Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.Повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.
Выступление на методсовете по теме «Профессиональная
компетентность учителя»
Компетенция
(от лат. competentio от competo добиваюсь,
соответствую, подхожу) — это личная способность специалиста
решать определенный класс профессиональных задач.
Мастерство учителя – это и есть компетентность.
Изменения, происходящие в современной системе образования в
выдвигают необходимостью повышение
последние годы,
квалификации и профессионализма педагога,
его
профессиональной компетентности.
т.
е.
Под профессиональной
компетентностью понимается
совокупность профессиональных и личностных качеств,
необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие
профессиональной компетентности – это развитие творческой
индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям,
способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
профессиональной
Существует
несколько
типов
Специальная компетентность.
компетентности. Это:
1.
Педагог владеет
профессиональной компетентностью на высоком уровне и
занимается саморазвитием,
а также у него развита
коммуникабельность.
Социальная компетентность. Педагог владеет совместной
2.
профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и
ответственен за результаты своего труда.
Личностная компетентность. Педагог владеет способами
3.
личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая
личность.
4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы
обучения, имеет интуицию выбора метода.
Психологопедагогическая компетентность. Педагог знает
5.
психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого
ученикаК основным составляющим профессиональной компетентности
относятся:
интеллектуальнопедагогическая компетентность – умение
применять знания, опыт в профессиональной деятельности для
эффективного обучения и воспитания, способность педагога к
инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное
качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с
окружающими людьми,
информационная компетентность – объем информации педагога о
себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим
поведением,
контролировать свои эмоции, способность к
рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту
необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от
умения и способности каждого педагога мобилизовать свои
собственные усилия на систематическую умственную работу,
рационально строить свою деятельность, управлять своим
эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой
потенциал, проявлять творческую активность.
Исходя из современных требований, можно определить
основные пути развития профессиональной компетентности
педагога:
работа в методических объединениях, творческих группах;
исследовательская, экспериментальная деятельность;
инновационная деятельность, освоение новых педагогических
технологий;
различные формы педагогической поддержки;
активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
обобщение собственного педагогического опыта.Принципы профессиональной успешности педагогической
деятельности
Принципы
«Принцип фейерверка»:
Раскрой себя!
«Принцип весов»:
Найди себя!
Твой выбор – твои возможности!
«Принцип рейтинга»:
Побеждай! Пробуй! Планируй!
«Принцип успеха»:
Реализуй себя!
Знаю
Хочу
Педагогический замысел
Все педагоги – звезды: близкие и
далекие, большие и маленькие,
одинаково красивые. Каждая
звездочка выбирает свой путь
полета: у одних он длинный, а у
других….
Главное – желание сиять!
Нет прописных истин,
они
рождаются в споре. Вокруг
бушует ураган социальных
противоречий.
Важно быть
самостоятельным в мире. Весы–
качели – символ постоянного
поиска, стремление выработать
свою точку зрения.
У каждого своя программа
развития, цели и задачи. Каждый
выбирает путь движения к
успеху по силам и проявляет
себя в разных жизненных
ситуациях.
Создание ситуации успеха.
Главное – почувствовать вкус
победы. Педагог – равноправныйМогу
Умею
партнер, учитывающий интересы
ребенка,
индивидуальные
способности и потребности.
Вывод. Заключение
Таким образом, профессиональная компетентность педагога
зависит от различных свойств личности, основным ее источником
являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная
компетентность характеризуется постоянным стремлением к
совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений,
обогащению
основой
компетентности является готовность к постоянному повышению
своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую
созидательную личность.
Поэтому именно повышение
компетентности и профессионализма педагога есть необходимое
условие повышения качества, как педагогического процесса, так
и качества образования в целом.
Психологической
деятельности.
А закончить хотелось бы словами В.А.Сухомлинского « Как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет
педагога без творческих порывов.