Поделилась опытом как взаимосвязаны урочная и внеурочная учебная деятельность, показала важность внеурочной деятельности, что иногда внеурочная способствует большему запоминанию, ведь у детей начальной школы большую роль играет наглядно-образное мышление.Привела примеры внеклассной работы, показала фотоотчет занятий, а также подготовила замечательную презентацию.
Выступление.doc
Обучение путем воспитания, воспитание путем обучения.
«Мы учимся не для школы, а для жизни».
На протяжении нескольких веков ученые, педагоги, философы спорили, что важнее:
обучение или воспитание. Но сегодня уже нет никаких сомнений, что эти понятия
неразделимы. Нам хорошо известны слова Льва Николаевича Толстого, который сказал,
«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая
знаний, всякое же знание действует воспитательно». Трудно не согласиться с
великим классиком, тем более что обучение воздействует не только на ум, но и на
чувства, волю, характер ребенка, при этом вооружает его необходимыми жизненными
умениями и навыками.
Современное образование невозможно без обращения к личности. Воспитание у наших
учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.
Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру
учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения
учебных задач. Считаю, что основная функция учителя – не столько быть источником
знаний, сколько создать такую атмосферу в классе, в которой процесс познания станет
увлекательным и интересным для каждого ученика.
Не секрет, что о работе учителя судят по тем урокам, которые он проводит. Учитель –
это нечто гораздо большее, нежели просто образованный и знающий человек. Учитель –
это актёр. Он играет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание
(или равнодушие) публики. Ибо класс – те же зрители. Но учитель – больше, чем актёр.
Даже самыйсамый «народный артист», в конечном счёте, не несёт ответственности за
своего зрителя, а учитель – несёт. Учитель – ещё и режиссёрпостановщик. Пусть он не
сам выбирает пьесу и её участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой
своих подопечных. Поэтому обучение и воспитание – это, прежде всего, призвание и
талант.
Воспитание – один из сложнейших процессов, отличающихся многогранностью и
непрерывностью.
Воспитание на уроке … На него работает все – и стиль общения, и дидактическая
структура, и методические приемы.
О воспитании на уроке, то есть в процессе обучения писали многие учителя и ученые.
Например, В.А. Сухомлинский утверждал, что «быть хорошим учителем можно,
только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения
такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем
процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».
Понижение нравственной культуры в нашем обществе в последние годы прежде
всего отразилось на детях. Поэтому я считаю, что учитель должен стараться уделять
внимание нравственным вопросам на каждом уроке; пусть совсем чутьчуть, пусть хоть
словечко, но и это словечко не будет сказано зря, поскольку дети очень восприимчивы к
хорошему. Любой учитель, будь то учитель литературы или же математики, должен
развивать в детях чуткое отношение к жизни. Учитель не может закрывать глаза на
ребёнка и видеть лишь объект обучения. Нравственность можно воспитывать по
разному, совсем не обязательно говорить строгим голосом: «Дети, так делать плохо, а
так хорошо». Нравственные моменты есть практически везде. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального образования основная образовательная программа начального образования
реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная работа направлена на удовлетворение разнообразных интересов и
потребностей учащихся путем, формирования у них опыта социальных отношений,
социальной деятельности.
Даёт возможность применения сформированных на уроках УУД, предметных знаний и
умений для решения важных для учащихся практических задач в реальной жизни,
умению учиться.
Внеурочная работа обладает возможностями для обеспечения индивидуализации
обучения, с которой учителю трудно справляться в рамках урока. На этапе начальной
школы решаются задачи ознакомления учащихся с разнообразными приемами
рациональной организации учебного труда, выявления индивидуальных предпочтений в
их использовании.
Нет сомнения в том, что внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии
творческих способностей учащихся. С одной стороны дальнейшее (вслед за уроками)
совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной
сфере деятельности, например – выразительное чтение, искусство, музыка, спорт. С
другой стороны развитие творческой личности, способной осуществлять перенос и
творческое применение УУД (умений), а с их помощью – и предметных знаний и умений,
в новые ситуации, отличающиеся от учебнопредметных, создание ситуация успеха для
каждого ребёнка. Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает учащимся
возможность приобретать личный опыт социализации.
Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и во
внеурочное время должны совместно обеспечить достижение комплекса
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируя внеурочную деятельность, учитель должен предвидеть к какому
результату должен прийти ребёнок.
Результат образования это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение
применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на
помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, призвана
сформировать учебную мотивацию;
Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства,
создаёт дополнительные условия для развития учащихся.Внеурочная деятельность
ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий
поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество,
взаимодоверие и взаимоуважение.
Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в
педагогическом процессе, педагогов, учащихся, их родителей, работников детских
учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений.
Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее. Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга.
Для реализации требований стандарта второго поколения с учетом потребностей
общества и родителей обучающихся, в нашей школе внеурочная деятельность
организуется по направлениям личности: духовнонравственное, спортивно
оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так,
чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к
собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и
осваивая свой собственный потенциальный дар. Решение этой задачи осуществляется
как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Как же заинтересовать?
Как привлечь внимание учащихся?
Внеурочная работа способствует развитию познавательных интересов не только по
предметам, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает
значительными возможностями для развития социальных компетентностей,
индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии.
Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний
учащихся в области программного материала, развития их логического мышления,
исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению, для сообщения
учащихся полезных сведений из истории предметов. Внеклассная работа с учащимися
приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную
работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету.
Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения.
Педагог обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но они это не
очень любят. Стремление учителя воспитать лучшие человеческие качества у детей
подчас встречает сопротивление с их стороны. По капельке он отдаёт себя детям, не
всегда получая в ответ причитающееся ему внимание и участие. Даже любимого учителя
ученики вспоминают по праздникам или когда говорят о своём детстве. Не зря
профессия учителя стоит в одном ряду с теми, где есть эмоциональные перегрузки.
Без сомнения, воспитание и обучение – процесс кропотливый. Он требует от меня
сдержанности, терпения, доброты. Для своих учеников я должна быть не только
носителем научной информации, но и человеком, рядом с которым ребенок сможет
приобрести иммунитет ко злу и ненависти, навыки общения со взрослыми и
сверстниками, найти свое место в жизни. Урок же стал частью моей жизни. Я проживаю
его вместе со своими учениками, предлагая детям поразмышлять над полученной
информацией, задуматься над причиной и следствием происходящего в мире. Стараюсь
воспитать в каждом ребенке любовь к своей малой родине, ответственность за
совершенные поступки, стараюсь целенаправленно влиять на ум, воображение, чувство
учеников, развивая богатство их души.
Нужно помнить, что детство – не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И
именно жизненные истории как ничто другое обучают и воспитывают наших детей. Но
вместе с нашими детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя.
Каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный
урожай. Так имеем ли мы с вами право заниматься обучением без воспитания. Помоему, нет.
Знание – это оружие, и ответственность за его применение несем и мы, учителя. Итак,
процессы обучения и воспитания неразделимы: обучая детей, мы их воспитываем, а
воспитывая – обучаем.
Модернизация системы образования направлена на развитие личности каждого ученика
и на повышение качества его образования. До сих пор качеством общего образования
считались только хорошие знания учеников по предметам. Критерии оценок по ним
предъявлялись в предметной программе. В процессе обучения школьным дисциплинам
мы всегда оценивали и оцениваем детей по их устным или письменным ответам
показателям знаний ученика. Качество современного образования – это качество не
только обучения, но и воспитания и развития. Результат общего образования, по новым
Стандартам, оценивается уровнем развития личности каждого ученика, его
личностными достижениями.
Согласно закону РФ «Об образовании» под образованием понимается единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения.
За счет чего достигается большая воспитательная роль этого урока? (За счет введения
интерактивного приема обучения.) Т.о., использование различных приемом и форм
работы позволяет воспитывать путем обучения. За счет чего еще можно ввести
воспитательный элемент на этот урок? (Подпор материала для урока: текста,
иллюстраций и т.п.)
Воспитание и обучение – единый процесс.
Именно поэтому воспитание, сколько бы и кто ни пытался, нельзя изъять ни из
учительской работы, ни из школы. Оно всегда будет главным в труде учителя, если даже
мы не будем об этом говорить и употреблять это слово. Посмотрим, что делает учитель
на уроке. Он объясняет учебный материал, проводит упражнение, тестирование,
выставляет оценки. На первый взгляд типичный дидактичный процесс, без признаков
воспитания. В действительности – сплошное воспитание. Обучая, педагог воспитывает:
дисциплинированность,
правдивость,
ответственность, трудолюбие, настойчивость, умение работать, добросовестность и еще
десятки других взаимосвязанных качеств личности, необходимых для жизни. Как же мы
можем сказать, что не воспитываем?
Реализация принципа единства обучения и воспитания осуществляется через
систему правил:
1.
Знания без воспитанности – меч в руках сумасшедшего.
Игнорирование этой древней мудрости обернулось большими потерями.
Знания наши большие, а воспитанности не хватает, чтобы умно
распорядиться ими, направить их на благо человека и человечества.
аккуратность,
усидчивость,
честность,
2. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Соблюдаем надлежащий
баланс, развивая на конкретных знаниях нравственность человека. Может
быть, сегодня не столь важно, будет ли знать ученик внутреннее строение
лягушки или рыбы. Из урока он должен вынести убеждение – уничтожать
природу нельзя.
3. Содержание урока необходимо наполнить мировоззренческим,
нравственным содержанием. 4. Пусть каждый педагог, переступая порог школы, спросит себя – зачем
я здесь?
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.