ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.9
Документация
docx
дефектология
Детсад—4 кл
15.11.2020
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данный материал представлен для ознакомления педагогов с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - т.е. мнемотехнологии. Представляет интерес для педагогов в работе по развитию памяти и связной речи.
Использование приёмов мнемотехники для развития памяти младших школьников.docx

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

 

Ведущие семинара: учителя-логопеды

 

Цель: ознакомление педагогов/учителя начальных классов, воспитатели/ с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 

Задачи:

• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с принципами технологии, приемами  работы с мнемотаблицами на занятиях;

• дать рекомендации воспитателям по использованию мнемотаблиц при организации самостоятельной деятельности детей;

 

Практическая значимость: представляет интерес для педагогов в работе по развитию памяти и связной речи детей.

 

Прогнозируемый результат:

- получение педагогами /учителя начальных классов, воспитатели/   представления о методике работы по мнемотаблицам;

- активизация внедрения в образовательный процесс методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 

Материалы, оборудование: презентация, листы А4, фломастеры, ручки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход семинара

 

Организационный момент, сообщение темы

 

Новые стандарты, инновации,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы…

Что в современном уроке применить мы готовы?

 

 

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на нашем семинаре.

- Тема «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников».

 

-При работе с детьми  было замечено, что заучивание стихотворений вызывает у некоторых детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Мы увидели проблему - недостаточная сформированность психических качеств: внимания, мышления, воображения, памяти.

Перед нами возникали вопросы:

- Как научить младших школьников прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени?

- Как научить выделять главное в тексте или в речи?

Одна из основных задач, стоящая перед нами учителями- логопедами, это помочь учащимся преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями.

Поэтому  определили основное направление своей работы с детьми«Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников».

Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, а показать практически некоторые методические приёмы, которые мы используем в своей работе с детьми по развитию памяти.

 

 Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста.

 

- Многие младшие школьники испытывают затруднения при пересказе текстов, при заучивании стихотворений, и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» говорил (Конфуций).

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему,  используем в работе по развитию памяти приёмы мнемотехники.

 

Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми.

 

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Всем знакомый пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.

 

Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст. (Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания.)

 

Этапы работы с мнемотаблицами

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста.

С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

ü  развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

ü  развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;

ü  развитие связной речи.

 

- В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, логопед сам решает, как будет проходить работа с мнемотаблицей. Если это первая (пробная) мнемотаблица, то основную задачу берёт на себя логопед.

На начальном этапе логопед предлагает готовую план – схему.

(Приложение 1)

- Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3х этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

 

1.Работа с загадками и составление мнемодорожек.

- Попытаемся перекодировать информацию и прочитать, что здесь написано. Определите жанр прочитанного.

 «Мухи белые летели и на крышу мухи сели» (Ответ: Снег, это загадка)

С неба звездой на ладошки водой. (Ответ: Снежинка, это загадка)

(Приложение 2)

 

2.Работа со стихотворениями и составление мнемотаблиц. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

(Приложение 3)

З.Александрова «Снежок»

(В сокращении)

Снежок порхает, кружится,

на улицах бело,

и превратились лужицы,

в прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

сегодня – посмотри:

как розовые яблоки,

на ветках снегири.

 

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при пересказе текста.

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый для запоминания материал.

 

3.Индивидуальный подход к каждому учащемуся, предлагая дифференцированные задания.

1 вариант: «Сильные» ученики самостоятельно воспроизводят мнемотаблицу на листе бумаги. Для «слабых» учеников можно предложить следующие варианты : предложить разрезной дубликат мнемотаблицы , или необходимо заготовить бланк с 1-2-3 пустыми клетками, куда нужно вставить необходимые элементы.

2 вариант: Можно организовать работу по подгруппам (в данном случае учащимся предлагается воспроизвести только строчку или столбик мнемотаблицы). Затем всё объединяется и анализируется. В этом варианте задача усложняется, так как теряется связка ассоциаций.

Благодаря приему мнемотехники, нам удалось достичь следующих результатов:

ü  у детей появился интерес к заучиванию стихотворений;

ü  появилось желание пересказывать художественные произведения;

ü  активизируется словарный запас,

ü  улучшилась память детей;

ü  многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться в группе или перед классом.

4.Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

К. Бальмонт «Осень»


Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветках благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

 

Вторая группа – составление мнемотаблицы по загадке.

 

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

(Ответ: Февраль)

 

Третья группа – составление мнемотаблицы по рассказу:

«Весна»

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

 

Четвертая группа – составление «СИНКВЕЙНа» по нашей теме.

(В переводе с французского, синквейн – стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая

отношение к данной теме. 
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.)

Систематизацию полученных знаний о данной технологии проведем с помощью приема «Синквейн» (4 группа).

 

«Мнемотехника

Творческая, интересная

Развивает, облегчает, содействует

Система методов и приемов

Память»

 

Подведение итогов

Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют «думать при запоминании», «осмыслить запоминаемый материал».

Таким образом, использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

 

 

P.S. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе на занятиях обучения грамоте (при изучении букв алфавита); по развитию памяти и связной речи детей (при обучении составлению рассказов, при пересказах художественного произведения, при заучивании стихотворений, потешек, загадок); для обогащения словарного запаса, для развития речи - обучающие изложения и сочинения; на уроках математики (при решении задач); на уроках окружающего мира. Кроме того, мнемосхемы служат дидактическим материалом не только для развития памяти, но и для развития речи, особенно у детей с ОНР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

§  Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского (2-е изд.). – М.: Просвещение, 1979.- 288с.

§  Тихомирова Л.Ф.«Познавательные способности детей 5-7 лет»М.2005г.

§  Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 г.

 

Интернет-ресурсы:

§  http://festival.1september.ru/articles/516638/

§  http://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/ispol-zovanie-priemov mnemotehniki-v-nachal-noy-shkole-702737

§  http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-i-prezentacija-na-temu-mnemotehnika-odin-iz-yefektivnyh-metodov-i-priemov-v-rechevom-razviti-detei.html

§  http://logoportal.ru/ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-s-onr/.html

§  http://www.logoped.ru/sulus01.htm

§  http://www.stihi-rus.ru/1/Balmont/59.htm

§  http://www.vsezagadki.ru/2009/12/pro-zimu/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

https://arhivurokov.ru/videouroki/5/2/0/520f85a88b1efd39ba5663d889bc1feda965e9b8/phpIhZF3y_1_1.png

 

Овал 88

 

https://arhivurokov.ru/videouroki/5/2/0/520f85a88b1efd39ba5663d889bc1feda965e9b8/phpIhZF3y_1_3.png

 

https://arhivurokov.ru/videouroki/5/2/0/520f85a88b1efd39ba5663d889bc1feda965e9b8/phpIhZF3y_1_4.png

 

https://arhivurokov.ru/videouroki/5/2/0/520f85a88b1efd39ba5663d889bc1feda965e9b8/phpIhZF3y_1_5.png

 

 

https://arhivurokov.ru/videouroki/5/2/0/520f85a88b1efd39ba5663d889bc1feda965e9b8/phpIhZF3y_1_6.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

С

https://arhivurokov.ru/videouroki/5/2/0/520f85a88b1efd39ba5663d889bc1feda965e9b8/phpIhZF3y_1_7.png

 

https://arhivurokov.ru/videouroki/5/2/0/520f85a88b1efd39ba5663d889bc1feda965e9b8/phpIhZF3y_1_8.png

на

https://arhivurokov.ru/videouroki/5/2/0/520f85a88b1efd39ba5663d889bc1feda965e9b8/phpIhZF3y_1_9.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Ход семинара Организационный момент, сообщение темы

Ход семинара Организационный момент, сообщение темы

Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми

Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми

После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме

После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц

Мнемотехника Творческая, интересная

Мнемотехника Творческая, интересная

Список литературы: § Возрастная и педагогическая психология:

Список литературы: § Возрастная и педагогическая психология:

Приложение 1

Приложение 1

С на

С на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2020