Выступление на педсовете "Одарённые дети"
Оценка 4.7

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Оценка 4.7
Конкурсы +3
docx
Междисциплинарный 4
5 кл—9 кл
03.03.2019
Выступление на педсовете "Одарённые дети"
Проблема раннего выявления и обучения талантливых детей в сфере образования сегодня является одной из самых важных. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом. Поэтому, одной из задач школы на современном этапе является создание необходимых условий для выявления и развития интеллектуальных, творческих, художественных и спортивных способностей детей и подростков. В обыденной жизни одарённость - синоним талантливости. Согласно исследованиям академика А.М.Матюшкина, детская одарённость - это, прежде всего, высокие творческие возможности ребёнка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо области. Одарённого ребёнка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Одарённые дети любознательны, восприимчивы к учению, настойчивы в поиске ответов, испытывают радость от добывания знаний, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» поддержка талантливых детей – одно из ключевых направлений развития общего образования, в рамках которого целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации обучающихся.
Одарённые дети, педсовет.docx
1 Работа с одарёнными детьми: проблемы, поиски, находки. /выступление на педсовете 23.03.2015./ Проблема раннего выявления и обучения талантливых детей в сфере  образования сегодня является одной из самых важных. От её решения зависит  интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом. Поэтому, одной  из задач школы на современном этапе является создание необходимых условий для  выявления и развития интеллектуальных, творческих, художественных и спортивных  способностей детей и подростков. В обыденной жизни одарённость ­ синоним талантливости. Согласно  исследованиям академика А.М.Матюшкина, детская одарённость ­ это, прежде  всего, высокие творческие возможности ребёнка, его способность к достижению  оригинального результата в какой­либо области. Одарённого ребёнка нельзя не  заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми  склонностями и возможностями в каком­либо виде деятельности. Одарённые дети  любознательны, восприимчивы к учению, настойчивы в поиске ответов, испытывают  радость от добывания знаний, часто задают глубокие вопросы, склонны к  размышлениям, отличаются хорошей памятью.  Предложение отбирать и интенсивно обучать одарённых детей, впервые было  высказано ещё Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея  была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одарённых детей  использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую  фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы. Одарённые  отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать  чужое, сколько потенциалом создавать своё. Именно эти 15­20 процентов от общего  количества детей имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или  Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы. Однако, возможность ­ ещё не  действительность. К сожалению, в неблагоприятных условиях творческое начало  нередко слабеет и даже угасает. А значит, от педагогов во многом зависит как личная  судьба одарённых школьников, так и, по большому счёту, будущее страны. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» поддержка  талантливых детей – одно из ключевых направлений развития общего образования, в  рамках которого целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать  возможность самореализации обучающихся.  Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми: ­ принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей    для развития личности; ­ принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 2 ­ принцип индивидуализации и дифференциации обучения; ­ принцип создания условий для совместной работы обучающихся     при минимальном участии учителя; ­ принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных    услуг, помощи, наставничества. Формы работы с одарёнными детьми: ­ факультативы; ­ кружки по интересам; ­ конкурсы; ­ интеллектуальный марафон; ­ участие в олимпиадах; ­ спецкурсы; ­ занятия в профильных классах. Функции учителей­предметников: ­ выявление одарённых детей; ­ корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно­ исследовательского уровней; ­ организация индивидуальной работы с одарёнными детьми; ­ создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня   сложности; ­ подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам,   конференциям школьного, окружного и городского уровня; ­ оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого   отчёта для предъявления на педсовете; ­ консультирование родителей; ­ повышение квалификации педагогов, участие в конкурсах    профессионального мастерства.   развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.  Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе  наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического  мышления. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и  Виды одарённости: ­ художественная или творческая;  ­ социальная; ­ общая интеллектуальная;  ­ академическая. Художественная одарённость, как правило, поддерживается и развивается в    специальных школах, кружках, студиях. Одной из самых распространённых форм  выявления художественно одарённых детей в начальной школе являются рисунки.  Превращая свои зрительные образы в рисунок, ребенок создаёт их такими, какими он видит и чувствует героев своих любимых книг и мультфильмов. Рисунок – это  застывшая речь ребёнка, и чем дальше этот рисунок от рисунка настоящего  художника, тем он более значим, так как отражает впечатления ребёнка. На  школьном стенде регулярно демонстрируются работы, позволяющие проследить   рост детей: от простых рисунков к более сложным,  отражающим новые впечатления  от прочитанного и увиденного. Многие дети являются участниками и победителями  различных конкурсов изобразительного искусства. Одной их форм выявления и  развития художественно одарённых детей школы, являются выставка цветов и  поделок из природного материала в Праздник урожая и цветов, который ранней  осенью традиционно проходит в нашей школе. Ребята совместно с родителями и  учителями оформляют свои работы и композиции, используя при этом самый  разнообразный природный материал – мох, ягоды, цветы, овощи, фрукты необычных  форм, размеров и цветов.  Учащиеся тем самым  развивают свой художественный и  эстетический вкус.  Большой популярностью в школе пользуются сладкие ярмарки,  которые дают возможность каждому почувствовать себя творцом, волшебником­ кондитером. На таких ярмарках каждый может найти угощение на свой вкус.  Учащиеся школы участвуют в поэтических и музыкальных конкурсах, проявляя при  этом не только артистическое мастерство, но и глубину проникновения в смысловую  структуру художественного текста. Многие учащиеся школы занимаются в  танцевальных, вокальных, хоровых кружках, принимают участие в конкурсах разных  уровней, показывая при этом хорошие результаты. Всё это их мобилизует и учит  проявлять упорство. Такие дети являются настоящим украшением всех проводимых  в школе, посёлке, городе массовых праздников. И как не вспомнить прошедшие в  этом году весёлые новогодние и рождественские празднества, Масленицу с их  народными шутками­прибаутками, песнями, играми, традиционными угощениями.  Таким образом, художественная одарённость подразумевает высокое  исполнительское мастерство в поэзии, музыке, живописи, развитие актерских  способностей. У художественно одарённых детей остаётся порой мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по  школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.   Социальная одарённость.  Существует Концепция фундаментального ядра  содержания общего образования – базовый документ для создания базисных учебных  планов, программ, методических пособий и материалов. В этом документе особо  говорится о социальной культуре. Что это такое? Социальная культура – это  осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных,  духовных и нравственных ценностей, вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями, адекватное восприятие ценностей общества, готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной  эпохи. Способность к сознательному, личностному, профессиональному,  гражданскому самоопределению и развитию в сочетании с моральной  ответственностью личности перед семьёй, родителями, народом, Отечеством. В связи с этим социальная одарённость приобретает особое значение. Социальная  одарённость ­ это исключительная способность устанавливать зрелые,  конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одарённость  выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она  предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Эти  особенности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одарённость.  Специалисты выделяют следующие черты лидерской одарённости: ­ интеллект выше среднего; ­ умение принимать решение; ­ ощущение цели, направления движения; ­ гибкость, приспосабливаемость; ­ чувство ответственности; ­ уверенность в себе и знание себя; ­ настойчивость; ­ энтузиазм; ­ умение ясно выражать мысли. Общая интеллектуальная одарённость. Главным является то, что дети с  одарённостью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко  запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки  информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Как правило,  детей с общей интеллектуальной одарённостью много не бывает.  Чаще имеет место быть академическая одарённость, которая проявляется в  успешности обучения по отдельным предметам. Дети могут показывать высокие  результаты по математике или иностранным языкам, физике или биологии, истории  или литературе, физкультуре или информатике, и при этом иметь неважную  успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.  Необходимым принципом работы с одарёнными детьми является принцип  создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальной роли  учителя. Одарённые дети индивидуально, или же под руководством учителя,  используя возможности сети Интернет, заходят на сайты ведущих вузов России,  находят задания повышенной сложности и пытаются справиться с ними  самостоятельно. В обучении интеллектуально одарённых учащихся ведущими  являются методы творческого характера ­ проблемные, поисковые, эвристические,  исследовательские, проектные ­ в сочетании с методами самостоятельной,  индивидуальной и групповой работы. Иными словами, для обучения выбираются  технологии  личностно­ориентированного образования. Многие учёные считают, что на уроках как можно чаще следует давать задания  творческого характера. При этом не следует готовить такие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий, которые  даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим,  поскольку он ставит в заведомо неравные условия учащихся, делит их на способных  и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу как  дополнительные после выполнения основных заданий каждым учащимся. При  выполнении таких заданий оценивать следует только успех (оценкой «отлично»). Кто не выполнил такие задания, тот не получил отличной оценки, но отметка за  выполнение обязательного задания при этом не снижается.  Одарённого ребёнка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать,  делать его предметом радости и гордости родителей и школы. Единственное, что  следует поощрять в ребёнке, это его желание работать ради работы, а не его  стремление обогнать школьных товарищей. Из личного опыта работы с одарёнными детьми.  В своей работе широко применяю технологии проблемного и проектного  обучения и методику обучения в «малых группах». Технологию проблемного обучения рассматриваю как базовую, так как она  обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся  и тем  самым позволяет развивать у детей предметную одарённость. Главным признаком  проблемного обучения является проблемная ситуация, при создании которой учитель направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Одним из  методических приёмов, помогающих решить проблемную ситуацию, является  введение в учебный процесс занимательных фактов, идей, высказываний,  вызывающих удивление, поражающих своей неожиданностью. Основной проблемный  вопрос темы почти всегда записываю на доске и к нему обязательно возвращаюсь на  заключительном этапе урока. Например: Иван IV и его время (основной проблемный вопрос ­ Иван IV: сумасшедший на  троне или непонятый реформатор?) Смутное время и его последствия (основной проблемный вопрос ­ Смута:  катастрофа или возрождение?) Петр I и его время (основной проблемный вопрос – Петр I: злой гений или  спаситель России?) Дворцовые перевороты XVIII века     (основной проблемный вопрос ­  Наследники Петра I: смена правителей или попытка изменить государственное  устройство России?) Екатерина II и её время (основной проблемный вопрос – Правление Екатерины  II: «золотой век» или жестокие времена?) В основе технологии проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Продуктом проектирования может стать презентация, реферат, доклад, оформление  альбома и т.д. Проектное обучение, по своей сути является личностно­ ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и  опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, даёт  возможность получить удовлетворение от результатов своего труда. В настоящее  время учащиеся помогают создать в кабинете «Электронную энциклопедию»  правителей России, начиная от первых русских князей до настоящего президента.  Цель данного проекта ­ привлечь учеников к научно­исследовательской работе. Ведь  по истории очень много спорных вопросов. Как строится наша работа? На каждого  правителя российского государства составляем базу данных, пишем статьи.  Структура работы такова: 1) портрет правителя; 2) биографические данные; 3)  современники правителя; 4) реформаторская деятельность; 5) внешняя политика; 6)  культура; 7) терминология; 8) подборка олимпиадных заданий. Проект рассчитан на  4 года. Реализация проекта необходима в связи с тем, что историю необходимо знать  в лицах, собранные материалы помогают готовиться к предметным олимпиадам.  Ещё один проект мы запустили в этом году и посвящён он памятной дате ­ 70­летию Великой Победы. Проект называется «Бессмертный полк». Задачи проекта: исполнить долг благодарных потомков и увековечить память своих прадедов ­ солдат ВОВ, вернуть их в колонны «Бессмертного полка» с тем, чтобы  они, солдаты Великой войны, шли победным строем в любые времена. Работа учащихся направлена на: ­ организацию поиска материалов для пополнения музейного фонда; ­ оформление и экспонирование материалов;  ­ организацию экскурсий для детей и взрослых; ­ организацию научно­исследовательской работы;  ­ развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики;  ­ организацию и проведение общих мероприятий (краеведческих чтений и круглых  столов, уроков мужества и т.п.) с учащимися школы.  Прогнозируемые результаты данного проекта:  ­ приобретение учащимися знаний по истории  и краеведению;  ­ умений ориентироваться в исторических событиях и фактах,    связывать эти факты с историей родного края; ­ воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края; ­ достижения учащимися высокого уровня умений и навыков    самостоятельной работы;  ­ развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и     презентации творческих работ. Методика обучения в малых группах с использованием игровой ситуации. Эта методика наиболее эффективно применяется на уроках семинарского типа,  уроках­дискуссиях, когда класс разбивается на подгруппы, каждая из которых  заранее получает определённое задание. Эффективна данная методика при изучении тем культуры, общественно­политической или экономической жизни страны того или иного периода. Условие – учащиеся  предварительно получают задания, список  рекомендуемой дополнительной литературы, документов и т. д.  При помощи  информационных технологий учащиеся создают своеобразные мини­проекты на  заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают  необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают. Например, в 8 классе при изучении темы: «Общественное движение 2­й пол XIXв.»,  класс разбивается на три группы – консерваторов, либералов и революционеров.  Группы определяют выступающих, их оппонентов, прорабатывают рекомендуемые  документы, готовят вопросы своим политическим оппонентам. Игровая ситуация  позволяет создать на уроке необходимый эмоциональный настрой и побудить  школьников к более напряженной и разнообразной работе – они учатся  дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, вступать в дебаты.  Особенностью  предметов  истории  и  обществознания  является  большой   объём  учебной  информации:  это  факты,  персоналии,  события,  даты, понятия,  причинно­следственные  связи.  Многообразие  информации  заставляет  тщательно  продумывать методы и способы организации самостоятельной работы, которая  всегда  завершается  созданием  творческого  продукта.  Это  может  быть  биографическая справка,  синквейн, историческое  эссе,  аналитическая  схема,   сравнительная  таблица, опорный конспект, план, тезисы, викторина, тест, доклад,  кроссворд, анализ исторического документа, рецензия на ответ товарища и т.д.  Учащиеся помогают мне оценивать ответы своих товарищей, используя следующий  алгоритм: ­ какое было задание?;  ­ удалось ли получить результат?;  ­ верно или с ошибками? ­ сам или с чьей­то помощью /например, учебника/? ­ по каким признакам мы различаем разные отметки? ­ какой отметки заслуживает выполнение задания данным учеником? Как правило, одарённые дети предпочитают делать самооценку выполнения  задания, при этом очень часто её занижают, что говорит о высоких требованиях,  предъявляемыми ими к себе. Важнейшей формой работы с одарёнными учащимися являются олимпиады.  Предметные олимпиады способствуют углублению и расширению знаний по  предмету. В процессе выполнения олимпиадных заданий ребенку предоставляется  возможность самостоятельно мыслить и находить решения. Подготовка к решению  олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль  отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в  разных источниках. Активно используем электронные пособия, ресурсы Интернет.  Изучив структуру олимпиады, олимпиадные задания разных лет, их типы мною  собран банк олимпиадных  материалов для   подготовки. Это позволяет ученику работать не вслепую, поглощая огромный поток информации, а использовать знания  применительно к конкретной задаче, заданию.  Таким образом, вышеперечисленные технологии, формы и методы работы с  детьми способствуют успешному усвоению знаний по предметам, формированию  гражданских навыков: обогащению социального опыта учащихся путём активного  включения в реальную жизнь, уважению мнения другого человека, открытости к  диалогу. Благодаря этому фактический материал усваивается на более высоком  уровне. Назвать эффективным такую работу позволяет количество призовых мест,  возросших за последнее время, на конкурсах, предметных олимпиадах различных  уровней.       Чтобы быть успешным учителем для одарённых детей ­ необходимо  прежде всего, глубоко знать и любить свой предмет. В дополнении к этому надо  обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одарённым  школьником. Учителя, работающие с одарёнными детьми, меньше говорят, меньше  дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся.  Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся.  Они больше спрашивают и меньше объясняют. Они провоцируют учащихся выходить  за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как  учащиеся пришли к выводу, решению, оценке. Для того чтобы работать с  талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно  самосовершенствоваться. Поощрение одарённых детей: ­ денежные премии; ­ увеличение каникулярного времени; ­ публикация в СМИ; ­ стенд «Лучшие ученики школы»; ­ система поддержки талантливых и одарённых детей на уровне   муниципалитета. Проблемы финансирования решаются через районную программу  «Одарённые дети». Работа с родителями одаренных детей:  ­ психологическое сопровождение родителей одарённого ребенка; ­ совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; ­ поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне  муниципалитета; Что делает одарённого ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает  счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нём как в  личности. Очень важно, чтобы  наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одарённого,  талантливого и любого ребенка именно такое счастливое  для него пространство.  Помните, сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому необходимо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую,  а лишь приумножался.  Список литературы: 1. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по  истории. ­ Преподавание истории в школе, 2007. № 9 ­ 51с. 2. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской  олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы. ­ Преподавание  истории и обществознания в школе. 2008. №1­ 40с. 3. Горский В.А. и др. Система дополнительного образования детей  // Дополнительное образование. – 1999. ­ № 3­4. ­ С.6; 2000. ­ №1. ­ С. 6. 4. Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум – М», 2001. 5. Журнал «Завуч» № 1, 2000г., №7, 2004г. Журнал «Наши дети», №3, 2004 г. 6. Зотова Л.А. и др. Программа развития интеллектуальных способностей  учащихся  – Волгоград: «Учитель», 2011.­127с. 7.  Иванов В.А. О методике краеведческой работы // Пирамида – мАхiма. –       2003. ­ № 1­2. ­ С. 45. 8.  Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории  и обществознания,   9. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися.­М.:  «Молодая гвардия» 1997. 10. Лебедева В.П., Орлов В.А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды, напрпвленной на развитие творческих способностей  школьников//Дополнительное образование.­1999.­№ 3­4 11. Работа общеобразовательной школы с одаренными детьми: поиски и  находки.­М., 1999.  12. Учителю об одаренных детях./Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова.­ М., 1997 13. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун­т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"

Выступление на педсовете "Одарённые дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019