О. В. Лузгина, учитель начальных классов
МОУ «Поедугинская ООШ»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В образовательном стандарте сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Наша начальная школа работает по образовательной системе «Школа России», действующие программы и УМК которой уже во многом подготовлены к реализации требований стандарта. Так, в программе по окружающему мир предполагается реализация деятельностного подхода. При этом особое внимание обращается на формирование познавательных УУД по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-эстетической деятельности школьников.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету использование на уроке наглядности. Наглядно – образное мышление детей 1-го – 2 -го классов только ещё формируется, поэтому на каждом уроке окружающего мира я использую мультимедийные презентации. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности предоставления учебной информации, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.
Благодаря разнообразию функций презентации, я применяю их на всех этапах урока.
Способствует развитию познавательной активности школьников и широко используемый метод наблюдений. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Провожу дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира, связей объектов живой и неживой природы.
На уроках окружающего мира применяю разнообразные познавательные задания, которые связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование, моделирование).( Слайд 2) Остановлюсь подробнее на моделировании, которое активно использую на уроках. Я обучаю школьников моделированию в 4 этапа. С 1 этапом знакомимся уже в первом классе: ознакомление с символами, знаками. (Слайд 3) Во втором классе работа над формированием знаково – символических УУД продолжается, например: при наблюдении за погодой, детям предлагаю записать свои наблюдения с помощью условных знаков, которые они сами придумывают, затем сверяем со знаками, которые предложены авторами учебника, и обсуждаем, кто изобразил точнее, договариваемся пользоваться общепринятыми знаками. При изучении темы «Будь природе другом» предлагаю нарисовать к правилам экологические знаки. 2 этап: использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. Начинаю с готовых схем, которые даны в учебнике. Например: при изучении темы «Неживая и живая природа» объясни схему. Как ты думаешь, что обозначают стрелки на этой схеме? (Слайд 4) Проверь себя на «Страничках для самопроверки». Затем переходим к схемам, которые не закончены, например, при изучении темы «Дикорастущие и культурные растения» - помоги Серёже (герою учебника) закончить схемы. (Слайд 5) Это уже моделирование, но пока еще для школьников неосознанное. 3 этап: ознакомление с понятием модель. На уроке во 2 классе по теме «Невидимые нити» изготавливаем модели, показывающие связь между неживой и живой природой, используя текст сказки В. Бианки «Сова» или стихотворение:
Вот на зеленый стебелек
Садится пестрый мотылек,
Попил нектар со всех цветов,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! -
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет
Питанье травушке дает. (Слайд 6 -7)
4 этап: расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования. Например, при изучении темы: «Что из чего сделано» Серёжа начал составлять модели, но не закончил. (слайд 8 – 9) Продолжите его работу и составьте по аналогии свою модель. (слайд 10)
На уроке по теме: «Куда текут реки» выполняли творческое задание, я бы даже сказала, мини исследование: «Куда текут реки нашего района». (Слайд 11) Дети живут в разных деревнях, где протекают разные реки: Иргина, Юрканчик, Сылва. Каждая группа рассказывала о своей реке и как результат – составили схему течения реки Сылвы и её притоков. Знания, которые они получили на уроке, применили в составлении схемы. В ходе выполнения задания формировались общеучебные УУД – для составления схемы необходимо было поработать с разными источниками информации, такими как энциклопедии, книги, атлас, физическая карта Пермского края, беседа с родителями. Необходимо было прочитать, отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики. Но познавательнее УУД неразрывно связаны с коммуникативными УУД – мало получить информацию, нужно научиться её транслировать, т.е. представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; с личностными УУД – дети узнали, какие реки текут в той местности, где они живут, узнали о крупных реках Пермского края и России, что их маленькая речка Юрканчик несет свои воды в Каспийское море, почувствовали себя частичкой большой страны. Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира также способствует формированию познавательных УУД у младших школьников.
На протяжении всего курса обучения учащимся предлагаю создавать различные памятки. Например: при изучении темы «Про воздух…» «… И про воду» во 2 классе, нужно составить памятку «Как защитить воздух (воду) от загрязнения», а к правилам еще нарисовать условные знаки. Кроме этого, учащиеся создают свои книжки-малышки «Береги животных!», «Красная книга», когда изучают во 2 классе тему «Будь природе другом»: в них ребята рассказывают об охраняемых животных. В учебнике активно представлены задания по созданию различных выставок, фото- проектов, в которых дети с удовольствием участвуют, например: «Родной город (село)», (Слайд 12) «Природы дивная краса» (Слайд 13) - это фотографии тех мест, где побывали ребята класса. «Комнатные растения» и др. (слайд 14) Очень нравятся учащимся уроки, необычные по организации, форме проведения, например: уроки-соревнования; уроки – КВН («Животные нашего края»); уроки - творческие отчёты; уроки-конкурсы; уроки-игры («Поле чудес», «Крестики-нолики»); уроки-экскурсии («В гости к осени», «Наша школа»), уроки-путешествия («Путешествие в столицу нашей Родины»). Способствует развитию познавательных УУД и широкое применение проблемно-задачного подхода. «Чьё жилище», «Назови детёнышей» (слайды 15- 16). 1) Ох, не любят меня люди. Голос им не нравится, глаза у меня большие, круглые, ночью светятся. Считают, что беду приношу, а это неправда. Польза от меня большая – я мышей ловлю, урожай сохраняю. Кто я? 2) Если прислушаться к пению этой птицы, то можно услышать голоса дроздов, дятлов и многих других птиц. Он умеет мяукать, как кот, кудахтать, как курица, и даже изобразить визг пилы.
Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается в диалог, учится нестандартно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи. (слайды 17 – 18 «Как связаны между собой растения и животные леса? Какую приносят пользу растения животным? Какую приносят пользу животные растениям? Подумайте: что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей?) Второклассники очень любят искать ошибки, поэтому учащимся предлагаю тексты-описания, фенологические рассказы с ошибками. Например, при изучении темы «В гости к осени» разбирали такой текст.
«На дворе стоял октябрь. Рано утром я вышел из дома. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шёл по шелковистой зелёной траве, на которой блестели капли дождя. В лесу было необыкновенно тихо. Далеко видно в лесу, а всё потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают жёлтые, красные, бурые листочки на землю и устилают её тёплым покрывалом, чтобы зимой земле тепло было. А сквозь этот великолепный ковёр проглядывали красные ягодки земляники.»
Для решения задач экологического воспитания предлагаю ситуации для анализа и выбора способа поведения. Например, ситуация «По грибы».
«Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросил дед.
- Они же несъедобные, поганки! – ответил Игорь.»
(Презентация «Экологические ситуации» 19 -26 )
Уже с первого класса дети занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Мы подготовили 3 исследовательские работы, с которыми выступили на школьной учебно – исследовательской конференции. (слайды 27 - 28)
Урок окружающего мира является эффективным средством развития общеучебных действий: осмысленного чтения, навыков пользования измерительными инструментами, создания алгоритмов деятельности, поиска информации, представления ее в виде схемы, краткой записи, установки закономерности, обобщения.
Ученики в ходе выполнения упражнений анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы. Моя роль заключается в правильном подборе методов обучения, видов деятельности и познавательных задач. Знания, которые открыли ученики, надолго остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. А значит, сумеют открытые знания применить в практической деятельности. Я стараюсь создать ситуацию успеха на уроке, вселить уверенность, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.