Выступление на педагогической конференции
Оценка 4.7

Выступление на педагогической конференции

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
окружающий мир
Взрослым
10.02.2017
Выступление на педагогической конференции
Презентация для выступления на конференции
Публикация является частью публикации:
конференция.doc

О. В. Лузгина, учитель начальных классов

МОУ «Поедугинская ООШ»

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В образовательном стандарте  сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

        Наша начальная  школа работает по образовательной системе «Школа России», действующие программы и УМК которой уже во многом подготовлены к реализации требований  стандарта. Так, в программе  по окружающему мир предполагается  реализация деятельностного подхода. При этом особое внимание обращается на формирование познавательных УУД по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-эстетической деятельности школьников.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?

Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету использование на уроке наглядности. Наглядно – образное мышление детей 1-го – 2 -го классов только ещё формируется, поэтому на каждом уроке окружающего мира я использую мультимедийные презентации. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических  моделей расширяет возможности предоставления  учебной информации, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.

Благодаря разнообразию  функций презентации, я  применяю их  на всех этапах урока.

 Способствует развитию познавательной активности школьников и широко используемый метод наблюдений. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Провожу дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира, связей объектов живой и неживой природы.

На уроках окружающего мира     применяю разнообразные познавательные  задания, которые связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование, моделирование).( Слайд 2) Остановлюсь подробнее на                                                                                                                     моделировании, которое активно использую на уроках. Я обучаю  школьников моделированию в 4 этапа. С 1 этапом знакомимся уже в первом классеознакомление с символами, знаками. (Слайд 3) Во втором классе работа над формированием знаково – символических УУД продолжается, например: при наблюдении за погодой, детям предлагаю записать свои наблюдения с помощью условных знаков, которые они сами придумывают, затем сверяем со знаками, которые предложены авторами учебника, и обсуждаем, кто изобразил точнее, договариваемся пользоваться общепринятыми знаками. При изучении темы «Будь природе другом» предлагаю нарисовать к правилам экологические знаки.    2 этап: использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. Начинаю с готовых схем, которые даны в учебнике. Например: при изучении темы «Неживая и живая природа» объясни схему. Как ты думаешь, что обозначают стрелки на этой схеме? (Слайд 4) Проверь себя на «Страничках для самопроверки». Затем переходим к схемам, которые не закончены, например, при изучении темы «Дикорастущие и культурные растения» - помоги Серёже (герою учебника) закончить схемы. (Слайд 5) Это уже моделирование, но пока еще  для школьников неосознанное. 3 этап: ознакомление с понятием модель. На уроке во 2 классе по теме «Невидимые нити» изготавливаем модели, показывающие связь между неживой и живой природой, используя текст сказки В. Бианки «Сова» или стихотворение:

Вот на зеленый стебелек

Садится пестрый мотылек,

Попил нектар со всех цветов,

Их опылил – и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой! -

На завтрак птице луговой.

А у нее гнездо в траве

И куча птенчиков в гнезде.

И уж, конечно, их помет

Питанье травушке дает. (Слайд 6 -7)

4 этап: расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования. Например, при изучении темы: «Что из чего сделано» Серёжа начал составлять модели, но не закончил. (слайд 8 – 9) Продолжите его работу и составьте по аналогии свою модель. (слайд 10)

На уроке по теме: «Куда текут реки» выполняли творческое задание, я бы даже сказала, мини исследование:  «Куда текут реки нашего района». (Слайд 11) Дети живут в разных деревнях, где протекают разные реки: Иргина, Юрканчик, Сылва. Каждая группа рассказывала о своей реке и как результат – составили схему течения реки Сылвы и её притоков. Знания, которые они получили на уроке, применили в составлении схемы. В ходе выполнения задания формировались общеучебные УУД – для составления схемы необходимо было поработать с разными источниками информации, такими как энциклопедии, книги, атлас, физическая  карта Пермского края, беседа с родителями. Необходимо было прочитать, отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики. Но познавательнее УУД неразрывно связаны с  коммуникативными УУД – мало получить информацию, нужно научиться её транслировать, т.е. представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; с личностными УУД  – дети узнали, какие реки текут в той местности, где они живут, узнали о крупных реках Пермского края и России, что их маленькая речка Юрканчик несет свои воды в Каспийское море, почувствовали себя частичкой большой страны. Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира также способствует формированию познавательных УУД у  младших школьников.

На протяжении всего курса обучения учащимся предлагаю создавать различные памятки. Например: при изучении темы «Про воздух…» «… И про воду» во 2 классе, нужно составить памятку «Как защитить воздух (воду) от загрязнения», а к правилам еще нарисовать условные знаки. Кроме этого, учащиеся создают свои книжки-малышки «Береги животных!», «Красная книга», когда изучают во 2 классе тему «Будь природе другом»: в них ребята рассказывают об охраняемых животных. В учебнике активно представлены задания по созданию различных выставок, фото- проектов, в которых дети с удовольствием участвуют, например: «Родной город (село)», (Слайд 12) «Природы дивная краса» (Слайд 13) - это фотографии тех мест, где побывали ребята класса. «Комнатные растения» и др. (слайд 14) Очень нравятся учащимся уроки, необычные по организации, форме проведения, например: уроки-соревнования; уроки – КВН («Животные нашего края»); уроки - творческие отчёты; уроки-конкурсы; уроки-игры («Поле чудес», «Крестики-нолики»); уроки-экскурсии («В гости к осени», «Наша школа»), уроки-путешествия («Путешествие в столицу нашей Родины»).                                                                                                        Способствует развитию познавательных УУД и широкое применение проблемно-задачного подхода. «Чьё  жилище», «Назови детёнышей» (слайды  15- 16).  1) Ох, не любят меня люди. Голос им не нравится, глаза у меня большие, круглые, ночью светятся. Считают, что беду приношу, а это неправда. Польза от меня большая – я мышей ловлю, урожай сохраняю. Кто я?  2) Если прислушаться к пению этой птицы, то можно услышать голоса дроздов, дятлов и многих других птиц. Он умеет мяукать, как кот, кудахтать, как курица, и даже изобразить визг пилы.    

Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается в диалог, учится нестандартно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи. (слайды 17 – 18 «Как связаны между собой растения и животные леса? Какую приносят пользу растения животным? Какую приносят пользу животные растениям? Подумайте:  что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей?)                                                                                           Второклассники очень любят искать ошибки, поэтому учащимся предлагаю тексты-описания, фенологические рассказы с ошибками. Например, при изучении темы «В гости к осени» разбирали такой текст.   

«На дворе стоял октябрь. Рано утром я вышел из дома. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шёл по шелковистой зелёной траве, на которой блестели капли дождя. В лесу было необыкновенно тихо. Далеко видно в лесу, а всё потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают жёлтые, красные, бурые листочки на землю и устилают её тёплым покрывалом, чтобы зимой земле тепло было. А сквозь этот великолепный ковёр проглядывали красные ягодки земляники.»

Для решения задач экологического воспитания предлагаю ситуации для анализа и выбора способа поведения. Например, ситуация «По грибы».

«Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил дед.

- Они же несъедобные, поганки! – ответил Игорь.»

(Презентация «Экологические ситуации» 19 -26 )

 Уже с первого класса дети занимаются проектной и  исследовательской деятельностью. Мы подготовили 3 исследовательские работы, с которыми выступили на школьной учебно – исследовательской конференции. (слайды 27 - 28)             

 Урок окружающего мира является эффективным средством развития общеучебных действий: осмысленного чтения, навыков пользования измерительными инструментами, создания алгоритмов деятельности, поиска информации, представления ее в виде схемы, краткой записи, установки закономерности, обобщения.

Ученики в ходе выполнения упражнений анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы. Моя роль заключается в правильном подборе методов обучения, видов деятельности и познавательных задач. Знания, которые открыли ученики, надолго остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. А значит, сумеют открытые знания применить в практической деятельности. Я стараюсь создать ситуацию успеха на уроке, вселить уверенность, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.         

 

 

 

 

 

 

 


О. В. Лузгина, учитель начальных классов

О. В. Лузгина, учитель начальных классов

С 1 этапом знакомимся уже в первом классе : ознакомление с символами, знаками

С 1 этапом знакомимся уже в первом классе : ознакомление с символами, знаками

Но познавательнее УУД неразрывно связаны с коммуникативными

Но познавательнее УУД неразрывно связаны с коммуникативными

На дворе стоял октябрь. Рано утром я вышел из дома

На дворе стоял октябрь. Рано утром я вышел из дома
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017