает разделение деятельности учителя и учащихся. Деятельность учащихся разделяется на познавательную, коммуникативную и регулятивную деятельности, каждая из которых, в свою очередь, делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий вариант технологической карты урока может содержать:

·         этапы урока;

·         виды работы, формы, методы, приемы;

·         содержание педагогического взаимодействия делится на деятельность учителя и деятельность обучающихся;

·         формируемые УУД;

·         планируемые результаты.

·          

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно использовать универсальную карту. Учитель вписывает большинство нужных на уроке параметров:

-  все известные типы уроков,

- все УУД,

- известные цели и задачи,

- общую концепцию хода урока.

 В результате при подготовке технологической карты на урок можно убрать ненужное содержание и добавить недостающее согласно тематике урока.

Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых вариантов технологических карт. Есть многокомпонентные модели: три карты на один урок, или конспект плюс технологическая карта, или одна карта на тему (на весь цикл уроков по теме). Есть карты, которые позволяют хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на описании специфики используемых учителем заданий. Появились карты, которые обращают внимание учителя на формирование метапредметных результатов как итога урока.

Обязательными разделами в технологической карте должны быть деятельность учителя и деятельность учащихся.

В своей деятельности педагог уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Деятельность ученика направлена на выполнение задания: они приводят примеры, составляют схемы, выполняют задания, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

Алгоритм составления технологической карты

 

 1. Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

 2. Сформулировать целевую установку урока, обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, его воспроизведение; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; творческие задания.

 4. Продумать уникальность урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников - одним словом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, эффектный опыт, нестандартный подход уже к известному материалу.

 5. Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

 - что контролировать;

 - как контролировать;

 - как использовать результаты контроля.

 7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

 8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

 

Рекомендации по разработке технологической карты

 

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Рассмотрим рекомендации методистов по составлении технологической карты урока по ГОС. 

1. Необходимо записать в технологическую карту общие сведения:

Предмет: 

Тема урока:

Тип урока: 

Прогнозируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.

Оборудование:

 2. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время урока.

3. При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6. Следует помнить, что урок должен иметь воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7. После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8. Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты. 

С помощью технологической карты можно провести анализ и самоанализ урока (как системный, так и аспектный). Такая форма проектирования урока дает учителю возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

 

  Универсальная технологическая карта урока, соответствующая требованиям ГОС

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Постановка учебных задач.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2.Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организовывает их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

3.Моделирование.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся.

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

4.Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.

5.Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Осуществляют самоконтроль.

6.Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

7.Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

 


 

Государственное общеобразовательное учреждение «Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»

Государственное общеобразовательное учреждение «Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»

Государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах

Государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах

Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса,…

Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса,…

Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам

Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам

В результате при подготовке технологической карты на урок можно убрать ненужное содержание и добавить недостающее согласно тематике урока

В результате при подготовке технологической карты на урок можно убрать ненужное содержание и добавить недостающее согласно тематике урока

Тема урока: Тип урока: Прогнозируемые результаты: личностные метапредметные предметные

Тема урока: Тип урока: Прогнозируемые результаты: личностные метапредметные предметные

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2020