Развитие техники чтения в начальной школе.
Развитие техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Многолетний опыт учителей показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения 100-120 слов в минуту. Надо отметить, что техника чтения является самым важным фактором, оказывающим влияние на успеваемость.
Выделяется четыре качества техники чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков. Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же добиться этой оптимальной скорости чтения, какие резервы обучения можно использовать? Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения вводятся уже с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.
В своей работе мы, учителя начальных классов, применяем различные виды чтения:
а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) чтение одновременно с учителем, изменяя скорость чтения; ("буксир").
д) чтения по ролям;
е) многократное чтение;
ж) чтение цепочкой;
и) жужжащее чтение;
к) выборочное чтение и т. д.
Также для развития техники чтения мы используем разные игры и задания.
1. За одну минуту, найти в тексте слова на какую либо букву. Кто больше найдет.
2. Чтение с отрывом взгляда от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению текста. Это приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание.
3. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
4. Задавать вопросы друг другу по прочитанному тексту.
5. Чтение одного предложения с разной интонацией.
6. 5.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
7. 6.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
8. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
11. Игра «Молния” -чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/.
12. Игра «Сканирование». За 20-30 секунд ученики пробегают глазами текст в поиске нужного предложения или информации.
13. Игра «Прыжки». Чтение через слово или через предложение.
14. Игра «Фотоглаз». На доске или на листе написаны слова в столбик, которые ученики читают в определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют или записывают прочитанные слова.
Используя, все описанные методы и приемы работы со слабочитающими детьми, всегда не теряешь надежду, что они научатся, все у ребят получится, радуешься увеличению темпа чтения. Хочется, чтобы в нашей стране были грамотные и любящие книгу люди.
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.