Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»
Оценка 4.7

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
08.05.2017
Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижения ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок находится в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Педсовет.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усадовская средняя общеобразовательная школа» Ступинского муниципального района Выступление на педсовете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса» заместитель директора по ВР  Т.Н.Чувалева 2017   Слайд 4.                    Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны.  Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его  развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому  важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг  другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо,  если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками,  заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.                На сегодняшний день конфронтация  семьи  и  школы  достигла  своего   предела. Семья  не  всегда  прислушивается  к  проблемам  школы, школа   отвечает  тем  же, обвиняя  родителей  в  бездействии, полном  отсутствии   семейного  воспитания. Школа и  семья – два  разных  социальных  института и   по  происхождению, и  по  природе  существования, и  по  назначению. О  современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не  воспитывается. В то же время, и родители не очень радужно оценивают действия  педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный  уровень, страдают моральные качества. Попав в ножницы между школой и  семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в  конечном счете, к безнравственности.       В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не  думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок, перекладывая  эту заботу на школу. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями  учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Но, тем не менее, когда  становится  не вмоготу,  и родители  приходят к учителю за помощью, бывает уже поздно. Слайд  5     В учебно­воспитательном процессе, как мы знаем, три стороны, три участника:  учителя, ученики и их родители.       От грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность  воспитания ребенка. И педагоги, не смотря ни на какие социологические  прогнозы, порой делают для этой эффективности невозможное. Усилия школы,  педагогов направлены на создание единого воспитательного поля, единой  воспитательной среды, где растут наши дети. 1.      Какова  роль  семьи  в  формировании  личности? Слайд  6 Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку.     Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.  Слайд  7 Семья для ребенка ­ это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Семья   как   первый   фактор   развития   личности   ребенка   поражает   и   силой   и широтой влияния. Слайд  8              Когда малыш приходит в школу, он представляет нам   мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов. Семья – первая  общественная ступень   в   жизни   человека. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, которые встретятся ребенку на его пути, он умел преодолевать достойно и с честью. 2. Какие  методы  и  формы  семейного  воспитания?        Семейное воспитание ­ специальная педагогическая деятельность родителей  в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка.  Слайд  9          Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет  воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно,  безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают  воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для  воспитания детей в семье.        Целью семейного воспитания является формирование таких качеств  личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды,  встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих  способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и  эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье  детей, их счастье ­ все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет  задачи семейного воспитания. Именно родители ­ первые воспитатели ­ имеют  самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый  последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем  предыдущий. Слайд  10              Методы  воспитания  детей в семье — это пути (способы), с помощью  которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они имеют свою специфику: • влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и  приспособлено к личности, • выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели  воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в  семье и.т. д. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий  отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей —  столько разновидностей методов.  Слайд  11             Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других ­  угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские,  главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях,  естественно, превалируют строгость и наказание.          Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных  приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и   поэтому их методы нацелены  на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают  более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и,  естественно, находят  для этого   соответствующие   методы. 3. Есть  ли  какие­либо  условия  при  выборе  и  применении   методов   родительского  воспитания? Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих русловий: Слайд  12 1. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор  методов, средств, форм воспитания. 2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье,  стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе  методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы,  сравнительно чаще использует приучение. 3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно  превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного  труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты:  дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет  совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения. 4. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности  испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми,  маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Многие родители не знают,  какие книги читают их дети, какие фильмы смотрят, какая музыка им нравится,  больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей.  4. Каковы  принципы  взаимодействия  семьи  и  школы? Семья передает эстафету воспитания школе.  Слайд  13 принцип   согласия,   обеспечивающий   обоюдное   понимание Но   продолжает   оказывать   сильное   воспитательное   влияние.   А   процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания ­ это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.   Слайд  14                     Для   формирования   сотрудничества   между   взрослыми   и   детьми   в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.         Взаимодействие семьи и школы осуществляется по основным принципам: Слайд  15 Первый   ­   воспитательной цели и взаимное доверие партнеров. Слайд  16 Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку. Слайд  17 Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии. Слайд  18 Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна  помогать в работе и в воспитании детей. Слайд  19 Пятый   –  принцип   содеянности,   допускающий   совместную   деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.  Слайд  20 Взаимная договоренность  ­ залог успешности педагогического альянса.   Слайд  21 Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются индивидуальные,  групповые и  массовые  формы. Слайд  21 К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными  руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и  воспитания ребёнка. В этом учебном году активно используют индивидуальные  формы взаимодействия  классные  руководители  начальной школы. Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в  каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог  не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями.  Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя.  Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении  ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого  понимания проблем каждого ученика. Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика,  школьный портал.  Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями­ предметниками о поведении, опозданиях на уроки, об успехах и неудачах.      К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого­ педагогическое просвещение родителей.  Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания. Жаль, что  к психолого­педагогическому просвещению родителей нами не привлекаются  специалисты различных направлений: врачи, юристы, психологи. Общешкольные родительские собрания планируются, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями,  задачами, итогами ее работы. 5.     На каких же основах должны складываться отношения   школы     семьи, чтобы иметь успех в воспитании?   и            На этот ёмкий вопрос убедительно отвечал  В.А.Сухомлинский:  "Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций  детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой"...­ и как можно  больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.…» И дальше: «... воспитывайте так,   чтобы у ребенка были  радости, которые он приносил бы домой…» 7. В  каких  же направлениях  необходимо осуществлять  взаимодействие  семьи  и  школы?              Организацию  взаимодействия школы и семьи необходимо осуществлять   в следующих направлениях:                                                                                               ­ формирование активной педагогической позиции родителей.  Контакт с родителями строится таким образом, чтобы у родителей возникал  интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в  своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является  участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные  творческие дела школы и  классов, в которых принимают участие родители.  ­ повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего  обучения детей в школе; вооружение семьи педагогическими знаниями и  умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических  навыков.  Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы,  педагогические  дискуссии, круглые столы. В работу вовлекаются не только педагоги школы, но и  работники социальных служб, сотрудники госавтоинспекции,  правоохранительные органы. В школе уделяется внимание вопросу знакомства  родителей с нормативными документами на информационных консультациях и  родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и  учащихся.  ­ взаимодействие социальной службы с семьями, консультирование  родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;  совместная выработка наиболее адекватных направлений  совершенствования воспитания.  ­ вовлечение родителей в органы школьного самоуправления (родительские  комитеты классов, совет родителей, попечительский Совет).  И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и  школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов  цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017