Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
29.01.2019
В выступлении подробно описывается личность педагога дополнительного образования, требования, предъявляемые к ней, направления деятельности педагога дополнительного образования. Опираясь на структуру деятельности педагога, определены умения, которыми должен владеть педагог дополнительного образования. Даны рекомендации педагогам по регулированию своего психо-эмоционального состояния. Приведены высказывания классиков.
личность педагога.docx
Личность педагога дополнительного образования в современном мире.
(выступление на методическом совете 17.01.2019 г.)
Пристинская О.В.,
Методист
МКУ ДО «Дом детского творчества»
г.Новопавловска
В системе непрерывного образования в последнее время особое место
принадлежит дополнительному образованию, которое выступает как средство
мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое
разнообразие видов деятельности. Развитие ребенка подкрепляется
возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида
деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять
постоянные запросы детей, помочь снизить негативные последствия
незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества,
усилить внимание к социально обездоленным детям.
"Труд, творчество, талант" три важных понятия, неразрывно
связанных с профессией педагогамастера. Каждый педагог дополнительного
образования выбирает свою дорогу к Мастерству: кто то начинает ее с
красного диплома в педагогическом институте или колледже, ктото по зову
сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы
детства приходит в дополнительное образование со своей уникальной
профессией "Успехом творчества" и постигает педагогику через
самообразование. Педагог профессия особая, поскольку рядом с ним всегда
находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это те
люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом
это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое
качество, как современный имидж. Далее следует вкус к жизни, умение
общаться с людьми.
Педагогическая профессия относится к группе профессий,
предметом которых является другой человек. Сущность педагогической
профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение,
преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана
с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга.
Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется
характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии
является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать
знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях,
закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере
владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей
педагога является налаживание контакта с обучающими, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной
предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий
других людей на их достижение. Так, в профессии педагога дополнительного
образования детей умение общаться становится профессионально
необходимым качеством.
Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного
процесса в нашем учреждении дополнительного образования, является не
столько желание администрации учреждения и ее обоснованная
управленческая деятельность, сколько педагогически грамотная, слаженная и
целенаправленная работа педагогического коллектива, каждый член которого
осознает свое профессиональное мастерство и, как следствие, свой
профессиональный долг.
Образно говоря, наше учреждение можно представить в виде дерева,
которое растет на общественной почве и дает ему свои плоды. Каждое
объединение отдельная ветвь на стволе этого дерева. А каждый листик – это
отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого
дерева – моральнопсихологические качества личности учащихся. Хороший
педагог в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы
плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени
не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Организационная
культура нашего учреждения в целом создает необходимые условия для того,
чтобы ее выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором
работает умный садовник.
Основными сложностями на пути достижения контакта педагога с
обучающимися, является традиционное следование авторитарной системе
обучения или недостаток опыта,
сопровождающийся отсутствием
определенной линии поведения сопряженное с постоянным поиском
правильной педагогической позиции. Своеобразие педагогической профессии
состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический,
коллективный и творческий характер. В процессе развития педагогической
профессии, у нее обозначились две социальные функции: адаптивная и
гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением
человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся
социуме. Содержание адаптивного воспитания человека зависит от времени и
различных политических и общественных состояний. Гуманистическая
направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его
индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности,
педагог является хранителем человеческой личности, как величайшей
ценности, остающейся неизменной при любых условиях. Обе эти функции
должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в
формировании личности.
Коллективный характер педагогической профессии имеет свои
особенности. В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, педагог должен не только руководить и управлять, но так же
сотрудничать. То есть конечный результат работы педагога зависит не только
от его действий, но и от воздействий на ученика или ученический коллектив
других педагогов, родителей, товарищей и множества окружающих факторов.
Для организации активного и целенаправленного функционирования
ученического коллектива требуется много усилий и педагогический опыт.
Творческий характер педагогической деятельности является
важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет
его вклад собственных возможностей, способностей и усилий в свою
деятельность. Педагогическое творчество имеет обширную область
применения и охватывает такие стороны педагогической деятельности, как
планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Опыт
исследований в этой области показывает, что наибольшее творчество
проявляют педагоги опытные, имеющие большое количество накопленной
информации для исследований, анализа и выработки на основе этого
нестандартных решений. Существуют некоторые наиболее общие правила
эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование
результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств,
необходимых для проверки предположения и достижения искомого
результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Творчество педагога может проявляться не только в процессе реализации
учебновоспитательного процесса, но так же в собственном развитии и
улучшении личных и профессиональных качеств. Только у педагога,
относящегося к работе творчески, обучающиеся будут творческими
саморазвивающимися личностями.
Деятельность педагога направлена на проектирование,
конструирование учебного процесса и его осуществление. Опираясь на
структуру деятельности педагога, определены следующие его умения:
прогностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег,
анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного
процесса и результатов педагогической деятельности);
связанные с анализом
собственной деятельности и проектированием учебновоспитательного
процесса);
организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность
учащихся в соответствии с поставленными целями);
коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия
в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения
передачи информации в процессе педагогического общения);
прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и
иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы
(пение, хореография, спорт и т.д.)).
конструктивнопроектировочные
(умения, Нетрудно заметить, что представленные компоненты не только
взаимосвязаны, но иногда и достаточно сильно пересекаются. Все компоненты
педагогической деятельности образуют целостную динамическую структуру,
в которой «одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль,
другие – второстепенную, подчиненную. В деятельности педагогамастера при
ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются
все ее компоненты.
Хочу отметить, что в нашем учреждении работают только творческие
люди, способные решать нестандартно различные педагогические ситуации,
использующие различные методы и приемы в образовательном процессе,
направленные на развитие творческих способностей детей.
Уважаемые коллеги, обратите ваше внимание на таблицу, которая
составлена на основании требований к профессиональному труду педагогов,
представленных в нормативных документах по аттестации педагогов
насколько наш
дополнительного образования,
“коллективный портрет”
соответствует
“нормативному”.
Должностные обязанности педагога
с целью: выявить,
педагогапрофессионала
Педагог должен знать
Осуществляет
1.
дополнительное
образование обучающихся, развивает их
разнообразную творческую деятельность.
2. Комплектует состав обучающихся
объединения и принимает меры по
сохранению его в течение срока обучения.
3. Использует разнообразные приемы,
методы и средства обучения.
Соблюдает права и свободу
4.
обучающихся.
5. Участвует в работе педагогических,
методических советов, в проведении
родительских собраний, воспитательных и
других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой.
6. Участвует в разработке и реализации
образовательных программ,
несет
ответственность
за качество их
выполнения.
1. Конституцию РФ.
2. Законы РФ.
3. Решения Правительства РФ и
органов образования по вопросам
образования.
4. Конвенцию о правах ребенка.
5. Педагогику.
6. Психологию. 7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья,
обучающихся в период образовательного
процесса.
7. Возрастную физиологию и
гигиену.
8. Выявляет творческие способности
обучающихся, способствует их развитию.
8. Методику поиска и поддержки
талантов.
9.
Поддерживает одаренных и
талантливых воспитанников, в т. ч. детей,
имеющих отклонения в развитии.
Содержание,
методику и
9.
организацию
эстетической,
туристской – краеведческой,
досуговой и др. деятельности,
отдыха и развлечений.
10. Организует участие обучающихся в
массовых мероприятиях.
Программы
10.
объединений.
занятий
11. Выполняет правила и нормы охраны
труда,
техники безопасности и
противопожарной защиты.
Повышает
12.
квалификацию.
профессиональную
11. Основы детских коллективов.
12. Нормы и правила охраны
труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.
Наши знания о самих себе поверхностны и это может быть помехой в
профессиональной деятельности.
Для успешной деятельности необходимо переосмыслить свои
представления о себе как о профессионале;
Следует четко знать квалификационные требования, которые
предъявляются к педагогу в ходе аттестации;
Педагог дополнительного образования должен обладать следующими
личностными качествами:
быть чутким и доброжелательным;
понимать потребности и интересы детей;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
обладать широким кругом интересов и умений; быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с
обучением и воспитанием детей;
быть активным;
обладать чувством юмора;
располагать творческим потенциалом;
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и
постоянному самосовершенствованию.
Любому педагогу важно уметь регулировать свое психо
эмоциональное состояние. В овладении своим эмоциональным миром
большую помощь могут оказать автогенная тренировка, медитация, тренинги.
Я предлагаю вам зачитывать несколько педагогических настроев в разных
рабочих ситуациях.
Настрой на учебное занятие.
Сейчас я должен быстро настроиться на предстоящее занятие. Мысленным
взором я охватываю всех детей, находящихся в кабинете. Я хорошо чувствую
атмосферу и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого
по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я четко представляю себе
план занятия и что я должен на нем сегодня делать. Я готов к
непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени.
Во время занятия я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени
для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран
и освещен улыбкой.
Настрой на проверку.
Сегодня ко мне на занятие придут проверяющие. Для меня это не очень
приятно, как не приятно бывает всегда, когда тебя ктото контролирует. Я
знаю свой материал хорошо, план занятия я держу в голове. Мне нечего
волноваться. Я собран и спокоен.
Если же я почувствую, что от присутствия проверяющего начинаю терять
самообладание, я тут же надвину на него матовый стеклянный колпак, с тем
чтобы не видеть и не замечать его. Так что вперед, к победе!
Настрой на серьезный разговор. Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор. От его исхода зависит
успех моего дела, которому я служу. Я сосредотачиваюсь, собираюсь с
мыслями, активизирую все свои внутренние возможности и весь свой
профессиональный опыт.
Я готов к неожиданным вопросам и знаю, как надо на них ответить. Как
хороший боксер я могу держать удар.
Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу в голове. Я готов
пустить их в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и
возможности. Я знаю, я верю, я все преодолею.
точность работы,
Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной
пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых
свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая
скорость работы,
безвредность работы для
психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения
сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.
Очень важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как
профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через
публичные благодарности, признание руководителей и т.д. Чем ниже
самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше,
и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка
является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут
быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к
работнику по проблематике,
связанной с его профессиональной
деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.
Немаловажную роль играет способность специалиста
адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его
социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только
потенциальной возможностью человека, если личностные качества не
позволяют его применять.
Проблему педагогического творчества и совершенствования
профессионального мастерства педагогам следует решать комплексно, в
процессе творческого саморазвития педагога. Каждый педагог может стать
творческим педагогом «…при большом стремлении, ясной цели, при упорстве
и трудолюбии, при непрекращающейся работе по самообразованию, развитию
общей культуры личности…». Постоянное творческое профессионально
личностное самовоспитание поможет педагогу развить в себе необходимые
качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и
стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую
лабораторию. Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие
личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является
профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой
мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера
можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой
для формирования и развития личности ребенка.
Закончить своё выступление я хочу словами Роберта
Рождественского, которые полностью относятся к удивительной профессии
педагог дополнительного образования:
Мир стареет в былых надеждах.
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе МАСТЕРА.
Те, кто в жизни постичь смогли
Щедрость камня, душу металла,
Свежесть формулы,
Соль земли….
Р. Рождественский
Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.