Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Оценка 4.7

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
29.01.2019
Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
В выступлении подробно описывается личность педагога дополнительного образования, требования, предъявляемые к ней, направления деятельности педагога дополнительного образования. Опираясь на структуру деятельности педагога, определены умения, которыми должен владеть педагог дополнительного образования. Даны рекомендации педагогам по регулированию своего психо-эмоционального состояния. Приведены высказывания классиков.
личность педагога.docx
Личность педагога дополнительного образования в современном мире. (выступление на методическом совете 17.01.2019 г.) Пристинская О.В., Методист  МКУ ДО «Дом детского творчества»  г.Новопавловска                В системе непрерывного образования в последнее время особое место принадлежит дополнительному образованию, которое выступает как средство  мотивации   развития   личности   к   познанию   и   творчеству   через   широкое разнообразие   видов   деятельности.   Развитие   ребенка   подкрепляется возможностями   создания   ситуации   успеха   и   свободой   смены   вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные   запросы   детей,   помочь   снизить   негативные   последствия незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.                            "Труд, творчество, талант" ­ три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога­мастера. Каждый педагог дополнительного образования   выбирает   свою   дорогу   к   Мастерству:   кто   ­   то   начинает   ее   с красного диплома в педагогическом институте или колледже, кто­то по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы детства   приходит   в   дополнительное   образование   со   своей   уникальной профессией   ­   "Успехом   творчества"   и   постигает   педагогику   через самообразование. Педагог ­ профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом ­ это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество,   как   современный   имидж.   Далее   следует   вкус   к   жизни,   умение общаться с людьми.                                  Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом   которых   является   другой   человек.   Сущность   педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером   его   деятельности.   Особенностью   педагогической   профессии является   ее   двойственность:   с   одной   стороны   педагог   должен   обладать знаниями   о   человеке,   его   возрастных   психологических   особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога   является   налаживание   контакта   с  обучающими,  далее  –  передача знаний,   формирование   умений   и   навыков,   соответствующих   конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение. Так, в профессии педагога дополнительного образования   детей   умение   общаться   становится   профессионально необходимым качеством.        Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса   в   нашем   учреждении   дополнительного   образования,   является   не столько   желание   администрации   учреждения   и   ее   обоснованная управленческая деятельность, сколько педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная работа педагогического коллектива, каждый член которого осознает   свое   профессиональное   мастерство   и,   как   следствие,   свой профессиональный долг.               Образно говоря, наше учреждение можно представить в виде дерева, которое   растет   на   общественной   почве   и   дает   ему   свои   плоды.   Каждое объединение ­ отдельная ветвь на стволе этого дерева. А каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально­психологические качества личности учащихся. Хороший педагог в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не  осыпалась  листва, а плоды  радовали   бы  окружающих.  Организационная культура нашего учреждения в целом создает необходимые условия для того, чтобы   ее  выпускники   были   подобны   плодам   из   хорошего   сада,   в  котором работает умный садовник.              Основными   сложностями   на   пути   достижения   контакта   педагога   с обучающимися,   является   традиционное   следование   авторитарной   системе обучения   или   недостаток   опыта,   сопровождающийся   отсутствием определенной   линии   поведения   сопряженное   с   постоянным   поиском правильной педагогической позиции. Своеобразие педагогической профессии состоит   и   в   том,   что   она   по   своей   природе   имеет   гуманистический, коллективный и творческий характер. В процессе развития педагогической профессии,   у   нее   обозначились   две   социальные   функции:   адаптивная   и гуманистическая.   Адаптивная   функция   связана   с   приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Содержание адаптивного воспитания человека зависит от времени и различных   политических   и   общественных   состояний.   Гуманистическая направлена   на   гармоничное,   полноценное   развитие   человека   с   учетом   его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог   является   хранителем   человеческой   личности,   как   величайшей ценности,   остающейся   неизменной   при   любых   условиях.   Обе   эти   функции должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в формировании личности.                          Коллективный характер педагогической профессии имеет свои особенности.   В   отличие   от   других   профессий,   подразумевающих   работу   с людьми,   педагог   должен   не   только   руководить   и   управлять,   но   так   же сотрудничать. То есть конечный результат работы педагога зависит не только от его действий, но и от воздействий на ученика или ученический коллектив других педагогов, родителей, товарищей и множества окружающих факторов. Для   организации   активного   и   целенаправленного   функционирования ученического коллектива требуется много усилий и педагогический опыт.                             Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет его   вклад   собственных   возможностей,   способностей   и   усилий   в   свою деятельность.   Педагогическое   творчество   имеет   обширную   область применения и охватывает такие стороны педагогической деятельности, как планирование,   организацию,   реализацию   и   анализ   результатов.   Опыт исследований   в   этой   области   показывает,   что   наибольшее   творчество проявляют   педагоги   опытные,   имеющие   большое   количество   накопленной информации   для   исследований,   анализа   и   выработки   на   основе   этого нестандартных   решений.   Существуют   некоторые   наиболее   общие   правила эвристического   поиска:   анализ   педагогической   ситуации;   проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых   для   проверки   предположения   и   достижения   искомого результата;   оценка   полученных   данных;   формулировка   новых   задач. Творчество   педагога   может   проявляться   не   только   в   процессе   реализации учебно­воспитательного   процесса,   но   так   же   в   собственном   развитии   и улучшении   личных   и   профессиональных   качеств.   Только   у   педагога, относящегося   к   работе   творчески,   обучающиеся   будут   творческими саморазвивающимися личностями.                           Деятельность   педагога   направлена   на   проектирование, конструирование   учебного   процесса   и   его   осуществление.   Опираясь   на структуру деятельности педагога, определены следующие его умения: ­   прогностические   (умения   расширять   свои   знания,   изучать   опыт   коллег, анализировать   собственный   опыт   или   исследование   учащихся,   учебного процесса и результатов педагогической деятельности); ­   связанные   с анализом собственной   деятельности   и   проектированием   учебно­воспитательного процесса); ­ организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями); ­ коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения); ­   прикладные   (умения,   определяемые   художественными,   спортивными   и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т.д.)).   конструктивно­проектировочные   (умения, Нетрудно заметить, что представленные компоненты не только взаимосвязаны, но иногда и достаточно сильно пересекаются. Все компоненты педагогической деятельности образуют целостную динамическую структуру, в которой «одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие – второстепенную, подчиненную. В деятельности педагога­мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты.               Хочу отметить, что в нашем учреждении работают только творческие люди, способные решать нестандартно различные педагогические ситуации, использующие   различные   методы   и   приемы   в   образовательном   процессе, направленные на развитие творческих способностей детей.              Уважаемые коллеги, обратите ваше внимание на таблицу, которая составлена на основании требований к профессиональному труду педагогов, представленных   в   нормативных   документах   по   аттестации   педагогов   насколько   наш дополнительного   образования, “коллективный   портрет” соответствует “нормативному”.  Должностные обязанности педагога    с   целью:   выявить,   педагога­профессионала   Педагог должен знать   Осуществляет 1.   дополнительное образование   обучающихся,   развивает   их разнообразную творческую деятельность.  2.   Комплектует   состав   обучающихся объединения   и   принимает   меры   по сохранению его в течение срока обучения. 3.   Использует   разнообразные   приемы, методы и средства обучения.    Соблюдает   права   и   свободу 4. обучающихся.  5.   Участвует   в   работе   педагогических, методических   советов,   в   проведении родительских собраний, воспитательных и других   мероприятий,   предусмотренных образовательной программой.  6.   Участвует   в   разработке   и   реализации образовательных   программ,   несет ответственность   за   качество   их выполнения.  1. Конституцию РФ.  2. Законы РФ.  3.   Решения   Правительства   РФ   и органов образования по вопросам образования.  4. Конвенцию о правах ребенка.  5. Педагогику.  6. Психологию. 7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся в период образовательного процесса.  7.   Возрастную   физиологию   и гигиену.  8.   Выявляет   творческие   способности обучающихся, способствует их развитию.  8. Методику поиска и поддержки талантов.  9.   Поддерживает   одаренных   и талантливых воспитанников, в т. ч. детей, имеющих отклонения в развитии.    Содержание,     методику   и 9. организацию эстетической, туристской   –   краеведческой, досуговой   и   др.   деятельности, отдыха и развлечений.  10.   Организует   участие   обучающихся   в массовых мероприятиях.    Программы   10. объединений.  занятий 11.  Выполняет   правила   и   нормы   охраны труда,   техники   безопасности   и противопожарной защиты.    Повышает 12. квалификацию.    профессиональную 11. Основы детских коллективов.  12.   Нормы   и   правила   охраны труда,   техники   безопасности   и противопожарной защиты.  Наши   знания   о   самих   себе   поверхностны   и   это   может   быть   помехой   в профессиональной деятельности.  Для   успешной   деятельности   необходимо   переосмыслить   свои представления о себе как о профессионале;  Следует   четко   знать   квалификационные   требования,   которые предъявляются к педагогу в ходе аттестации; Педагог   дополнительного   образования   должен   обладать   следующими личностными качествами:   быть чутким и доброжелательным;  понимать потребности и интересы детей;  иметь высокий уровень интеллектуального развития;  обладать широким кругом интересов и умений;  быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;  быть активным;  обладать чувством юмора;  располагать творческим потенциалом;  проявлять   гибкость,   быть   готовым   к   пересмотру   своих   взглядов   и постоянному самосовершенствованию.                         Любому   педагогу   важно   уметь   регулировать   свое   психо­ эмоциональное   состояние.   В   овладении   своим   эмоциональным   миром большую помощь могут оказать автогенная тренировка, медитация, тренинги. Я   предлагаю   вам   зачитывать   несколько   педагогических   настроев   в   разных рабочих ситуациях.  Настрой на учебное занятие.  Сейчас я должен быстро настроиться на предстоящее занятие. Мысленным взором я охватываю всех детей, находящихся в кабинете. Я хорошо чувствую атмосферу и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я четко представляю себе план   занятия   и   что   я   должен   на   нем   сегодня   делать.   Я   готов   к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени. Во время занятия я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран и освещен улыбкой.  Настрой на проверку.  Сегодня   ко   мне   на   занятие   придут   проверяющие.   Для   меня   это   не   очень приятно, как не приятно бывает всегда, когда тебя кто­то контролирует. Я знаю   свой   материал   хорошо,   план   занятия   я   держу   в   голове.   Мне   нечего волноваться. Я собран и спокоен.  Если  же я  почувствую,  что от  присутствия проверяющего  начинаю  терять самообладание, я тут же надвину на него матовый стеклянный колпак, с тем чтобы не видеть и не замечать его. Так что вперед, к победе! Настрой на серьезный разговор. Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор. От его исхода зависит успех   моего   дела,   которому   я   служу.   Я   сосредотачиваюсь,   собираюсь   с мыслями,   активизирую   все   свои   внутренние   возможности   и   весь   свой профессиональный опыт.  Я  готов  к   неожиданным   вопросам   и  знаю,  как   надо  на  них  ответить.  Как хороший боксер я могу держать удар.  Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу в голове. Я готов пустить их в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и возможности. Я знаю, я верю, я все преодолею.   точность   работы,                 Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности   человека   к   деятельности,   значительное   развитие   которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость   работы,   безвредность   работы   для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.                Очень важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала   при   высокой   экспертной   оценке   со   стороны   коллег   через публичные   благодарности,   признание   руководителей   и   т.д.   Чем   ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и   тем,   как   правило,   ниже   профессионализм.   Высокая   экспертная   оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег  по профилю специалиста. Частота  обращений к работнику   по   проблематике,   связанной   с   его   профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.                                   Немаловажную   роль   играет   способность   специалиста адаптироваться   к   неблагоприятным   условиям   деятельности,   а   также   его социализированность   в   целом.   Развитый   интеллект   может   остаться   только потенциальной   возможностью   человека,   если   личностные   качества   не позволяют его применять.                                  Проблему педагогического творчества и совершенствования профессионального   мастерства   педагогам   следует   решать   комплексно,   в процессе творческого саморазвития педагога. Каждый педагог может стать творческим педагогом «…при большом стремлении, ясной цели, при упорстве и трудолюбии, при непрекращающейся работе по самообразованию, развитию общей   культуры   личности…».   Постоянное   творческое   профессионально­ личностное самовоспитание поможет педагогу развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать   мастером   педагогического   труда,   создать   собственную   творческую лабораторию. Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.                                     Закончить   своё   выступление   я   хочу   словами   Роберта Рождественского, которые  полностью относятся к удивительной профессии ­ педагог дополнительного образования: Мир стареет в былых надеждах.  Но сегодня, как и вчера, На плечах эту землю держат И несут на себе МАСТЕРА.  Те, кто в жизни постичь смогли Щедрость камня, душу металла, Свежесть формулы, Соль земли….  Р. Рождественский

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"

Выступление на методическом совете "Личность педагога дополнительного образования в современном мире"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019