Выступление: «Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
Оценка 4.9

Выступление: «Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Оценка 4.9
docx
28.10.2020
Выступление: «Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
выступление на мо воспитателей.docx

Педагоги, работающие с детьми с нарушением интеллекта должны учитывать психофизические, интеллектуальные и речевые особенности детей данной категории.

Эффективность коррекционной работы определяется четкой организацией жизни детей, в период их пребывания в школе, правильно распределенной  нагрузки в течение дня и преемственности в работе учителя – дефектолога и учителя логопеда.

Одна из задач ГОС: «создание наиболее благоприятных условий  развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями», необходимых для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции имеющихся онтогенетических недостатков.

Учитывая то, что у детей с умственной отсталостью  слабо выражено произвольное  внимание, процессы запоминания недостаточны и новый материал запоминается медленно, мы выработали определенную систему работы.

Она включает в себя:

1. Разработанные на основе лексических тем комплексы логопедических минуток и коррекционных игр, состоящих из артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, самомассажа, биоэнергопластики, игр с мячом, карандашами,  координации речи с движением, загадок,  и игр на развитие операций мышления.

2. Подбор игр игрового материала, вызывающих интерес у детей.

3. Взаимодействие с педагогами и родителями данной группы.

Коррекционная работа воспитателя должна быть направлена на:

1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы.

2. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности  должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности детей. В ГОСе написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды». Воспитатели  должны  строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками, музыкальными работниками, психологами.

Работа  воспитателя  включает в себя следующие принципы:

- создание развивающей образовательной среды;

- воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

- непрерывность профессионального роста воспитателя;

- формирование взаимодействия воспитателя с детьми, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;

- осознание того, что игровая деятельность ведущая;

- единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;

- разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Основные направления коррекционной работы, которые используем в обучении детей ОВЗ:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и

узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) развитие пространственных представлений ориентации; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

3. Развитие основных мыслительных операций: навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умение планировать деятельность;

4. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями)

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальных коррекционных классах является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции.

В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.

Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это  фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

При  проведении  коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых  и самостоятельных работ;

в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

- принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.

- принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.

- принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и  речь.

- принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.

Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Коррекционная работа, с одной стороны, должна «пронизывать» все сферы деятельности ребенка, с другой стороны, непосредственно реализуется в учебно-воспитательном процессе, в частности на коррекционных занятиях.

Цель коррекционных занятий: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Главный принцип коррекционной работы – коррекционная направленность обучения и активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Формы коррекционной работы:

• индивидуальная;

• групповая;

• коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности.

Ключевой компонент коррекционно-развивающей воспитательной системы – педагог. Каждый педагог должен обладать целостным психолого-педагогическим мышлением: знать и учитывать возрастные и индивидуально типологические особенности личностного развития детей; знать и использовать современные методы диагностики, профилактики и коррекции недостатков поведения; уметь создавать коррекционно-развивающую образовательно-воспитательную среду, чтобы выявить сильные стороны ребенка, реализовать его творческий потенциал.

Таким образом, коррекционная деятельность – составная часть единого педагогического процесса. Она обладает определенной сферой своего воздействия, имеет определенную структуру и направления воздействия. Все вышеперечисленные принципы и методы коррекции являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционной деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.

 

 

 

 

 

 

 

Государственное общеобразовательное учреждение

«Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на МО воспитателей

 

«Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ».

 

 

 

 

 

 

 

 

    Подготовила руководитель МО воспитателей: Енина Л.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год


 

Педагоги, работающие с детьми с нарушением интеллекта должны учитывать психофизические, интеллектуальные и речевые особенности детей данной категории

Педагоги, работающие с детьми с нарушением интеллекта должны учитывать психофизические, интеллектуальные и речевые особенности детей данной категории

Развитие основных мыслительных операций: навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умение планировать деятельность;…

Развитие основных мыслительных операций: навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умение планировать деятельность;…

В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка

В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка

Государственное общеобразовательное учреждение «Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»

Государственное общеобразовательное учреждение «Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2020