Выступление: Актуальные направления в работе логопеда и пути их реализации
Оценка 4.6

Выступление: Актуальные направления в работе логопеда и пути их реализации

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
дефектология
Детсад
10.04.2018
Выступление: Актуальные направления в работе  логопеда и пути их реализации
В выступлении раскрываются приоритетные направления развития дошкольного образования на современном этапе, являющиеся наиболее актуальным в работе логопеда, а именно: - сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивной образовательной среде. - использование инновационных технологий с целью повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста - применение здоровьесберегающих технологий, которые помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
выступление.docx
Сафонова Ирина Эдуардовна, учитель-логопед высшей кв.категории Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №1 «Алёнушка» Туринского городского округа, г. Туринск Актуальные направления в работе  логопеда и пути их реализации Одним   из   приоритетных   направлений   развития     дошкольного образования на современном этапе, являющимся наиболее актуальным в работе логопеда, считаю:   сопровождение   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивной образовательной среде. В современных социально­экономических условиях в нашей стране сложилось   стойкая   тенденция   к   интенсивному   росту   числа   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   различного   генеза. Соответственно,   на   повестку   дня   ставятся   вопросы   оказания квалифицированной психолого­педагогической, а также коррекционно­ логопедической   помощи,   способствующей   полноценному   развитию ребенка   в   различных   образовательных   условиях.   Тенденция сегодняшнего   дня   —  интеграция   и  инклюзия   детей  с   ограниченными возможностями   здоровья   в   образовательную   среду   нормально развивающихся   сверстников.   Большая   часть   воспитанников     с   ОВЗ имеют   нарушения   в   развитии   речи.   Это   естественно   негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной   логопедической   помощи   в   детском   саду.   Чаще всего   речевое   недоразвитие   определено   первичным   дефектом двигательной   сферы,   что   обуславливает   наличие   дизартрического компонента в речи.  Работа   учителя­логопеда   в   условиях   инклюзивного   образования имеет ряд особенностей:  В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе,   я,   как   и   в   случае   с   обычными   детьми,   путем   тщательного специального   обследования   выясняю   характер   нарушения   речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.   На основе диагностики, совместно с другими специалистами, с учетом   особенностей   ребенка,   составляю   план   индивидуального развития, определяю образовательный маршрут, вырабатываю стратегию и   меры   по   коррекции   речевых   нарушений   детей   с   особыми образовательными потребностями.    Использую   привлечение   здоровых   анализаторов   для компенсации   деятельности   неполноценных.   В   центре   внимания логопедической   работы   все   время   остается   наиболее   пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии — словарь, при тугоухости — фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение. В зависимости   от   этапов   речевого   развития   я   изменяю   свои   целевые методические установки.   В связи с этим использую  модульное планирование. Например, планирование   коррекционно­развивающего   обучения   детей   с   ОНР состоит из трех модулей: формирование фонетической стороны речи, совершенствование   лексико­грамматических   представлений,   развитие навыков звуко­слогового анализа и синтеза, обучение грамоте. Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой­то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы сокращаю, а для выполнения более сложной задачи увеличиваю. Благодаря чему больше внимания   уделяю   пробелам   в   развитии   речи   детей,   в   результате сокращается процесс коррекционно­логопедического обучения.    Организация,   форма   работы,   привлекаемый   материал соответствуют     возрасту   логопата:   использую   в   основном   игровые формы, но все же строю свою работу в виде организованных и плановых занятий.   Большинство   детей  с  ОВЗ,  как   правило,  имеют  проблемы   в развитии   восприятия,   внимания,   памяти,   мыслительной   деятельности, различную   степень   моторного   развития   и   сенсорных   функций,   у   них наблюдается повышенная утомляемость.   Коррекционно­логопедическую     работу   с   этими   детьми насыщаю двигательными упражнениями для различных мышечных групп разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи.   Занятия   нацелены   на   развитие   силы,   работоспособности, подвижности   органов,   скоординированности   движений,   адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.  Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми с ОВЗ является первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее постепенное их введение в группу сверстников.   Например,   на   этапе   постановки   звука   занятия   провожу строго индивидуально, а на этапе автоматизации использую упражнения в   парах   и   подгруппах.   Инклюзия   на   логопедических   занятиях способствует дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует   положительные   примеры   речепроизводства,   дает возможность соревновательного момента. Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят: тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; оптимальное   распределение   времени   на   каждый   этап   занятия; компетентная,   научно­обоснованная   подача   учебного   материала; использование   разнообразных   форм   и   методов   логопедического воздействия;   использование компьютерных технологий и технических средств обучения.  Чтобы   заинтересовать   дошкольников,   нужны   нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.  Поэтому   следующим   приоритетным   направлением   в   работе логопеда   считаю:  повышение   эффективности   процесса   коррекции  речевых   нарушений   у   детей   дошкольного   возраста   путем использования инновационных технологий.  В комплексном преодолении  общего недоразвития  речи  наряду  с традиционными   методами   и   приемами   использую   и   нетрадиционные методы. А так как мы живем в XXI веке — веке информации, нашу повседневную жизнь уже невозможно представить без информационных компьютерных   технологий.   Они   прочно   входят   во   все   сферы   нашей   Информационные   компьютерные   технологии   обладают жизни. огромными   дидактическими   возможностями.   их использование   в   работе   с   детьми   с   речевой   патологией   в   настоящее время   особо   актуально.   Среди   современных   технических   новинок   в своей работе использую  интерактивный стол, программируемые мини­ роботы   «Умная   пчела»   /Bee­bot/,   компьютерные   игры.   Они   обладают большими   потенциальными   возможностями   в   развитии   детей   и   несут мощный ресурс для коррекционно­логопедической   работы с детьми с общим недоразвитием речи. Возможности интерактивного стола, мини­ роботов, компьютерных игр позволяют включать все органы восприятия:   Поэтому, слуховые, зрительные и тактильные. Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет   не   только   о   восприятии,   но   и   о   запоминании   информации,   то повышается   роль   моторной   памяти.   Кроме   того,   развитие   моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей.  Программное обеспечение интерактивного стола позволяет сделать образовательную   деятельность   детей   интересной,   увлекательной   и насыщенной.   Его   использование   активизирует   познавательную деятельность   дошкольников   и   усиливает   усвоение   материала.   Игры «Учимся различать звуки» на   дифференциацию акустически близких звуков и графически сходных букв; Игры «Комарик», «Самолеты»  на автоматизацию   звуков;   игры   «Назови   правильно»   для   развития фонематического восприятия. При   работе   с   интерактивным   столом   помимо   речевых   задач включаются   задания   на   развитие   познавательных   процессов,   /памяти, внимания,   мышления,   зрительно   —   моторных   координаций/   («Кто спрятался на картинке?», «Узнай по силуэту», «Лабиринт», «Четвертый лишний»). Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий на интерактивный стол дает дополнительный эффект. С одной стороны,   существенно   повышается   мотивация   ребенка   к образовательной деятельности, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, а главное, развитие речи и моторики.   Интерактивные игры для мини­робота «Умная пчела», такие как «Учим звуки»  применяю  на занятиях по автоматизации поставленных звуков.   Дидактические   игры   «Собери   урожай»,   «Довези   картинку», «Найди   пару»,   театрализованные   игры   «Колобок»,   «Теремок» использую   при   усвоении   лексических   тем;   развития   навыков словообразования и словоизменения; развития связной речи. Использование    программируемого робота помогает детям развить  память,   восприятие,   воображение, интеллектуальные   способности: мышление,   речь,   внимание.   Работа   с   «Умной   пчелой»   учит   детей структурированной   деятельности,   развивает   воображение   и способствует развитию речи.  Интерактивные игры использую при проведении артикуляционной гимнастики: «Веселая гимнастика», «Утро с котом Музиком», «Сказка о Веселом   язычке»;   на   этапе   автоматизации   звуков   «Змейка», «Лабиринты», «Трудный звук – ты наш друг»; для развития лексико­ грамматического   строя   речи:   «Развиваем   речь»,   «Один   –   много», «Назови   ласково»,   «Детеныши   домашних   животных»;     для   развития связной   речи   «У   Мишки   в   лесу»,   «День   рождения   собачки   Сони»   и другие. Как   показывает   моя   практика,   использование   современных технических   новинок   очень   нравится   дошкольникам,   и   даже   дети   с низким уровнем познавательного и речевого развития не отвлекаются во время образовательной деятельности, что позволяет ускорить ее темп и вовлечь   в   нее   всех   детей.   Они   становятся   более   внимательными   и сосредоточенными на протяжении всей образовательной деятельности. У детей с общим недоразвитием речи нарушена не только речь, но и все психические функции, что затрудняет процесс коррекции.  Таким   образом,   использование   инновационных   технологий   в коррекционно­логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет учителю — логопеду не только идти в ногу со временем, но   и   индивидуализировать   процесс   коррекции   речи,   способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы. Еще   одним   эффективным   средством   коррекции,   помогающим достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений   у   детей   дошкольного   возраста,   являются здоровьесберегающие технологии.   На   фоне   комплексной   логопедической   помощи здоровьесберегающие   технологии   оптимизируют   процесс   коррекции речи   детей­логопатов   и   способствуют   оздоровлению   всего   организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее. При   планировании   работы   над   развитием   руки   придерживаюсь целого   комплекса   упражнений,   в   который   включаю:   разнообразные пальчиковые   игры   и   упражнения,   пальчиковый   театр,   графические упражнения, игры с прищепками, с шарами Марблс, Су­Джок терапию и элементы Лего­технологии. В   своей   работе   успешно   апробировала   метод   использования   Су­ Джок терапии в сочетании с коррекционно­логопедической работой. Существует   несколько   приемов   Су­Джок   терапии:  Массаж специальным   шариком,   Массаж   эластичным   кольцом,  Ручной   массаж кистей и пальцев рук. В логопедической работе использую элементы Су­ Джок   терапии   на   этапе   автоматизации   звуков,   совершенствовании лексико–грамматического строя речи, при обучении грамоте, развитию памяти и внимания.  Приемы   Су­Джок   терапии   примененяю   в   коррекционно­ логопедической работе для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Таким   образом,   Су­Джок   терапия   ­   это   высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод, который в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико­грамматических   категорий   способствует   повышению физической   и   умственной   работоспособности   детей,   создает функциональную   базу   для   сравнительно   быстрого   перехода   на   более высокий   уровень   двигательной   активности   мышц   и   возможность   для оптимальной  целенаправленной  речевой работы с ребенком,  оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.  Одним из самых интересных и инновационных приемов, которые я использую   в   логопедической   работе   с   детьми,   можно   назвать применение  шариков марблс и камешков­кабошонов.  На своих  занятиях я использую разные виды работ с разноцветными шариками и камешками, в зависимости от поставленных целей, задач и речевого дефекта воспитанников. Успешно применяю их для создания сюрпризного   момента,   эмоционально­положительного   настроения,   для релаксации. Они помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей. Такое доступное и привлекательное пособие, как камешки Марблс, помогает разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной   деятельности.   Для   создания   игровых   ситуаций использую мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения. Использую камешки Марблс при изучении лексических тем: игры «Выложи   по   контуру»,   «Собери   по   образцу»,   «Заполни   картинку камешками»; для развития навыков звуко­буквенного анализа слов: игра «Волшебный   мешочек»;   для   развития   связной   речи,   закрепления предложно­падежных   конструкций:   игра   «Составь   предложение»;   для развития   сенсорных   представлений:  «Длинный­короткий»,  «Высокий­ низкий»,   «Разложи   по   цвету»,   «Разложи   по   форме»;  для   развития пространственных представлений и предложно­падежных конструкций: «Положи   правильно»,   «Продолжи   ряд»,   «Лабиринты»,   «Графический диктант»,   «Вокруг   да   около»;   для   развития   грамматического   строя речи:   игры   «Помоги   Дюймовочке»,   «Волшебный   мешочек»;   при коррекция   звукопроизношения:   «Лабиринты   на   автоматизацию   и дифференциацию звуков», игры  «Знакомство с буквой». При  использовании шариков Марблс  у детей повышается острота   фиксация   взора   становится   более   устойчивой, зрения, глазодвигательные функции, сопряженные  с движением   руки –  более координированными,   улучшается   целостное   зрительное   восприятие, предметные   представления   становятся   более   полными.   У   детей обогащается речь, развивается внимание и мышление. Использование   мною   здоровьесберегающих   технологий   при проведении   коррекционно­логопедической   работы,   а   также   создание наиболее   разнообразной,   интересной   для   ребёнка   речевой   среды способствует   решению   задач   гармоничного   развития   дошкольников более   результативно   и   в   короткие   сроки,   активизирует   психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.  На   сегодняшний   день   продолжаю   осваивать   и   внедрять     новые технологии   для  повышения   эффективности   процесса   коррекции  речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Выступление: Актуальные направления в работе логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе  логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе  логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе  логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе  логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе  логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе  логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе логопеда и пути их реализации

Выступление: Актуальные направления в работе  логопеда и пути их реализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018