Выступление на педсовете
Оценка 5

Выступление на педсовете

Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитательная работа
2 кл
03.06.2017
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете по теме "Исследовательская деятельность в начальной школе" Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству .Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству
Выст на пед с исслед деят.docx
Выступление на  педагогическом совете  По теме: Исследовательская деятельность   в   начальной школе. Учитель  начальных классов  первой  квалификационной категории    2010 год Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на  пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа  воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку ­ энциклопедиста и теряет при этом  творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей,  невостребованности их творческих способностей. Отсюда ­ нежелание детей учиться. Если  школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто  же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению  своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в  соответствии с его целями. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа? Новые стандарты образования предполагают внесение значительных  изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с  одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него  общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность  школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:  ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач  (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти  задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной  работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда  ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения  ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской  деятельности. А как же учащиеся начальных классов? Разногласия и споры среди  специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте.  Многие специалисты недоумевают “Могут ли младшие школьники делать то, что часто с  большим трудом делают студенты высших учебных заведений?” Александр Ильич  Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку;  поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из  главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей  исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских  делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых  впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать,  самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но  учебно­исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо  разработанной системы.   Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему  школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся  младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству мы  исходили из следующих положений:  Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея  необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в  учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у  него знания, используя их при этом как можно полнее.   Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с  самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно  взаимосвязаны и одно способствует развитию другого.  Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания,  сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько­ нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе,  как уже отмечалось, проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт  свой вариант работы.   Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к  сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор  примеров, оформление иллюстраций, написание мини­сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование.    Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это  правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности  творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере  человеческой культуры.   1 КЛАСС В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не  умеют читать, писать, анализировать.  Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью  учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.  Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над  проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану,  составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо  предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя»  «Моя семья»  2 КЛАСС На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных  источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать  некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством  учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее  предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о  значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса. Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными. Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным  долгосрочным проектом.  3 КЛАСС В третьем классе работа над проектом более расширена и  начинается с первой четверти.  Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии,  сборники). Устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный  анализ полученной информации. 4 КЛАСС В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более  аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока  информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и  оформить готовый проект самостоятельно.  Сейчас уже есть   учебно­методический комплект А. И. Савенкова слайд 2. Рабочая тетрадь  «Я – исследователь» Методическое пособие для учителя  «Методика исследовательского обучения младших  школьников». Изучив “Методику исследовательского обучения младших школьников”, я провела  несколько вводных занятий.    Цель этих занятий:  – развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных  способностей учащихся; – выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно­ исследовательской работы.  Чтобы провести исследование  применяла следующую последовательность: Слайд № 3 “Схема проведения исследования” Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего  исследования).  Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на  которые хотели бы найти).  Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы  исследования).  Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть  высказаны и нереальные – провокационные идеи).  Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).  Определить последовательность проведения исследования.  Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).  Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал,  используя известные логические правила и приёмы).  Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по  результатам исследования).  Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).  Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные  исследования надо овладеть техникой исследовательского поиска на уроках. В ходе  реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом  практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей  среды по их признакам и свойствам. Самым первым нашим исследованием, было  наблюдение за камнем и семенем растения, по теме: «Живая и неживая природа». Когда  дети посадили камень и семя, и наблюдали, что с ними происходит. Выводы: камень не  изменился, а семя фасоли проросло. Для знакомства с методикой проведения учебных  исследований провела  три тренировочных занятия. Для  этого потребовались  карточки:  «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг»,  «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др.  Сначала   учащиеся работают в группах: пробуют добыть семечко их шелухи (ореха, ягоды) не  касаясь руками, а потом выясняем,  чем это удобнее было сделать. Дети предполагают, что формы клювов птиц связаны с их образом жизни. На следующем этапе построили ряд по  способностям птиц: хватать и разрывать пищу, расколупывать, доставать из  труднодоступных мест, процеживать воду, долбить. Результатом работы явилась  классификация клювов  птиц по их функции. У ребят появляется масса вопросов о жизни  птиц, изображенных в учебнике. Они подталкивают их к новому заданию. Обсуждая  тему,  дети приходят к выводу, что по внешнему виду клюва не всегда удается понять, для чего  он нужен. После этого можно «выпустить» сборник рисунков о пернатых и их клювах.   Исследовательская работа  «Для чего птицам клюв», была представлена  Мозжериной Ю.,  на школьной конференции и  на фестивале исследовательских работ Портфолио в 2009­ 2010 гг.  Мы разработали следующие этапы проведения учебных исследований (составления  «Энциклопедии одного слова»):  1 этап ­ тренировочные занятия:  А) Коллективная исследовательская фронтальная деятельность учащихся; Б) Коллективная исследовательская деятельность каждого ученика; 2 этап – самостоятельные учебные исследования (индивидуальные или групповые).  Исследовательскую деятельность мы организуем следующим образом. На первом этапе работа над словом проходит фронтально. Дети совместно с учителем  собирают информацию о слове. На следующих занятиях ­ у каждого ребенка своя  страничка нашей энциклопедии, которую он готовит самостоятельно, например, один ученик отыскивает лексическое значение слова, другой – загадку к этому же слову, третий  рисует отгадку и т.д. Таким образом, над одним словом работают все, оформляя каждый  свою страничку. На уроке, прочитав свою страничку, учащийся прикрепляет ее к доске. В  результате на доске появляется вся энциклопедия, собранная коллективно детьми. Все  рады ­ ведь здесь есть частичка и его труда. К следующему слову у него будет уже другая  страничка. Коллективные занятия тренировочного плана провожу, пока дети не освоят  общую схему деятельности, потом можно перейти к другому варианту организации этой  работы – самостоятельной исследовательской практике детей.  При коллективном исследовании слова с непроверяемой безударной гласной организуем на уроке обмен мнениями, дискуссионные формы познания, диалогическое общение,  поощряются различные точки зрения. Это позволяет не только расширять словарный запас  учащихся, но и обучать слышать, понимать и уважать точку зрения другого человека,  умению вести диалог, спор, доказывать, убеждать, анализировать, рассуждать, признавать  свои ошибки – идет взаимообучение.   На втором этапе (самостоятельная исследовательская творческая деятельность ученика  или группы) ребятам предлагается самостоятельно собрать свою энциклопедию  выбранного им слова. При выполнении данной работы образовательное пространство  расширяется. Работа над исследованием слова выходит за рамки урока. Ведь  использование различных словарей, справочной литературы, энциклопедий требует  времени и подготовки. Конечно, не обходится без помощи родителей. Именно они  снабжают детей необходимой литературой, провожают в библиотеки и помогают красиво  оформить работу. Сотрудничество в учебном процессе проявляется в высокой активности  детей, пробуждении интереса к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их  подготовки. Они вместе с учителем открывают для себя новый мир, учатся добывать  знания не только из учебников, но и из других источников: из окружающей жизни, из  сообщений товарищей, от родителей, которые в свою очередь являются помощниками не  только своих детей, но и учителя. Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводим по следующему  плану:  1.Загадка, ответом которой является словарное слово. 2.Рисунок слова (по количеству значений слова). 3.Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.). 4.Лексическое значение (работа со словарями).  Обращается внимание на многозначность  слова. 5.Этимология (происхождение) слова  (работа со словарями). 6.Родственные слова. 7.Синонимы, антонимы. 8.Фразеологизмы (работа со словарями) 9.Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д. 10.Мое творчество.   Например, исследование Абдуллаевой А. «Энциклопедия слова «береза».  В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для  себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность,  самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся  в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в  группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества.  Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет  успешнее учиться. Слайд № 4 “Как выбрать тему исследования” Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если учащийся  точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определится с  темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не  помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам. Может  быть, кто­то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.  «Миллион алых  роз» Белозерова Е. Слайд № 5. “Какими, могут быть темы исследования” Все возможные темы можно условно распределить на три группы:  фантастические;  экспериментальные;  теоретические.  Слайд № 6 “Цель и задачи исследования” После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и  задачами работы. Слайд № 7 “Гипотеза исследования” Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез­предположений  по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную,  поставить на первое место. Слайд № 8 “Организация исследования” Как составить план работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что­то  новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно  пользоваться, а затем выстроить их по порядку.  Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего  мира.  Подумать самостоятельно;  Посмотреть книги о том, что исследуешь;  Спросить у других людей;  Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;  Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;  Понаблюдать;  Провести эксперимент.  Детям предлагается памятка./приложение 1/ Памятка юному исследователю. Моё исследование. 1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование?  «О жизни ..». 2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы?  Что я узнал из литературы?  3. Цель. Что я хочу исследовать?  «Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение  …». 4. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование?  «Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить,  для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…» «Задачи:  изучить литературу о жизни    выявить, чем питаются   установить места проживания ;  выяснить.. рассмотреть  определить   5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую  характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего  населённого пункта: при необходимости ­ название леса, реки, площадь территории, на  которой проводились наблюдения). 6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование? Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт. «Наблюдение начали    5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую  характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего  населённого пункта: при необходимости ­ название леса, реки, площадь территории, на  которой проводились наблюдения). 6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование? Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт. 7. (Описание работы). Мои результаты исследования.  Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением. Работа сопровождается фотографиями, рисунками пеньков, вещественными  доказательствами : обглоданными палочками.  8. (Выводы). Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно  сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи). «Прочитав книги, мы многое узнали о жизни … На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:  Наши результаты исследования и сведения из литературы о жизни  совпадают. Наше  предположение подтверждается. 9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить? 10. Кого я хочу поблагодарить? 11. Использованная литература. 12. Приложения Слайд № 9 – 15 “Методы” Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и  начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь  приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные  материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил  краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к  проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время  консультаций помогаю систематизировать собранную информацию. Слайд № 16 – 19 “Систематизация информации” Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об  этом людям. Что же для этого требуется? Слайд № 20 “Подготовка к защите исследовательской работы” Выделить из текста основные понятия и дать им определения.  Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.  Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.  Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.  Предложить примеры, сравнения и сопоставления.  Сделать выводы и умозаключения. Указать возможные пути дальнейшего изучения.  Подготовить текст сообщения.  Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.  Приготовиться к ответам на вопросы.  Возможные результаты проектной деятельности представление: альбом, газета,  гербарий, журнал, книжка­раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель,  наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник,  фотоальбом, экскурсия. Презентация, или защита проекта, ­ завершающий этап выполнения проекта, когда  учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов  осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали.  Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с  рассказом о своём изделии. Слайд № 21 “От чего зависит успех” Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик  желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик.  Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.   Слайд № 22 “Дорогой друг!” Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования  запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая  исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного,  нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный  исследователь! Новых знаний, новых открытий!   Слайд № 23 – 24 “Результат” В  планируемом результате работы  учащиеся 4 класса должны  знать:  структуру учебно­исследовательской деятельности учащихся;  основное отличие цели и задач учебно­исследовательской работы; объекта и предмета  исследования;  структуру речевых конструкций гипотезы исследования;  основные информационные источники поиска необходимой информации;  способы обработки и презентации результатов.  Учащиеся 4 класса  должны уметь:  разделять учебно­исследовательскую деятельность на этапы;  организовывать деятельность по реализации учебно­исследовательских проектов;  выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;  планировать учебно­исследовательскую деятельность;  пользоваться библиотечными специальными справочниками, энциклопедиями и научной  литературой.  В ходе индивидуальной работы, совместно УЧЕНИК + УЧИТЕЛЬ, на данном этапе,  достигнуты следующие результаты: 4 учащихся проводили исследования, участвовали в  школьной научно­исследовательской конференции, представили свои работы на Фестивале  исследовательских работ «Портфолио».  Предлагаю вашему вниманию Положение о НОУ в начальной школе «Старт в науку», Образовательная программа дополнительного образования детей «Мы – исследователи». Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что  может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда  направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в  сторону дать детям насладиться радостью своего открытия. ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ Используемая литература:  Учебно­методический комплект А. И. Савенкова 1.Рабочая тетрадь  «Я – исследователь». 2.Методическое пособие для учителя  «Методика исследовательского обучения младших  школьников». 3.Статьи Шалагина Елена Александровна,  г. Новоалтайск «Организация  исследовательской деятельности  учащихся начальных классов». 4.Нечаева Надежда Анатольевна. Образовательная программа дополнительного  образования детей «Мы – исследователи».

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017