Выступление на ГМО "Использование метода проектов на уроках окружающего мира"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
окружающий мир
4 кл
30.11.2017
Материал будет полезен учителям начальных классов, родителям. В нем описывается, что такое метод проектов, кто его придумал, какие проекты будут на уроках в 1-4 классах, как готовиться к урокам проектам, какие особенности этих занятий и какие универсальные учебные действия формируются при использовании этого метода.
Использование метода проекта на уроках окружающего мира.docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Метод проектов это новое слово, которое наши дети часто сейчас слышат.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого
драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради
бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Проект (от лат. рrojectus, букв. брошенный вперед),
Проектная деятельность содержит:
анализ проблемы;
постановка цели;
выбор средств ее достижения;
поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися
знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на
интеграционной основе).
Принципы организации проектной деятельности:
Проект должен быть посильным для выполнения;
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов Вести
подготовку учащихся к выполнению проектов
Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение
выбранной темы, плана работы.
В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать
свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает
индивидуальную оценку.
Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной
форме.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике
деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в
учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого
ученика на свой уровень развития.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее
решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для
системы образования.
Требования к учебному проекту — совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы
должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная
задача участников проекта. Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной
деятельности:
— Атрибуты несуществующего государства;
— Бизнесплан;
— Видеофильм;
— Выставка;
— Газета;
— Журнал;
— Законопроект;
— Праздник — Статья;
— Сценарий;
— Учебное пособие
Виды презентаций проектов могут быть различными, например:
— Игра с залом.
— Научный доклад.
— Отчет исследовательской экспедиции.
— Прессконференция.
— Путешествие.
— Реклама.
«Подводные камни» проектного метода
1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его
процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его
превращение в реферат.
Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом,
процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Проектный метод направлен на:
Развитие критического мышления;
Развитие творческого мышления;
Умения работать с информацией;
Умения работать в коллективе;
Владение культурой коммуникации.
Ученическое проектирование становится популярной формой организации
творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В
пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные
аргументы.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие
умения:
• определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и
операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои
действия;
• выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной
деятельности;
• проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые
модели объектов и явлений окружающего мира. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое
количество видов и разновидностей.
По количеству
участников
парный,
индивидуальн
ый, групповой
По
продолжительности
краткосрочный,
среднесрочный,
долгосрочный, мини
проект
По типу деятельности По
количеству
предметов
монопроект,
межпредметный
творческий,
исследовательский,
ролевоигровой,
практико
ориентированный,
информационный
Наиболее сложными из всех видов проектов по типу деятельности являются
исследовательские проекты. В полном объеме исследовательскую деятельность можно
организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик
являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой
деятельности, цель которой – найти чтото новое в привычном, раскрыть тайны
окружающего мира. В процессе познания окружающей действительности происходит
совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их любознательность. В
курсе «Окружающий мир» формируются многие первоначальные представления детей
о закономерностях окружающего мира, обеспечивающие переход от созерцания
явлений к осмыслению их сущности. Работа над учебной темой и исследовательским
проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое
целое, так как учебные исследования я рассматриваю, как особое направление
внеклассной работы тесно связанное с основным учебным процессом и
ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так
же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу
я провожу индивидуально с каждым ребенком или с группой детей.
Для работы над проектом отвожу часть урока, или внеурочное время
школьников. Небольшое количество урочного времени целесообразно использовать для
того, чтобы познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить
возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их предмет
исследования. В процессе работы над темой и реализацией проектов делаем обзоры
текущего состояния дел, дети представляют промежуточные презентации своей
деятельности, решаем организационные вопросы.
Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска в УМК
«Школы России» в курсе «Окружающий мир» начинается с первого класса. Основной
способ познания наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы
чувств. Дети знакомятся с главным способом получения научной информации –
экспериментом. Работая в парах, дети проводят свой первый опыт в теме «Мы познаем
окружающий мир с помощью органов чувств». В результате, которого они узнают, по
каким признакам и с помощью каких органов чувств можно узнать предметы?
Длительный эксперимент дети проводят, изучая тему «Животные – часть природы».
Они узнают, как появляется на свет и растет цыпленок. Тема «Растения – часть живой
природы»: дети узнают, что растения гибнут без воды и воздуха, что они растут и
размножаются. Все свои наблюдения дети записывают в дневники, делают соответствующие выводы. При изучении темы «Как расселяются растения на новые
места» ребята проверяют, переносятся ли семена на подошвах обуви человека.
При изучении темы «Зимние изменения в природе» дети участвуют в
исследовательском межпредметном проекте. Он нацелен на применение учащимися
интегрированных знаний из области естествознания, математики, филологии,
изобразительного искусства. По срокам проведения это среднесрочный проект,
рассчитанный на 4 учебные недели, из которых экспериментальная часть заняла 3
недели.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники
представляют на мини конференции. Доминирующая деятельность в этом проекте –
исследовательская,
выполнение творческих заданий позволяет использовать
разнообразные источники информации, в том числе и собственные наблюдения. В
проекте реализуются следующие темы: «Пришла зима», «Снежные загадки», «Жизнь
лесных зверей зимой», «Как помочь птицам зимой», «Есть ли жизнь в воде подо
льдом?», «Как зимуют травы, кустарники и деревья». Основополагающий вопрос
данного проекта «Изменилась ли природа с приходом зимы?» На организационном
этапе все учащиеся делятся на группы по интересам. На первом уроке определяется
тема, цель, выдвигается гипотеза, составляется план, и определяются вопросы для
исследования, раздаются командам опросные листы, шаблоны, список литературы.
Работа по исследованию проблемы, находящейся в центре внимания данного проекта,
проводится учениками самостоятельно либо с участием родителей. Продуктом этого
проекта являются небольшие сообщения по данным темам, которые оформляются в
виде книгималышки. Презентация книжки проводится на празднике «Здравствуй,
зимушка – зима!», на котором дети получают оценку своего труда. Ученики, принявшие
участие в проекте, награждаются призами и грамотами.
Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик получает совет для
улучшения работы. Для оценки результатов формируется жюри. В его состав входят
учитель, родители, дети.
Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках
окружающего мира не вытесняет классноурочную систему, а наряду с другими
активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах.
При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов, конечно же,
отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стиля детской
жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в
самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей,
способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного
интереса. В первом классе это наличие только ситуативного интереса, но уже во
втором классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к
исследовательской деятельности.
Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет
сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает
рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням
роста – от проекта к проекту. Приложение 1.
Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность
Рассмотрим основные особенности уроков, содержащих проектную деятельность.
Структура уроков такова.
Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети
знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще и конкретной деятельности
на данном уроке. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на
инициативные группы. Это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы,
иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления
совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с
образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учетом
дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы
«аналитиков» и «испытателей».
Второй этап на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по
разному в зависимости от содержания урока.
Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла
подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших
уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также
необходим для определения основных разделов проекта.
Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности.
В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа
проводится в группах. Причем работа может быть организована поразному. Каждый
раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат
оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов
деятельности групп. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего
раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока
очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен
внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Начинают работу
«экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать
выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и т.д. Наглядное
подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За
практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом
отвечают «испытатели».
Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На
этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при
необходимости может внести коррективы.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в
основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать
положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.
Приложение 2.
Вашему вниманию я представляю результат проекта в 3 классе по теме: «Наши
ближайшие соседи»
Проект подготовлен по учебнику А . Плешакова. «Окружающий мир» 3 класс.
Целями нашего проекта:
познакомить детей с государствами – ближайшими соседями России;
углубить знания национальностей;
познакомить с национальными костюмами, знаменитыми людьми; денежными
единицами.
разобраться с понятиями «экономика», «ресурсы»
прививать детям терпимость к другим народам. Учащиеся должны понимать, что
Россия многонациональная страна, в которой живут народы наших стран соседей.
научить детей работать в группе, распределять материал, работать с
дополнительной литературой;
Научить защищать свою точку зрения и свою работу.
Проектная работа началась с распределения тем для каждой группы.
Далее ребята получили план, по которому они представят работу:
1. Название государства;
2. Глава государства;
3. Денежные единицы;
4. Национальные костюмы;
5. Полезные ископаемые;
6. Что производит страна?
7. Исторические и культурные ценности;
8. Знаменитые люди.
Проект должен быть представлен в виде газеты. Время выполнения 2 недели.
Ребята разделились по плану. Кто, какие пункты представляет, и начали работу.
По истечении подготовительной работы, в которой принимали участие не только
дети, но и родители, ребята готовили свои газеты и на больших переменах, и после
уроков, наступил период презентации своих работ. Результат вы видите. Дети научились договариваться друг с другом. Эта работа
сплотила и учеников и их родителей. Бесценный опыт получили ученики при работе по
подбору материала.
Проектная деятельность дает возможность нашим ребятам почувствовать себя не
только учениками, получающими все на блюдечке, в готовом виде, но и самостоятельно
добывающими знания учениками.
Литература
1.
2.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Васильев В. Проектноисследовательская технология: развитие мотивации. –
Народное образование. – М., 2000, № 9.
3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников:
4.
5.
Книга для учителя начальных классов. – М.: ВентанаГраф, 2004.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.:
АПКиПРО, 2002.
Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/
К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Выступление на ГМО "Использование метода проектов на уроках окружающего мира"
Выступление на ГМО "Использование метода проектов на уроках окружающего мира"
Выступление на ГМО "Использование метода проектов на уроках окружающего мира"
Выступление на ГМО "Использование метода проектов на уроках окружающего мира"
Выступление на ГМО "Использование метода проектов на уроках окружающего мира"
Выступление на ГМО "Использование метода проектов на уроках окружающего мира"
Выступление на ГМО "Использование метода проектов на уроках окружающего мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.