Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"
Оценка 4.9

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Взрослым
12.06.2018
Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"
Современное общество в условиях модернизации структуры и содержания воспитания ставит перед педагогами задачу подготовки воспитанников, способных:  Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;  Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии;  Быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;  Грамотно работать с информацией;  Быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах, уметь работать сообща в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из конфликтных ситуаций;  Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
пед технологии.doc
(выступление на МО воспитателей)                                                                        Составила: Гаврилова Е.П., воспитатель                                           г. Комсомольск ­ на ­ Амуре Современное общество в условиях модернизации структуры и содержания  воспитания ставит перед педагогами задачу подготовки воспитанников,  способных:  Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно  приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;  Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и  искать пути их рационального решения, используя современные  технологии;  Быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;  Грамотно работать с информацией;  Быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах,  уметь работать сообща в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из конфликтных ситуаций;  Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,  интеллекта, культурного уровня. Современное учреждение общественного воспитания должно наиболее  полно раскрыть возможности и способности каждого воспитанника, поэтому  главными задачами в воспитании детей становится сегодня: эффективное  содействие актуализации, развитию и проявлению воспитанником своих  личностных качеств, развитие его индивидуальности, способности к  нравственной и творческой реализации своих возможностей через  стимулирование интереса к процессу воспитания. Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к  профессиональному росту, но и к человеческому совершенству. Конфуций  сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый  благородный; путь поражения – это самый легкий; путь опыта – это путь  самый горький». У нас с вами нет выбора, нам приходится идти по всем трем  дорогам сразу. Это жестокое требование нашей профессии. Но чтобы  действовать эффективно, надо обязательно следовать следующим правилам:  Всегда работать творчески  Помогать детям действовать  самостоятельно, независимо  Избегать прямых инструкций  Не сдерживать инициативу детей  Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут  научиться сделать самостоятельно  Не спешить с вынесением оценочных суждений  Помогать детям учится управлять процессом самообразования  Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты  Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения  проблем  Поощрять стремления детей делать выводы, высказывать суждения и  умозаключения  Научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно  Позволять детям как можно больше двигаться на занятиях, используя  скрытые физминутки Если бы мы сейчас получили письмо из прошлого в будущее с  калейдоскопом вопросов и ответов, то прочитав его, мы бы задумались. А кто задает вопросы? – Современность. И кто же на них отвечает?­ Классики  педагогической нации, поэты, писатели и просто мудрые люди. И я  приглашаю вас в путешествие за знаниями воспитательных технологий и  приобретением способности выбирать самые оптимальные из них, чтобы  реализовать свою прогностическую функцию. Итак, педагогическая технология – это системный метод создания,  применения и определения всего процесса воспитания с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия; метод, который ставит своей  задачей оптимизацию форм воспитания; это описание процесса достижения  планируемых результатов воспитания. Основными признаками педагогических технологий считаются: 1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит определенная методологическая, философская  позиция авторов. 2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций,  коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми  установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. 3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагогов  и детей на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и  дифференциации, оптимальной реализации человеческих и  технологических возможностей, диалогического общения 4. Элементы технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы  любым педагогам, а с другой, гарантировать достижение планируемых  результатов всеми воспитанниками. 5. Органической частью педагогической технологии являются  диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и  инструментарий измерения результатов деятельности Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют  получить определенные результаты: позитивный социальный опыт  взаимодействия, общения, совместной деятельности. Что же необходимо учитывать при выборе воспитательных технологий? 1. Соответствие технологии концепции воспитания, реализуемой в  учреждении 2. Системную совместимость технологии с воспитательным процессом  учреждения. 3. Достаточную управляемость, наличие диагностического  инструментария. (Сравнимость по результатам новой технологии с  использованной ранее) 4. Наличие данных об опыте других образовательных учреждений  (особенно у близких по профилю деятельности) К частно­методическим и локальным (модульным) технологиям  воспитания относятся:  Технология воспитания общественного творчества в условиях  КТД   И.П. Иванова   Технология личностно – ориентированной КТД С.Д.Полякова  Технология педагогической поддержки О.Г.Газмана  Система нравственного воспитания через курс «Этическая  грамматика» А.И. Шемшуриной (1­9кл.)  Технологии, разработанные группой педагогов Н.Е. Щурновой,  Л.Д. Рогозиной, А.П.  Савченко. Воспитательные технологии могут быть по форме: 1. Групповые технологии 2. Технология групповая проблемная работа 3. Шоу – технология 4. Технология «Информационное зеркало» 5. Технология «Деловая игра» 6. Технология «Деловая игра» 7. Технология «Коллективно­творческое дело» Особенностями организации групповых технологий считается:  Деление на группы для решения конкретных задач  Каждая группа получает конкретное задание (одинаковое,  дифференцированное) и выполняет его сообща под  руководством лидера группы или педагога  Возможность учесть и оценить вклад каждого члена группы  Состав группы не постоянный и подбирается с учетом  возможности максимально эффективной реализации  способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы Технологическая цепочка групповой  технологии. 1. Подготовка к выполнению группового задания 2. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации) 3. Инструктаж. Раздача материала. 4. Групповая работа. 5. Знакомство с материалом, планирование работы в группе 6. Распределение заданий внутри группы и индивидуальное выполнение  задания 7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. 8. Обсуждение общего задания группы. Подведение итогов 9. Заключительная часть 10.Сообщение о результатах работы в группах 11.Анализ познавательной задачи, рефлексия. 12.Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. 13.Дополнения педагога. Технология групповая проблемная работа (ГПР) – это работа с  вербальным (словесным) поведением воспитанников в проблемной ситуации,  то есть с общением, направленным на внешний предмет. В зависимости от  вида этого предмета можно говорить о 3­х задачах ГПР: 1. Познавательной 2. Организационной 3. Аксиологической К сфере воспитания относятся, прежде всего, организационно и ценностно­ ориентированные задачи. Общее в технологии ГПР с этими задачами:  Обращение к слову как к средству  Действия педагога в условиях проблемной ситуации  Организация межличностного взаимодействия как движения от личных  мнений, идей, позиций к общему результату. Технологическая цепочка ГПР 1. Создание проблемной ситуации(проблемная ситуация задается в виде  темы, притчи, акцентировки событий, случаев из жизни) 2. Постановка задачи 3. Конкретизация темы в виде вопросов диспута, подтем или плана  обсуждения случая 4. Правила совместной работы (Правила могут определять порядок,  очередность обсуждения или процедуру высказываний. Их следует  записать). 5. От индивидуального к групповому продукту:  «Лепка»  или «Развивающаяся кооперация»  Продукт проблемной работы  Запись предложений, ранжирование, составление окончательного  списка, работа по выполнению решений. Инновационный потенциал  образовательного учреждения Условия эффективности применения педагогических технологий  Материальная база (множительная техника, компьютеры, мультимедиа,  видео – и аудиоаппаратура).  Место, пространство для реализации воспитательной технологии.  Специфические для определенной технологии помещения и средства  Возможность материального поощрения и поддержки лидеров  использования технологии  Ориентация администрации и лидеров – педагогов на эффективную  работу под реалистические цели воспитания  Доверительные отношения между воспитанниками и педагогами  Отработанные механизмы обратной связи о результатах применения  новшеств  Склонность к рефлексии своей работы у руководителей и педагогов –  лидеров  Наличие в среде учреждения компетентных консультантов по  педагогическим технологиям (инновациям) Условия реализаций педагогических технологий 1. Закрепление идеи технологий воспитательной работы в педагогической  культуре. 2. Вхождение идеи и феномена воспитательных технологий в  организационную культуру ОУ как предмета инновационной работы в нем,  как предмета текущей управленческой работы, как распространения  передового опыта воспитателей. 3. Владение технологиями воспитания как личная профессиональная  ценность и, естественно, как критерий оценивания своего  профессионализма. Особенностями Шоу – технологии считается:  Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»)  Соревнования проводятся на сцене  Имеется заготовленный организаторами сценарий.  Предметами проектирования этой технологии могут быть:  Задания «сцене»  Работа с «залом»  Способ оценивания  Сценарий для ведущего  Оформление помещения. Наличие группы организаторов. Задачами группы организаторов бывают: o Разработка или поиск сценария o Подготовка шоу по позициям («сцена», «зал», ведущий, оценивание,  оформление) o Распределение ответственности (режиссерская и организация  технической базы). Шоу технологии имеют 3 части действия: 1. Запуск 2. Задания конкурсы 3. Финал Шоу­технологии обязательно должны содержать три основных  психологических механизма: 1.Эмоциональное заражение 2.Соревновательность 3.Импровизации В технологии «Информационное зеркало» работа осуществляется  опосредованно, не через прямые действия воспитателя, а через информацию,  поданную в графическо­настенной форме. Технологическая цепочка 1. Анонс (Создание установки на будущую информацию)  2. Установка (Появление информации)  3. Представление (Открытие обратной связи) 4. Задание форм реагирования (Действия с информацией)  5. Действия (Опыт активного отношения к публичной графической  информации) Технология «Деловая игра» 1. Разработка игры. Разработка сценария. План деловой игры. Общее  описание игры. Содержание инструктажа. Подготовка материального обеспечения.  2. Ввод в игру. Постановка проблемы, целей. Условия. Инструктаж.  Регламент. Правила. Распределение ролей. Формирование группы.  Консультации.  3. Этап проведения: групповая работа над заданием. Межгрупповая  дискуссия. Выступления групп. Защита результатов. Правила  дискуссии. Работа экспертов. 4. Этап анализа и обобщения.  5. Вывод из игры – анализ, рефлексия – оценка и самооценка работы. Технология тренинга общения Целью тренинга общения является: через психофизиологические упражнения сделать первые шаги к знакомству, атмосфере доверия, созданию «Мы». В общем виде структура тренинга общения имеет 3 блока: 1. Разминка   (упражнения   на   «разогрев»,   разминка   –   «Броуновское движение»,   «Импульс»,   «Живое   ранжирование»,   «Я­   высказывания», например: «Ты мне нравишься, потому что….» 2. Основная часть: работа над проблемой (применение упражнений) 3. Итоговая рефлексия:  «Пошаговое воспоминание»  Заключительное слово ведущего. Надо обязательно строить тренинг общения по правилам:   Правило участия  Правило здесь и теперь  Правило обратной связи  Золотое правило круга  Правило магического слова «пропускаю» Базовое правило: оценка действий и поступков участника! Высказывания от первого лица. Особое значение в тренинге имеют 2 условия: 1.Форма расположения участников 2.Позиция ведущего. Конструктор КТД 1. Коллективное целеполагание. (Предварительная анкета, опросник, стартовое собрание, «живая анкета»,  «волшебный сундучок») 2. Коллективное планирование. Деление на группы: по интересам, с  использованием эмблем, символов, цветовых жетонов. «Мозговой штурм»,  общая дискуссия, «Древо идей», экспертный совет, «Банк идей». 3. Коллективная подготовка. Распределение групповых и индивидуальных  поручений (добровольность): самоопределение, жеребьевка, лототрон. 4. Проведение коллективного дела. Сочетание групповых (командных) и  индивидуальных заданий, конкурсов. Система подведения итогов (награды,  дипломы, значки, медали, вымпелы, сувениры). 5. Коллективный анализ. Анкета, разговор в кругу, «открытая трибуна»,  «свободный микрофон», «конверт  мнений», листок самооценки,  цветодиагностика, незаконченный тезис. Мотивом деятельности детей в КТД является их стремление к  самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы  участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального  продукта.  В педагогической копилке воспитателя имеются самые разнообразные  формы, которые позволяют эффективно осуществлять воспитательную  работу с воспитанниками на основе деятельностного подхода и реализовывать ключевые задачи воспитания, отраженные в Концепции государственных  стандартов второго поколения. Воспитательному часу отводится особая роль, т.к. именно он, обладая большим педагогическим потенциалом, является  одной из немногих возможностей более близкого, более личностного общения  воспитателя со своими воспитанниками. В современной педагогической  практике широкое распространение получает личностно­ориентированный  воспитательный час. Критериями оценки личностно­ориентированного  воспитательного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта  ребенка, индивидуально – личностное значение усваиваемой информации,  влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей  воспитанников, комфортность и активность их участия в воспитательном  часе. Это непосредственно связано с реализацией государственного стандарта  второго поколения. По мнению Н.Е. Щурковой воспитательный час  выполняет следующие воспитательные функции: просветительскую,  ориентирующую и направляющую. Смысл просветительской функции состоит в том, что воспитательный  час позволяет расширить круг знаний детей, которые не отражены в учебных  программах. Ориентирующая функция состоит в формировании у воспитанников  определенного отношения к объектам окружающей действительности, в  выработке у них системы ценностей. Направляющая функция предусматривает перевод разговора о жизни в  область реальной практики воспитанников, направляет их деятельность. Каков же секрет успешности воспитательного часа? Как воспитателю  добиться, чтобы воспитательный час не был часом нотации, а часом  заинтересованного общения воспитанников и их наставника. Прежде всего,  воспитателю следует иметь в виду, что содержание, формы и методы  взаимодействия воспитанников и воспитателя зависят от возрастных  особенностей детей, особенностей группы как коллектива, уровня их  развития. Для того чтобы ребята ждали каждой новой возможности  поговорить откровенно, они должны принимать участие не только в  подготовке и проведении воспитательного часа, но и в определении тем.  С  ними надо обсуждать круг интересующих их вопросов, с учетом этих  пожеланий и следует планировать КТП. Более того следует заменять   преобладающие сегодня беседы на новые, более эффективные формы  внеучебной работы. В современной воспитательной практике приоритет отдается активным  формам, позволяющим детям  принимать самое активное участие в разговоре  и деле, высказывать свое мнение, вырабатывать собственную позицию,  приобретать собственный социальный опыт. К активным формам относятся: 1. Сюжетно­ролевая игра – форма коллективной творческой  деятельности, позволяющей воспитанникам обсудить проблему,  повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти  решение с помощью театрализованной игры. 2. Ситуационно­ролевая игра – где все участники делятся на игроков и  организаторов. С помощью этой игры можно развивать  коммуникативные способности, способствовать самопознанию и  самоопределению участников как субъектов взаимодействия,  стимулировать интерес к познавательной деятельности. 3. Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по  созданию информационного продукта (по решению какой – либо  практической проблемы), предполагающей обмен мнениями, в том  числе и специально организованное их столкновение. Продуктивную  игру можно использовать при планировании деятельности группы в  начале учебного года: выработка интересных идей, выделение новых  лидеров ит.д. 4. Беседа­диспут – одно из активных средств воспитательного  воздействия на становление личности воспитанников, выработки у них   активной позиции, способности аргументировано отстаивать свои  взгляды и убеждения. На диспуте воспитанники учатся не только  искусству спорить, думать, отстаивать свои интересы, но и получают  ответы на интересующие их вопросы. 5. Дискуссия ­  специально организованный обмен мнениями по какому­ либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в  виде решения. Различают следующие разновидности дискуссии: круглый стол, форум, дебаты, технологию «Кейс­стадии». В отличие от диспута  дискуссия более структурированное взаимодействие, требующее  определения победителя словесного соревнования. Участниками  дискуссии являются команды оппонентов. 6. Представление­соревнование (конкурсная программа)­ совместное  действие, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования  между участниками в чем­либо. Участниками конкурсной программы  являются соревнующиеся, судьи, ведущий, зрители. 7. Социально­культурный проект – это самостоятельное исследование  обучающимися различных социально­значимого продукта. 8. Устный журнал – форма расширения и углубления знаний об  истории, культуре, жизни людей и т.д. Журнал состоит из следующих этапов:  Определение темы номера  Распределение страниц журнала, составление сценария его  презентации.  Формирование творческих групп. Роли определяют сами дети.         9.   Станционная игра­путешествие         10. Виртуальная экскурсия         11.  Ток­шоу

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"

Выступление на МО воспитателей "Педагогические технологии в теории и практике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2018