Выступление на педагогическом совете на тему: «Особенности воспитательного процесса в условиях введения ФГОС».
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
администрации +1
Взрослым
15.09.2017
Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Особенности воспит пр-са в условиях ФГОС.docx
Выступление на педагогическом совете 11.01.2016г на тему:
«Особенности воспитательного процесса в условиях введения ФГОС».
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2
определено, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения...», а «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Тем же законом в ч.1 ст.З установлены основные принципы государственной
политики в сфере воспитательной работы: «...воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры,
бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования».
Конечно, ценности личности в значительной мере формируются вне школы — в
семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах, в сфере массовой
информации, культуре. Однако влияние этих субъектов социализации сегодня, к
сожалению, не всегда способствуют осознанию подростком своей внутренней связи с
обществом. Наиболее системно и последовательно указанные ценности могут
воспитываться укладом школьной жизни. Тем более что школьный возраст наиболее
восприимчив и для эмоционально-ценностного воспитания, недостаток которого
трудно восполнить в последующие годы.
Воспитательный компонент включен в федеральные государственные
образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной
системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса
воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-
нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего
среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному
самоопределению, их социальную адаптацию.
Для организации воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС
рекомендуется использовать «Примерную программу воспитания и социализации
обучающихся. Начальное общее образование» и «Требования к содержанию и
условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях,
реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного
общего образования».
В процессе воспитания создаются условия для формирования у обучающихся
мотивационно-ценностных ориентаций,
способностей,
интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Важно
стремиться к интеграции учебной и внеклассной воспитательной работы, чтобы
нравственные нормы,
демократические ценности определяли качество
взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.
При этом образовательная организация должна обеспечить условия для
реализации разработанной собственной программы, для духовно-нравственного
развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским
ценностям, семейным ценностям, общечеловеческим ценностям в контексте
формирования у них идентичности гражданина Российской Федерации и
ориентировать образовательный процесс в образовательной организации на
воспитание обучающихся в духе любви к Родине и уважения к культурно-
историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование
основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждому
классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей,
потребностей обучающихся и их родителей.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(портрет выпускника основной школы):
-любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой
народ, его культуру и духовные традиции;
коммуникативных -осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и
творчества;
-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни
и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои
поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей,
обществом, Отечеством;
-уважающий других людей;
-умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать
для достижения общих результатов;
-осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни;
-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека.
ФГОС отмечает необходимость использования внеурочной деятельности для
воспитания школьников. В частности, здесь говорится о необходимости обеспечения
«духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности».
Организовать внеурочную деятельность, направленную на решение задач
воспитания обучающихся, можно в самых разных формах: экскурсии, кружки,
секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества,
поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.
Очень важно определить направления внеурочной деятельности для
достижения планируемых в воспитательном процессе результатов. Каждое
направление внеурочной деятельности задает вектор духовно-нравственного
развития обучающегося, это могут быть такие направления как:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- научно-интеллектуальное;
- общекультурное;
- военно-патриотическое;
- экологическое.
Для контроля воспитательного процесса можно выделить 2 основных уровня.
1 уровень. Контроль развития личности воспитуемого, (в каком направлении
происходит развитие личности обучающегося, на какие ценности он ориентируется,
какое у него складывается отношения к окружающему миру, к другим людям, к
самому себе в процессе воспитания).
Для определения результатов на первом уровне могут быть организованы:
наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием
обучающегося в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических
ситуациях, проведены анкетирования.
2 уровень. Контроль развития коллектива, как одно из важнейших условий развития
личности воспитуемого, так как традиционно в российских школах внеурочная
деятельность организуется главным образом в коллективе (классе, кружке,
спортивной секции, общественном объединении и т.д.).
Для осуществления контроля результатов на втором уровне могут быть
использованы: опрос, анкетирование.
При проведении анкетирования или письменного опроса, целесообразно
руководствоваться следующими соображениями:
1.вопросы должны побуждать подростка проявлять своё личное отношение (к миру,
другим людям, самому себе);
2.формулировки вопросов должны быть понятными для и восприниматься
обучающимися однозначно;
3.вопросы должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не
выглядел в глазах обучающегося заведомо общественно одобряемым; 4.необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты или опросника.
Еще одним из важных моментов воспитательной работы, является организация
самоуправления учащихся - это одна из возможностей воспитания ответственности и
самостоятельности у обучающихся. Однако необходимо постоянно напоминать, что
самоуправление это не вседозволенность, а участие обучающихся в управлении
собственными делами,
которые входят в компетенцию обучающихся.
Самоуправление направлено на вовлечение каждого члена коллектива (класса), в
общие дела, общий поиск и творчество.
Так же немаловажную роль имеет привлечение родителей к активному
участию в воспитательной работе.
Формы взаимодействия педагога и родителей могут быть разнообразны.
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На собраниях
обсуждаются проблемы жизни не только классного, но и родительского коллектива.
Создание особой воспитательно-образовательной среды в школе состоит в том,
что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том
случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными
социальными явлениями, нравственными ценностями, но оказывается погруженным
в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы
нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране,
потребности творить и совершенствоваться один из важнейших приоритетов
государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Выступление на педагогическом совете на тему: «Особенности воспитательного процесса в условиях введения ФГОС».
Выступление на педагогическом совете на тему: «Особенности воспитательного процесса в условиях введения ФГОС».
Выступление на педагогическом совете на тему: «Особенности воспитательного процесса в условиях введения ФГОС».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.