Выступление на педсовете "Формирование системно-деятельностного подхода при изучении курса ОДНКНР"
Оценка 4.9
Памятки +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
02.03.2019
Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения. Ещё Б. Шоу говорил: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Многие годы традиционной целью российского школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.
Однако проводимые в последние два десятилетия международные сравнительные исследования заставили насторожиться. Результаты российских школьников гораздо ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор). Учиться знать, подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует своё собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы. Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного. Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество. Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду для развития своего потенциала. По сути дела, Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти РФ к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения, в основу которых положен системно-деятельностный подход. Само понятие было введено в 1985 г. Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. Технология деятельностного подхода была разработана педколлективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
Сист.-деят. подход 28.03.2016.docx
1
Формирование системнодеятельностного подхода
при изучении курса ОДНРНР
/выступление на педсовете 28.03.2016г./
Системнодеятельностный подход — основа стандартов второго
поколения. Ещё Б. Шоу говорил: «Единственный путь, ведущий к знанию – это
деятельность». Многие годы традиционной целью российского школьного
образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память
учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно
поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно
превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако проводимые в
последние два десятилетия международные сравнительные исследования
заставили насторожиться. Результаты российских школьников гораздо ниже при
выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях,
содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме.
В докладе международной комиссии по образованию для XXI века под
председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище»,
сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться
познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)
Учиться знать, подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует своё
собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы. Учиться делать
фокусируется на практическом применении изученного. Учиться жить вместе
актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют
равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество. Учиться
быть акцентирует умения необходимые индивиду для развития своего потенциала.
По сути дела, Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые
человеку, чтобы выжить в современном мире.
Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной
власти РФ к разработке и внедрению образовательных стандартов второго
поколения, в основу которых положен системнодеятельностный подход. Само
понятие было введено в 1985 г. Системнодеятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога
культур и уважения многонационального состава российского общества.
Технология деятельностного подхода была разработана педколлективом под 2
руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Данный
подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его
индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и
увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Данная
технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов,
применять которую можно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Напомню основные дидактические принципы:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с
вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для
этого условиях). Задача учителя управлять учащимися, развивать их
познавательную деятельность.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда
результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало
следующего этапа.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка
должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире
(природеобществесамом себе).
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому
обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и
обеспечивает его усвоение на уровне социальнобезопасного минимума
(государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание и на уроке и во
внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы, ориентированной на
реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся
вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов
решения проблемы.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на
творческое начало в учебной деятельности школьников, формирование
способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных
условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме. 3
Чему должен научиться ребенок? Обратимся к старой притче о том, как
пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу,
чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить
ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить
учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными
действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют
фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно
нравственной культуры народов России». Основная миссия курса обогатить
процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры,
развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и
религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный
аргумент является главным в диалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл
отметил: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в
волчью стаю… и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие
юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного
начала».
Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных
традиций многонационального народа России и уважения к ним.
Насущным проблемам современного российского общества были
посвящены темы: «Человек – творец и носитель культуры» «Законы
нравственности часть культуры общества». На занятиях пятиклассники
убеждались, что носителем и творцом культуры во все времена являлся человек,
рассматривали примеры нравственных и безнравственных поступков, взятых из
истории и современной жизни, раскрывали важнейшие нравственные понятия:
добро и зло, честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и
милосердие, правда и ложь, и многие другие. Учащиеся убеждались в том, что
нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда
честен, справедлив, милосерден. Занятиями большой патриотической
направленности явились такие, как «Береги землю родимую, как мать любимую»,
«Жизнь ратными подвигами полна», «В жизни всегда есть место подвигу». На этих
занятиях звучали пословицы и поговорки, былины и сказания, пролистывались
героические страницы боевого прошлого нашей страны, готовились минипроекты
и рисунки. Мы обращались к теме ВОВ, используя имеющуюся в кабинете истории
стендовую информацию, называли имена современных героев. Изучение этих тем
убедило в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни, но как часто
этой жизнью жертвовали во имя спасения родной земли. Большой интерес у
пятиклассников вызвал цикл занятий, посвященный теме труда «В труде 4
красота человека», «Плод добрых трудов славен», «Люди труда», «Семья –
первый трудовой коллектив». Учащиеся выражали свое мнение о ценности труда,
определяли виды труда, рассказывали о профессиях своих родителей, о
распределении трудовых обязанностей в семье, совместно убеждались в том, что
именно труд облагораживает и красит человека, делает его сильнее,
самостоятельнее, лучше. Некоторые школьники делились своими планами на
будущее. Очень оживленным было занятие по теме «Бережное отношение к
природе». Была проведена игра «Счастливый случай», которая расширила
кругозор учащихся в области экологической культуры. Пятиклассники
размышляли об охране природы, о многообразии растительного мира, пробежались
по страничкам Красной книги. В следующей четверти мы продолжим сложную
работу по ознакомлению с основными религиями россиян.
Можно много говорить о важности тем, изучаемых в курсе ОДНКНР.
Главное, учащиеся развиваются – у них вырабатываются социально
коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе. На каждом
занятии присутствуют элементы дискуссионной деятельности – обучающиеся
учатся быть толерантными, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, уважать
точку зрения других. На занятиях стараюсь установить и реализовать
межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным
искусством, биологией, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в
основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики,
например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают
героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и
отрицательные стороны их поступков. В ходе диалогабеседы ученики оценивают
поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Считаю, что в ходе изучения курса ОДНКНР обучающиеся науча
тся:
ценить свою страну, свой народ, свой край, отечественное культурно
историческое наследие;
объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
получат элементарные представления о наиболее значимых страницах истории
страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
уважительно относиться к традиционным религиям;
различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых
нравственных позиций;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, объективно оценивать
их, проявлять инициативу в постановке новых задач;
осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения
учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет. 5
Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди
отвечают на этот вопрос поразному. Ктото говорит о глубоких и прочных
знаниях, другие о воспитании, третьи о развитии интеллектуальных и
творческих сил детей... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна
помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести
верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.
Выступление на педсовете "Формирование системно-деятельностного подхода при изучении курса ОДНКНР"
Выступление на педсовете "Формирование системно-деятельностного подхода при изучении курса ОДНКНР"
Выступление на педсовете "Формирование системно-деятельностного подхода при изучении курса ОДНКНР"
Выступление на педсовете "Формирование системно-деятельностного подхода при изучении курса ОДНКНР"
Выступление на педсовете "Формирование системно-деятельностного подхода при изучении курса ОДНКНР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.