Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»
Оценка 4.7

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
воспитательная работа
3 кл
26.05.2017
Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»
В настоящее время факт стремительного роста числа детей с недостатком интеллекта неоспорим. Именно поэтому профессиональная деятельность педагога на современном этапе развития специального (коррекционного) образования приобретает фундаментальную важность. Для эффективного решения педагогических задач на современном уровне нужны специалисты, осознающие важность решаемых проблем, способные осваивать новые педагогические технологии, овладевать особыми методами и приемами, соответствующими специфике психофизического развития детей данной категории. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки на добрые дела. Нравственно-эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта - это процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек, нравственного поведения, воспитания эстетических взглядов, вкусов, понимания прекрасного во всех его проявлениях.
доклад.doc
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ­СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА­ИНТЕРНАТ № 5» Доклад  «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество» Подготовила: Беркович Татьяна Ивановна Омск ­ 2014 Формирование нравственных качеств у младших школьников  через творчество В настоящее время факт стремительного роста числа детей с недостатком интеллекта   неоспорим.   Именно   поэтому   профессиональная   деятельность педагога   на   современном   этапе   развития   специального   (коррекционного) образования   приобретает   фундаментальную   важность.   Для   эффективного решения   педагогических   задач   на   современном   уровне   нужны   специалисты, осознающие   важность   решаемых   проблем,   способные   осваивать   новые педагогические   технологии,   овладевать   особыми   методами   и   приемами, соответствующими   специфике   психофизического   развития   детей   данной категории. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее   и   радостнее   воспринимать   жизнь,   видеть   мир   тоньше,   радужнее. Восприимчивость   к   красивому   не   только   обогащает   его   духовно,   но   и направляет его поступки на добрые дела. Нравственно­эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта ­ это процесс формирования у них моральных качеств,   навыков   и   привычек,   нравственного   поведения,   воспитания эстетических взглядов, вкусов, понимания прекрасного во всех его проявлениях. Для целенаправленного нравственного становления личности детей данной категории   необходимы   четкая   организация   их   жизни,   ежедневная   практика нравственного поведения, привитие трудовых навыков и умений, подготовка к жизни в обществе. Чем аккуратнее, уважительнее, трудолюбивее, послушнее, скромнее наши дети, тем охотнее принимают их окружающие, тем легче войти им во взрослую жизнь. Сегодня   наиболее   значимым   в   работе   любого   образовательного учреждения   является   духовно   –   нравственное   воспитание   и   развитие школьников.   При   организации   данного   процесса     учитываются   возрастные особенности   обучающихся,   уровень   их   развития   и   психо   –   эмоционального состояния.   Нарушения   эмоциональной   сферы   и   поведения   проявляются   в эмоциональной   неустойчивости   детей,   слабости   у   них   волевых   установок, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности. Особенно   у   наших   воспитанников   нарушено   мышление.   Фразовая   речь представлена   однословными   и   двухсловными   предложениями.   Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Их высказывания отличаются крайней бедностью.  Исходя из вышесказанного, в процессе воспитательной деятельности мы решили обратиться к народному творчеству, так как оно  способствует развитию восприятия, мышления, памяти, а также речи детей. Оно обладает огромной силой эмоционального воздействия, несет понятное детям содержание.  Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в школьном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.   Давыдов   в   послесловии   к   книге   Л.С.   Выготского   «Воображение   и творчество   в   детском   возрасте»   указывает   на   то,   что   творчество   является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л.   Малагуцци   (основателя   известной   во   всем   мире   итальянской   школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за   пределами   известного,   умение   предсказывать   и   принимать   неожиданные решения. Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию   субъективно   нового   продукта,   изучается,   как   правило,   в   русле исследования   именно   той   деятельности,   в   которой   оно   формируется   (П.М. Якобсон,   Н.А.   Ветлугина,   К.В.   Тарасова,   О.С.   Ушакова,   А.Г.   Тамбовцева (Арушанова),   Т.В.   Кудрявцев   и   др.).   Отсюда   вытекают   и   специфические показатели   развития   творчества   (художественное,   словесное,   театрально­ игровое   и   музыкальное),   связанные   прежде   всего   с   анализом   продукта деятельности. Художественно­творческие способности являются одним из компонентов общей   структуры   личности.   Развитие   их   способствует   развитию   личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно­творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать,   наблюдать,   рассуждать,   обобщать,   то   у   него,   как   правило, обнаруживается   высокий   уровень   интеллекта.   Такой   ребенок   может   быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений   (лидерство),   психомоторной   (спорт),   творческой,   где   его   будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных   и   зарубежных   психологов,   которые   раскрывают   свойства   и качества   творческой   личности,   были   выделены   общие   критерии   творческих способностей:   готовность   к   импровизации,   оправданную   экспрессивность, новизну,   оригинальность,   легкость   ассоциирования,   независимость   мнений   и оценок, особую чувствительность. А.В.   Запорожец   утверждал,   что   «детское   художественное   творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями   его   проявления,   разрабатывать   методы,   побуждающие   и развивающие   детское   творчество.   Он   отводил   большую   роль   занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства,   которое   играет   большую   роль   в   общем   и   творческом   развитии ребенка.  Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности ­ организация   интересной   содержательной   жизни   ребенка:   организация повседневных   наблюдений   за   явлениями   окружающего   мира,   общение   с искусством,   материальное   обеспечение,   а   также   учет   индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности,   организация   атмосферы   творчества   и   мотивация   задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения   темы,   поставленной   педагогом,   до   самостоятельной   постановки, удержания   и   выполнения   темы   является   одной   из   важных   задач   обучения. Следующей   задачей   является   формирование   восприятия,   так   как изобразительная   деятельность   возможна   на   уровне   сенсорного   восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления.   Для   создания   художественно­выразительного   образа   необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства. Роль педагога имеет большое значение при организации театрализованной деятельности   с   детьми   с   нарушением   интеллекта.   Педагогу   необходимо создавать   условия   для   развития   творческой   активности   детей   в театрализованной   деятельности:   свободно   держаться   при   выступлении   перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям,   включение   в   спектакли   детей   с   речевыми   трудностями,   обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами   мимики,   пантомимы,   выразительных   движений   и   интонаций   (при передаче   характерных   особенностей   персонажей,   своих   эмоциональных состояний,   переживаний;   выбор   сюжетов   драматизации,   ролей,   атрибутов, костюмов, видов театров). Для   полного   использования   развивающего   потенциала   малых   форм фольклора,   мы   применяем   его   в   различных   режимных   моментах,   играх, воспитательных     проведении самоподготовки,   физминутках   и   т.д.  При   отборе   фольклорных   произведений опираемся на такие принципы, как:   фольклорных   праздниках, занятиях,    доступность содержания,   познавательная  и нравственная  значимость,  возможность   формирования     умения   «чувствовать»   окружающий мир. Для   более   детального   ознакомления   воспитанников   с   фольклором, приобщения   их   к   культуре   русского   народа   мы   разработали   также образовательный   проект   «Тили­бом!   Тили­бом!»,   целью   которого   является создание оптимальных условий для развития личности ребенка через творческое самовыражение. На достижение поставленной цели направлены задачи, такие как:  развитие   познавательной   сферы,   навыков   взаимодействия   со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами;  формирование   опыта   эстетического,   эмоционально­нравственного отношения к окружающему миру; воспитание   интереса   к   народному   творчеству,   художественной   литературе, чтению;  формировать   потребность   и   умение   выражать   себя   в   доступных видах творчества; самореализация обучающихся в процессе проектной деятельности и проводимых мероприятий; формирование проектной структуры мышления.  В   процессе   реализации   с   участием   социальных   партнеров   проекта (бибилиотеки) слушали и заучивали различные потешки, играли в подвижные речевые   игры,   пели,   инсценировали.   Особенное   внимание   было   уделено художественному   творчеству:   рисовали   в   различных   техниках   (красками, карандашами,   витражными   красками   ,ладошками),   занимались   аппликацией, бумагопластикой, лепили персонажей из пластилина и солемучного теста. Опираясь на примеры христианской культуры, можно говорить с детьми о доброте и скупости, о выборе между добром и злом, о других нравственных проблемах,   тем   самым   преследуя   следующие   цели:   пробудить   в   детях дружеские чувства, дать им определенные нравственные представления, научить различать   хорошие   и   плохие   поступки   и   переносить   усвоенное   на   свои взаимоотношения с окружающими. Для бесед используем притчи из «Детской библии». Дети охотно слушают, активно обсуждают содержание, а потом ищут в собственной   жизни   что­то   подобное,   пытаются   рассказать,   рисуют   то,   что представляют. В процессе занятия детям предлагаем рассмотреть репродукции икон, картины русских и европейских художников, фотографии храмов, издания иллюстрированных Библий для детей и др. Также проводим «погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с   выдохом   открыть   глазки   и   осмотреться)   или   «волшебные   очки».   Затем привлечь  внимание детей к какой­либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи. Чтение   и   совместный   анализ   сказок.   Например,   проводится   беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем ­ выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для   этого   во   время   драматизации   дети   могут   смотреться   в   «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры   и   с   успехом   используется   при   проигрывании   перед   ним   различных эмоциональных состояний. Проигрывание   отрывков   из   сказки,   передающих   различные   черты характера,   с   параллельным   объяснением   или   разъяснением   воспитателем   и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом). Рисование,   раскрашивание   наиболее   ярких   и   эмоциональных   для   детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.   памяти, Литературные произведения, которые мы используем в процессе обучения, соответствуют   возрастным   и   специфическим   особенностям   детей   с психофизическими   отклонениями,   способствуют   развитию   у   них   речи, мышления,   формируют межличностные   отношения.   Эти   произведения   доступны   по   содержанию, вызывают   интерес   и   эмоциональный   отклик.   В   их   содержании   отражаются нравственные идеи, которые способствуют пробуждению высоких нравственных чувств,   а   также   созданию   в   группе   атмосферы   доброжелательности   и товарищества.   вызывают   чувства   сопереживания, В течение года  мы подготовили  и провели  два основных христианских праздника   ­   «Рождество   Христово»,   «Пасха».   Совместная   работа   в   период подготовки к праздникам, ожидание их и радость встречи, подарки, сделанные своими   руками,   исполнение   песен,   танцев,   подготовленных   специально   к радостному   дню,   дружные   действия   при   оформлении   помещения,   ожидание гостей ­ все это имело большое воспитательное значение в работе с детьми. Возрождение   праздничных   народных   традиций   преследует   конкретную цель –приобщение наших воспитанников к истокам русской народной культуры. Ведущее   место   в   процессе   освоения   духовных   и   нравственных   ценностей, приобретения   этнокультурных знаний   мы отвели фольклорным праздникам, таким как Святки, Масленица, Сороки, праздник русской березки, осенины. В числе   проводимых   праздников   также   государственно­гражданские   (День защитника   Отечества,   День   Победы,   День   Знаний,   8   марта)   и   православные (Рождество, Пасха). В   процессе   их   проведения   мы   старались   создавать   у   воспитанников радостное настроение, эмоциональный подъем, знакомили с основами традиций народного   праздника,   особенностями   организации   праздничного   действа, правилами приглашения гостей и гостевым этикетом. Следует   отметить,   что   при   проведении   праздников     никто   не   был пассивным созерцателем, мог самореализоваться, проявить творчество и талант. Вышеизложенное способствует социализации воспитанников, формирует у них активную   позицию   и   вызывает   стремление   сохранить   традиции   и   обычаи русского народа.

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»

Выступление на МО «Формирование нравственных качеств у младших школьников через творчество»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017