Выступление на педсовете

  • Лекции
  • doc
  • 11.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поделилась опытом как взаимосвязаны урочная и внеурочная учебная деятельность, показала важность внеурочной деятельности, что иногда внеурочная способствует большему запоминанию, ведь у детей начальной школы большую роль играет наглядно-образное мышление.Привела примеры внеклассной работы, показала фотоотчет занятий, а также подготовила замечательную презентацию.
Иконка файла материала Выступление.doc
Обучение путем воспитания, воспитание путем обучения. «Мы учимся не для школы, а для жизни».  На протяжении нескольких веков ученые, педагоги, философы спорили, что важнее:  обучение или воспитание. Но сегодня уже нет никаких сомнений, что эти понятия  неразделимы. Нам хорошо известны слова Льва Николаевича Толстого, который сказал,  «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая  знаний, всякое же знание действует воспитательно». Трудно не согласиться с  великим классиком, тем более что обучение воздействует не только на ум, но и на  чувства, волю, характер ребенка, при этом вооружает его необходимыми жизненными  умениями и навыками.  Современное образование невозможно без обращения к личности. Воспитание у наших  учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.  Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру  учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения  учебных задач. Считаю, что основная функция учителя – не столько быть источником  знаний, сколько создать такую атмосферу в классе, в которой процесс познания станет  увлекательным и интересным для каждого ученика. Не секрет, что о работе учителя судят по тем урокам, которые он проводит. Учитель –  это нечто гораздо большее, нежели просто образованный и знающий человек. Учитель –  это актёр. Он играет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание  (или равнодушие) публики. Ибо класс – те же зрители. Но учитель – больше, чем актёр.  Даже самый­самый «народный артист», в конечном счёте, не несёт ответственности за  своего зрителя, а учитель – несёт. Учитель – ещё и режиссёр­постановщик. Пусть он не  сам выбирает пьесу и её участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой  своих подопечных. Поэтому обучение и воспитание – это, прежде всего, призвание и  талант.  Воспитание – один из сложнейших процессов, отличающихся многогранностью и  непрерывностью.  Воспитание на уроке … На него работает все – и стиль общения, и дидактическая  структура, и методические приемы.  О воспитании на уроке, то есть в процессе обучения писали многие учителя и ученые.  Например, В.А. Сухомлинский утверждал, что «быть хорошим учителем можно,  только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения ­  такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем  процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».  Понижение нравственной культуры в нашем обществе в последние годы прежде  всего отразилось на детях. Поэтому я считаю, что учитель должен стараться уделять  внимание нравственным вопросам на каждом уроке; пусть совсем чуть­чуть, пусть хоть  словечко, но и это словечко не будет сказано зря, поскольку дети очень восприимчивы к хорошему. Любой учитель, будь то учитель литературы или же математики, должен  развивать в детях чуткое отношение к жизни. Учитель не может закрывать глаза на  ребёнка и видеть лишь объект обучения. Нравственность можно воспитывать по­ разному, совсем не обязательно говорить строгим голосом: «Дети, так делать плохо, а  так хорошо». Нравственные моменты есть практически везде.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  начального образования основная образовательная программа начального образования  реализуется  через учебный план и  внеурочную деятельность. Внеурочная работа направлена на удовлетворение разнообразных интересов и  потребностей учащихся путем, формирования у них опыта социальных отношений,  социальной деятельности. Даёт возможность применения сформированных на уроках УУД, предметных знаний и  умений для решения важных для учащихся практических задач в реальной жизни,  умению учиться. Внеурочная работа обладает возможностями для обеспечения индивидуализации  обучения, с которой учителю трудно справляться в рамках урока. На этапе начальной  школы решаются задачи ознакомления учащихся с разнообразными приемами  рациональной организации учебного труда, выявления индивидуальных предпочтений в  их использовании. Нет сомнения в том, что внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии  творческих способностей учащихся. С одной стороны дальнейшее (вслед за уроками)  совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности, например – выразительное чтение, искусство, музыка, спорт. С  другой стороны развитие творческой личности, способной осуществлять перенос и  творческое применение УУД (умений), а с их помощью – и предметных знаний и умений, в новые ситуации, отличающиеся от учебно­предметных, создание ситуация успеха для  каждого ребёнка. Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает учащимся  возможность приобретать личный опыт социализации.  Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и во  внеурочное время должны совместно обеспечить достижение комплекса  личностных, метапредметных и предметных результатов. Планируя внеурочную деятельность, учитель должен предвидеть к какому  результату должен прийти ребёнок.  Результат образования это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение  применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на  помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, призвана  сформировать учебную мотивацию; Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства,  создаёт дополнительные условия для развития учащихся.Внеурочная деятельность  ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий  поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество,  взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе, педагогов, учащихся, их родителей, работников детских  учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений.  Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга. Для реализации требований стандарта второго поколения с учетом потребностей  общества и родителей обучающихся, в нашей школе внеурочная деятельность  организуется по направлениям личности: духовно­нравственное, спортивно­ оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к  собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и  осваивая свой собственный потенциальный дар. Решение этой задачи осуществляется  как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Как же заинтересовать?  Как привлечь внимание учащихся?       Внеурочная работа способствует развитию познавательных интересов не только по  предметам, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает  значительными возможностями для развития социальных компетентностей,  индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии.  Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления,  исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению, для сообщения  учащихся полезных сведений из истории предметов. Внеклассная работа с учащимися  приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную  работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения.  Педагог обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но они это не  очень любят. Стремление учителя воспитать лучшие человеческие качества у детей  подчас встречает сопротивление с их стороны. По капельке он отдаёт себя детям, не  всегда получая в ответ причитающееся ему внимание и участие. Даже любимого учителя ученики вспоминают по праздникам или когда говорят о своём детстве. Не зря  профессия учителя стоит в одном ряду с теми, где есть эмоциональные перегрузки. Без сомнения, воспитание и обучение – процесс кропотливый. Он требует от меня  сдержанности, терпения, доброты. Для своих учеников я должна быть не только  носителем научной информации, но и человеком, рядом с которым ребенок сможет  приобрести иммунитет ко  злу и ненависти, навыки общения со взрослыми и  сверстниками, найти свое место в жизни. Урок же стал частью моей жизни. Я проживаю  его вместе со своими учениками, предлагая детям поразмышлять над полученной  информацией, задуматься над причиной и следствием происходящего в мире. Стараюсь  воспитать в каждом ребенке любовь к своей малой родине, ответственность за  совершенные поступки, стараюсь целенаправленно влиять на ум, воображение, чувство  учеников, развивая богатство их души.  Нужно помнить, что детство – не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И  именно жизненные истории как ничто другое обучают и воспитывают наших детей. Но  вместе с нашими детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя.  Каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный  урожай.Так имеем ли мы с вами право заниматься обучением без воспитания. По­моему, нет. Знание – это оружие, и ответственность за его применение несем и мы, учителя. Итак, процессы  обучения и воспитания  неразделимы:  обучая детей,  мы их воспитываем,  а воспитывая – обучаем. Модернизация системы образования направлена на развитие личности каждого ученика и на повышение качества его образования. До сих пор качеством общего образования считались  только хорошие знания учеников по предметам.  Критерии  оценок по ним предъявлялись в предметной программе. В процессе обучения школьным дисциплинам мы   всегда   оценивали   и   оцениваем   детей   по   их   устным   или   письменным   ответам   ­ показателям   знаний   ученика.   Качество современного образования   –   это   качество   не только обучения, но и воспитания и развития. Результат общего образования, по новым Стандартам,   оценивается   уровнем   развития   личности   каждого   ученика,   его личностными достижениями. Согласно   закону   РФ   «Об   образовании»   под   образованием   понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. За счет чего достигается большая воспитательная роль этого урока? (За счет введения интерактивного   приема   обучения.)   Т.о.,   использование   различных   приемом   и   форм работы   позволяет   воспитывать   путем   обучения.   За   счет   чего   еще   можно   ввести воспитательный   элемент   на   этот   урок?   (Подпор   материала   для   урока:   текста, иллюстраций и т.п.) Воспитание и обучение – единый процесс. Именно   поэтому   воспитание,   сколько   бы   и   кто   ни   пытался,   нельзя   изъять   ни   из учительской работы, ни из школы. Оно всегда будет главным в труде учителя, если даже мы не будем об этом говорить и употреблять это слово. Посмотрим, что делает учитель на   уроке.   Он   объясняет   учебный   материал,   проводит   упражнение,   тестирование, выставляет оценки. На первый взгляд типичный дидактичный процесс, без признаков воспитания. В действительности – сплошное воспитание. Обучая, педагог воспитывает: дисциплинированность,   правдивость, ответственность, трудолюбие, настойчивость, умение работать, добросовестность и еще десятки других взаимосвязанных качеств личности, необходимых для жизни. Как же мы можем сказать, что не воспитываем? Реализация   принципа   единства   обучения   и   воспитания   осуществляется   через систему правил: 1.        Знания   без   воспитанности   –   меч   в   руках   сумасшедшего. Игнорирование   этой   древней   мудрости   обернулось   большими   потерями. Знания   наши   большие,   а   воспитанности   не   хватает,   чтобы   умно распорядиться ими, направить их на благо человека и человечества.   аккуратность,   усидчивость,   честность, 2.      Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Соблюдаем надлежащий баланс, развивая на конкретных знаниях нравственность человека. Может быть, сегодня не столь важно, будет ли знать ученик внутреннее строение лягушки или рыбы. Из урока он должен вынести убеждение – уничтожать природу нельзя. 3.       Содержание   урока   необходимо   наполнить   мировоззренческим, нравственным содержанием.4.      Пусть каждый педагог, переступая порог школы, спросит себя – зачем я здесь?