Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов
Оценка 4.9

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
5 кл
20.01.2017
Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов начальной и основной школы, их взаимодействие, которое позволяет избежать трудностей у пятиклассников в сложный период адаптации, связанный с привыканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе, к возросшим учебным нагрузкам.
выступление на педсовете адаптация учеников 5 классов.docx
Выступление заместителя директора по УВР Мехонцевой М. Г.  на педагогическом совете  Организация образовательного процесса  в период адаптации пятиклассников. Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для этого, несомненно, есть определенные основания. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание   их   школьной   успешности   показывают,   что   успеваемость   у   многих   из   них   падает, интерес   к   учебе   снижается,   отношения   между   детьми   становятся   более   напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от взрослых. Все это признаки кризиса.  Но связан он не с закономерным рубежом психологического развития детей. У этого кризиса другое происхождение, скорее, организационно­педагогическое. Он создается логикой обучения в школе,   несостыковкой   программ   начальной   и   средней   школы,   неоправданно   резким   и непродуманным переходом из одной социальной ситуации в другую. Он порожден взрослыми, а значит, они и ответственны за его преодоление. Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к   ситуации   обучения   в   средней   школе,   а   в   том,   чтобы   обеспечить   его   дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.  При необходимости – и за счет снижения планки образовательных задач.  Период адаптации у детей обычно длится от трех месяцев до одного года. При организации образовательного процесса в период адаптации необходимо строить работу в два этапа. Первый этап ­ формирование готовности к обучению в новой социально­педагогической ситуации ­ охватывает второе полугодие выпускного класса. Второй этап ­ создание условий для успешной социально­психологической адаптации к новой социальной ситуации ­ это первое полугодие пятого класса.         Переходный   период   из   начальной   школы   в   основную   сказывается   на   всех   участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого­педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:  сменой социальной обстановки;  изменением роли учащегося;  увеличением учебной нагрузки;  изменением режима дня;  разностью систем и форм обучения;  нестыковкой программ начальной и основной школы;  различием требований со стороны учителей­предметников;  изменением стиля общения учителей с детьми.  К концу обучения в начальных классах снижается учебная мотивация. Помочь могут учителя­предметники, если сумеют заинтересовать своим предметом, увлечь учебным материалом, а так же  формой  организации  деятельности  на уроке  (поисково­исследовательские  задания  всегда интереснее репродуктивных). Нельзя забывать учителям 5­х классов о включении в урок физических пауз. В этом возрасте произвольность   психических   процессов   еще   невысока,   поэтому   наиболее   трудными   для   детей являются   ситуации,   в   которых   требуется   контролировать   свою   двигательную   активность.   При блокировании   потребности   в   движении   у   ребенка   нарастает   мышечное   напряжение,   ухудшается внимание,   падает   работоспособность,   быстро   наступает   утомление.   Чтобы   избежать   этого, необходимо не только использовать физпаузы, но и менять виды деятельности на уроке. Под   особым   контролем   учителя   на   уроке   должны   находиться  дети   «группы   риска»: медлительные, тревожные, с синдромом дефицита внимания, демонстративные. Помните, что вы должны приспособиться к их индивидуальным особенностям, а не они к вам. Какие же первостепенные проблемы адаптационного периода? 1. Одна из основных проблем – добиться того, чтобы для детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок. 2. Использовать такую педагогическую технологию как создание ситуации успеха на уроке. Необходимо дать возможность детям проявить себя по возможности. На основе диагностики учитель определяет, кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства. 3. Всегда иметь в центре внимания учителей выработку единых педагогических требований. 4.   В   работе   учителей   важно   осторожно   пользоваться   таким   тонким   инструментарием   как оценка. Оценочные воздействия будут эффективными только при соблюдении ряда условий:    эмоциональная уравновешенность педагога;  доброжелательный тон при объявлении отметки любого уровня;  понимание душевного состояния ребенка = не наказание отметкой.  5.   Психологическая   поддержка   учащихся,   то   есть   комплекс   мероприятий   как   с   классным коллективом   в   целом   (посещение   уроков,   анкетирование,   проведение   групповых   методик, наблюдение за детьми на переменах и во внеурочное время, беседы с учащимися и учителями), так и индивидуальная работа по показаниям.  6.  Здоровьесберегающие   технологии   предполагают   не   только   разгрузку   на   уроке,   но   и внимательное отношение учителя к учебной нагрузке учащихся в целом. Главная   задача   каждого   педагога,   каждого   руководителя   школы   —   сохранение   здоровья ребенка.  Главная   цель   работы   по   преемственности   —   объединение   усилий   педагогического коллектива школы для повышения эффективности его работы, использование передового опыта, достижений педагогической и психологической науки в практической деятельности каждого учителя, классного руководителя. Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов   начальной и основной   школы,   их   взаимодействие   и   взаимосодействие,   что   позволяет   избежать   трудностей   у пятиклассников   в   сложный   период   адаптации,   связанный   с   привыканием   к   новым   условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе, к возросшим учебным нагрузкам. С этой целью в период с 13 по 21 октября в школе проводилась Декада открытых уроков по преемственности   между   начальной   и   средней   школой.   Для   организованного   проведения   Декады заместителем директора по УВР М. Г. Мехонцевой был составлен план, в соответствии с которым проводились открытые уроки.  Во время Декады было проведено 13 открытых уроков.  Методическая декада открытых уроков в  5 классах Тема: «Преемственность обучения между  начальной и средней школой» Цели проведения декады:  1 Выявление психолого­педагогических проблем в обучении учащихся 5 классов в период  адаптации. 2 Контроль  уровня учебных достижений обучающихся. 3 Наблюдение за культурой поведения учащихся в коллективе. 4 Развитие познавательного интереса обучающихся через проведение открытых уроков  разных типов, форм, применения различных технологий в обучении и воспитании. Дата 13.10 Среда 14.10 Учитель Предмет Класс Баталов В. А. Трудовое обучение 5а Шулиманова С. А. ОРКСЭ 5 а,б,в № урока, кабинет 4,5 (10.50) каб. труда 5 (11.40) Четверг 15.10 Пятница 16.10 Суббота 18.10 Понедельник 19.10 Вторник 20.10 Среда 21.10 Четверг Векшина Л. Н. Русский язык Шитикова Н. В. Физическая культура Кузьминых И. А. Английский язык Маткина Н. М. Математика  Самарина Т. Г. Английский язык Векшина Л. Н. Литература  Винтовкина С. А. ОРКСЭ Потысьева Н. Г. Природоведение  Сюськова Г. М. Трудовое обучение Костина О. С. История  Мехонцева М. Г. Математика  5 б 5 б 5 в 5 г 5 а 5 г 5 а 5 в 5 б 5 г 5 а Каштанова Н. Н. ОРКСЭ 5 б,в,г № 3 4 (10.50) № 20 5 (11.20) с/зал 4 (10.50) № 23 3 (9.50) № 28 2 (8.50) № 22 2 (8.50) № 20 3 (9.50) № 17 5 (11.40) № 33 2,3 (8.50) № 9 4 (10.50) № 29 4 (10.50) № 19 5 (11.40) № 19 Декада проведенных уроков показала, что учителя, работающие в пятых классах, знакомы с психологическими трудностями детей в период адаптации, знают требования к проведению уроков в период преемственности между начальной и средней школой. Открытые уроки посетили учителя начальных классов и средней школы. За декаду было 54 посещения. Каждый проведенный урок был проанализирован учителями. Одна   из   актуальных   задач   переходного   периода   –   объективный   контроль   знаний, умений   и   навыков   учащихся   на   соответствие   требованиям   государственных образовательных   стандартов.  Оценка   качества   знаний   помогает   учителю   выявить   пробелы   и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебного процесса. В   соответствии   с   планом   работы   отдела   образования   19   октября   были   проведены контрольные   работы   по   математике  в   5   классах.   Цель   проведения   контрольных   работ: выявление уровня и качества обученности обучающихся по итогам начальной школы и в начале обучения в основной школе. Контрольные   работы   проводились   по   текстам   отдела   образования   в   соответствии   с необходимыми требованиями. Текст контрольной работы по математике состоял из 6 заданий:  ­ текстовая задача,  ­ 2 примера на выполнение действий с натуральными числами,  ­ задание на сравнение величин, решение уравнений, где нужно было выписать из 4х уравнений те, которые решаются с помощью действий вычитания и деления, а затем решить одно из них,  ­ задача на нахождение периметра и площади прямоугольника,  ­ задача на смекалку.  Контрольная работа соответствовала программе и требованиям к подготовке обучающихся. Итоги контрольных работ следующие: у к с и п с   о п   я с х и щ ю а ч у б о   о в т с е ч и л о К 26 26 24 24 100   с с а л К 5а 5б 5в 5г итог о у т о б а р   х и ш в я н л о п ы в   , я с х и щ ю а ч у б о   о в т с е ч и л о К 25 24 22 24 95 Количество получивших оценку   обучающихся, и т с о м е а в е п с у %     ь л е т и ч У а в т с е ч а к     %   л л а б й и н д е р С 5 4 3 9 6 5 5 25 8 6 4 7 25 7 10 12 10 39 2 1 2 1 2 6 96 92 95 92 93,7 68 50 41 50 52,6 4 Мехонцева М. Г. 3,7 Мехонцева М. Г. Маткина Н. М. 3,6 3,6 Маткина Н. М. 3,7 Работу выполняли 95 % обучающихся, без ошибок выполнили 25 учеников. Обучающиеся   обнаружили   хорошее   знание   тем:   «Действия   с   натуральными   числами», «Периметр и площадь прямоугольника», «Решение текстовых задач», «Решение уравнений». Наиболее типичные ошибки, допущенные обучающимися: умножение и деление многозначных натуральных чисел, ошибки в единицах измерения площадей, решение задачи на смекалку. Причины   ошибок:   невнимательность,   поспешность,   пробелы   в   знаниях,   не   достаточно повторена тема «Сравнение площадей». В   соответствии   с   планом   работы   отдела   образования   20   октября   были   проведены контрольные   диктанты   по   русскому   языку  в   5   классах.   Цель   проведения   контрольных диктантов: выявление уровня и качества обученности обучающихся по итогам начальной школы и в начале обучения в основной школе. Контрольные   диктанты   проводились   по   текстам   отдела   образования   в   соответствии   с необходимыми требованиями. В контрольной работе использовался текст «Наши друзья» В. Бианки. После написания ученики должны были выполнить грамматические задания на определение частей речи, на выделение окончаний имен прилагательных с указанием их падежа. Контрольная работа соответствовала программе и требованиям к подготовке обучающихся. Итоги контрольных работ следующие: и т с о м е а в е п с у %   а в т с е ч а к     %   ь л е т и ч У   л л а б й и н д е р С д гр.з. д гр.з. д гр.з. д гр.з. д гр.з. д гр.з. д гр.з. у Количество обучающихся, получивших оценку 5 4 3 2   с с а л К у к с и п с   о п   я с х и щ ю а ч у б о   о в т с е ч и л о К т о б а р   х и ш в я н л о п ы в   , я с х и щ ю а ч у б о   о в т с е ч и л о К 5а 5б 5в 5г итог о 2 6 2 6 2 5 2 4 2 5 2 4 2 2 2 4 9 5 1 5 5 4 7 3 1 9 3 3 3 18 9 1 5 1 0 9 4 3 13 11 6 8 38 ­ 4 5 5 1 4 3 9 13 13 38 1 ­ 3 2 6 ­ ­ ­ ­ ­ 96 100 96 88 100 100 79, 2 91, 6 92, 6 100 100 98, 9 83, 3 63, 3 66, 6 77, 8 58,3 40,9 45,8 58, 9 4, 5 4 3, 7 3, 7 4 4 3,6 3,6 3,6 3,7 Векшина  Л. Н. Векшина  Л. Н. Векшина  Л. Н. Векшина  Л. Н. Работу выполняли 95 % обучающихся, без ошибок диктант написали 31 ученик, справились с грамматическим заданием 18 учеников. Обучающиеся обнаружили хорошее знание тем: «Предлоги со словами», «Не  с глаголами», «Родовые окончания существительных, прилагательных, глаголов», «Части слова», «Грамматическая основа предложения». Наиболее   типичные   ошибки,   допущенные   обучающимися:   удвоенная   согласная   в   слове, правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа, словарные слова, безударная гласная в корне, разбор слова по составу, разбор предложения, падежные окончания существительных. Причины ошибок: невнимательность, неумение проверять свою работу, неумение правильно определять морфемы в слове (не видят частей речи разбираемого слова, не задумываются от какого слова образовалось разбираемое слово), при разборе слова затрудняются в постановке вопросов к членам предложения. В соответствии с планом внутришкольного контроля заместителем директора по УВР М. Г. Мехонцевой  в  период  с  26  по  30  сентября  проводилась   проверка   Личных  дел   обучающихся   5х классов.  Цель контроля: оформление Личных дел обучающихся классными руководителями на начало учебного года.  В ходе проверки контролировались следующие параметры: ­ наличие нового списка обучающихся; ­ правильность оформления Личных дел; ­ сведения о посещении ДОУ; ­ сведения о родителях; ­ наличие домашнего адреса ученика; ­ наличие всех оценок за предыдущий класс; ­ выставление количества пропущенных уроков; ­ наличие подписи классного руководителя; ­ сведения о занятости в факультативах и клубах; ­ сведения о поощрении и награждении обучающихся; ­ сведения об общественной работе обучающихся; ­ наличие информации об ознакомлении родителей учащихся с Уставом школы. Проверка   показала,   что   в   Личных   делах   5х   классов   все   параметры,   кроме   сведений   об общественной работе обучающихся соответствуют требованиям.  В соответствии с планом внутришкольного контроля в период с 25 по 27 сентября проводилась проверка классных журналов 5х классов.  Цель   контроля:   оформление   журналов   классными   руководителями   на   начало учебного года.  В ходе проверки контролировались следующие параметры: ­ оглавление; ­ списки классов по предметам; ­ общие сведения об обучающихся; ­ сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися; ­ сводная ведомость учета посещаемости; ­ сводная ведомость учета успеваемости; ­ сведения о занятиях во внеурочное время; ­ сведения о занятиях в факультативах; ­ листок здоровья. С   целью   своевременного   и   правильного   заполнения   классных   журналов   был   проведен инструктаж с классными руководителями, в ранние сроки выданы классные журналы, распределены страницы в соответствии с Учебным планом школы. Заместителем директора по УВР М. Г. Мехонцевой были проверены журналы 5х классов. В результате проверки было выявлено, что классные руководители 5б (Сюськова Г. М.), 5в (Кузьминых И. А.), 5г (Векшина Л. Н.) заполнили журналы в соответствии с положением и не имеют замечаний по работе с классными журналами. В журнале 5а класса (Самарина Т. Г.) не были заполнены данные о занятиях   обучающихся   во   внеурочное   время,   а   также   Листок   здоровья.   Некоторые   учителя, работающие   в   5х   классах,   на   момент   проверки   не   заполнили   предметные   страницы.   По   итогам проверки написан приказ. В течение трех дней все замечания устранены. В соответствии с планом внутришкольного контроля с 19 по 21 октября 2010 г. заместителем директора по УВР М. Г. Мехонцевой проводилась проверка дневников обучающихся 5х классов. Цель проверки: выявление систематичности и качества работы классного руководителя с дневниками   обучающихся,   ведение   обучающимися   дневников   в   соответствии   с Положением о ведении дневника. В ходе проверки контролировались следующие параметры: ­ количество обучающихся по списку; ­ присутствуют на момент проверки; ­ количество собранных дневников; ­ количество проверенных дневников; ­ паспортные данные обучающихся; ­ заполнение страницы со списком учителей; ­ наличие расписание на 1четверть; ­ запись благодарностей; ­ запись замечаний; ­ оценка за поведение и ведение дневника; ­ регулярность проверки дневника классным руководителем; ­ регулярность проверки дневников родителями; ­ выставление текущих оценок по предметам; ­ заполнение обучающимися расписания на неделю, домашних заданий; ­ отметка пропусков уроков; В ходе проверки выяснилось, что классные руководители Самарина Т. Г. (5а), Сюськова Г. М. (5б), Кузьминых И. А. (5в) и Векшина Л. Н. (5г) работают с дневниками обучающихся, знакомят их с требованиями по ведению дневников, проверяют качество ведения дневников, наличие подписей родителей,   выставляют   текущие   оценки   по   предметам.   Практически   все   дневники   имеют удовлетворительный вид.  По   итогам   работы   в   течение   двух   месяцев   над   темой   «Преемственность   в   обучении   и воспитании   между   начальной   и   средней   школой»   можно   сделать   вывод,   что   коллектив администрации,   классных   руководителей,   учителей­предметников   и   психолога   работают   в постоянном контакте, выявляют трудности адаптации, находят пути решения возникающих проблем. Первые  полгода  обучения  в  средней  школе  —  время   особенное.  Дети  решают  совершенно определенные   задачи:   принять   и   понять   систему   новых   требований,   наладить   отношения   с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой.  Очень  важная  задача  —  выйти  на  новый  уровень  учебной  самоорганизации,  научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, ранее не освоенные, и на осмысление тоже нужно время. Классные руководители и психолог первые полгода большую часть времени должны  уделять именно этим проблемам. Сократить   переходный   период,   смягчить   связанные   с   ним   факторы   негативного   характера может помочь нашему коллективу специально разработанная программа “Преемственность”, цель которой ­ более эффективная организация образовательного процесса и психолого­педагогического сопровождения учащихся – выпускников начальной школы – при переходе их в среднее звено.  Решение: 1. Отметить,   что   педагогический   коллектив   школы   проводит   работу   по   преемственности обучения и воспитания между начальной и средней школой, что способствует преодолению трудностей,   возникающих   у   пятиклассников,   помогает   их   успешной   адаптации   в   новых условиях. 2. Рекомендовать   учителям   начальных   классов,   выпускающих   обучающихся   4х   классов, готовить слайд – презентации с характеристиками учеников для ознакомления коллектива учителей, принимающих пятиклассников.  3. Ввести в практику работы учителей начальной школы проведение декады открытых уроков, проведение контрольных срезов по предметам с участием учителей средней школы.  4. Классным   руководителям   5х   классов   проанализировать   результаты   диагностики, проведенной психологом, внести коррективы в работу с коллективом класса, учителями, родителями.  5. Учителям­предметникам проводить работу по повышению мотивации у учению, применять формы   и   методы   работы   с   обучающимися,   способствующие   формированию   интереса   к предметам. Срок – постоянно. 6. Контроль   за   выполнением   решений   возложить   на   заместителей   директора   по   УВР   в начальной и средней школе. Срок  контроля – постоянно.

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов

Выступление на педагогическом совете об адаптации учеников 5 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017